bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

О патрициях и галлюцинациях 12

Часть 12. Скажи мне, кто твой враг - часть два...

Сегодня мы поговорим о следующем враге христианства - арианстве. Названо оно так по имени основоположника - Ария. Арий жил в третьем - четвертом веках нашей эры. Немного набычим память, и вспомним, что такое 3-4 век нашей эры. А время это интересное, любопытное и во всех отношениях судьбоносное.

Третий-четвертый век нашей эры - это массовые беспорядки в древнем Риме. Посмотрите на список императоров с 200 до 300 года - все императоры этого периода (а было их много), кроме Гостиллиана, умерли насильственной смертью. Зарезали их. Этот период - период максимальной неустойчивости римской власти, римской империи. Именно в это время отдельно управляется Галлия, Пальмирское царство, Иллирия. И только в конце этого периода Константин Великий, первый император-христианин, восстанавливает титул правителя всей империи.

В предыдущей части мы выдвигали конспирологическую (не спорю) идею о том, что христианство было диверсией иудеев против Рима. Логично предположить, что в период шатания власти эта диверсия должна была дать всходы, бомба должна была взорваться. Иными словами, именно в этот период в рядах христиан, внутри них, должны были произойти некие события, которые были бы направлены против Рима, но играли бы на руку Иудее.

Дабы узреть, так сказать, цымес нашего сагуса, нам придется вернуться назад, к докетизму и первому веку нашей эры.

Докетизм появился очень рано, практически в апостольское время. До сих пор докетизм (точнее, его фрагменты) встречаются в гностических школах. Где у нас распространены гностические школы? Правильно, ныне это Ближний Восток, Средняя Азия. В Эпоху апостолов это был также север Африки - так называемая Александрийская ветвь церкви. Было три великих ветви - Византийская, Римская и Александрийская. Из них одна - Александрийская - куда-то пропала. Сейчас мы увидим, куда.

Если предположить, что докетизм был способом перехвата франшизы с целью формирования в Римской империи пятой колонны, то логично предположить, что это сопровождалось какими-то процессами и в Иудее. Открываем раздел "Иудейские войны" и видим - восстание 66-71-го года удивительно коррелирует с появлением докетизма. Продолжаем далее. 115-117 - Вторая Иудейская война, взятие римлянами Масады. Еврейская диаспора, пользуясь тем, что Траян был отвлечен войной с парфянами, решила немного повоевать. Восстанием был охвачен также Кипр, Египет, Месопотамия, Палестина - вот уж действительно исконные иудейские территории! Самое важное для нас - восстанием была охвачена территория Александрийской ветви христианства.

Можно, конечно, упасть в конспирологию и с умным видом кивать головой - мол, все ясно - но мы так делать не будем. Предположим, что это - совпадение. Предположим, что докетизм есть сугубо христианская ересь, и к иудеям не имеет никакого отношения. Как всегда - посмотрим на врагов докетизма. А одним из главных врагов докетизма был Игнатий Богоносец. Игнатий был первым крупным христианским автором неиудейского происхождения, жил в Антиохии (Турция), и боролся с докетизмом в промежутке между первой и второй иудейскими войнами. В 107-м году был брошен львам на арене. Второй борец с докетизмом - вообще малоазиатский грек.

Ребят, христианство пришло из Иудеи, количество "теоретиков революционной борьбы" из числа иудеев среди христиан - зашкаливало. Почему с внутрицерковной ересью ни один из них не боролся? Не считали за ересь?

Ладно. В коне Второй Иудейской войны римляне устроили иудеям резню, мало отличающуюся от той, что устроили иудеи римлянам в ее начале. По старому принципу "око за око". И тут я их понимаю. Иудеи, в конце концов, не могли не понять, что вот просто так брать и резать потенциальных союзников, а в перспективе - дармовую рабочую силу - глупо и опасно. Они должны были перейти к иным методам. И они перешли. В 202 году Септимий Север, император Рима, посетив Палестину, запретил под угрозой жестоких наказаний обращение в иудаизм и христианство... Тут все бы ничего, все понятно - обычные гонения на христиан, но вот режет мне слух вот это "обращение в иудаизм". Тут в чем дело? Тут дело в том, что миссионерство среди иноземцев у евреев не принято. Септимий Север - император Рима. Если он говорит о запрете обращения в иудаизм, значит это не просто так, не один-два случая, значит это - массово. Да и к христианству иудеи относятся как к производной от иудаизма, считая, что бог как бы один, и религия одна. Ремарка Септимия Севера о запрете обращения в иудаизм говорит о том, что процесс подготовки реванша шел, и шел полным ходом. Ларчик раскрывается просто:

В 117 году император Адриан решил построить на месте Иерусалима римский город Элия Капитолина, который должен был бы украшать храм Юпитера. Одновременно был принят указ о запрете обрезания. Эти меры и стремление к превращению Иерусалима в языческий центр вызвали восстание Бар-Кохбы, которое было жестоко подавлено. В 135 году слово Иудея было стёрто с карты Римской империи, поскольку провинция отныне стала называться Сирией Палестинской.

Утеряв государство, уничтоженное жестоким завоевателем, иудеи начали массовое привлечение единоверцев. Во вполне понятной жажде отомстить...

Если мы будем смотреть на все происходившее в то время с точки зрения нашей конспирологической теории, то логичным будет следующая картинка. Сперва восстают евреи - то есть этнические иудеи. Тут же это дело (то есть порезать-пострелять) подхватывают новообращенные иудеи. А потом? А потом знамя должны были подхватить следующие, но кто? И вот тут на первое место в нашем рассмотрении выходит фигура Ария. И дело даже не в арианстве, как учении (хотя мы и до него дойдем). Дело в том, что Арий был уличен в мелитианстве (и даже отлучен за это). А что же такое это мелитианство? О-о-о-о... Мелитианство - это очень интересная штука:

Вопрос о падших, видимо, не имел места в первоначальной истории раскола, а выдвинут был как благовидный предлог мелитианами для оправдания своего отделения от церкви. Не против дисциплины в отношении к падшим, а против существующего в Египте церковно-административного строя направлялся раскол Мелития. Совершая хиротонии в чужих парикиях, Мелитий затрагивал права других епископов и вместе с тем права архиепископа александрийского. Централизация в церковном строе Египта уже в то время была весьма сильна: все епископы в Египте были посвящаемы или архиепископом александрийским или не иначе, как с его дозволения. Таким образом, каждая хиротония епископа, совершенная Мелитием, была вторжением его в права архиепископа александрийского. В новейшее время хотят осветить дело Мелития с другой точки зрения: говорят, будто бы он хотел добиться лишь автономии, самостоятельного правления для Фиваидской области, которая была населена, правда, природными коптами, но говорившими на своем (особом) отличном от северного диалекте. Но против такого мнения говорит самый факт: 29 рукоположенных Мелитием епископов распределяются равномерно по областям; следовательно, он не стремился только к автономии Фиваидской области с ликопольским епископатом во главе, а действовал как александрийский архиепископ. Мелитианство крепче держалось в верхнем Египте, на почве слабо затронутой эллинскою культурою. Епископ Ликополя, самого выдающегося по своему гражданскому значению города в нижней Фивиаде, Мелитий, естественно, мог претендовать на такое же положение в верхнем Египте, какое александрийский архиепископ занимал и в нижнем и во всем Египте.

Что произошло? Некий деятель решил, пользуясь модным трендом, создать новую, собственную церковь для себя любимого. Хорошо бы в каком-то одном месте, но он это делал повсеместно. У Болотова по этому поводу написано еще более интересно:

Веронские документы (в подлинности которых никогда не возникало сомнения) представляют древний, часто неясный латинский перевод греческого утраченного подлинника и содержат: 1) послание Филея, епископа тмуиского, от имени его и других трех епископов исповедников (по Euseb. h. e. VIII, 13, все они скончались мученически), 2) заметки современника и 3) послание Петра александрийского к александрийскому народу— Из этих документов видно, что с вопросом о падших мелитианский раскол не имеет связи. Епископы исповедники упрекают Мелития, своего "возлюбленного сослужителя", за то, что в парикиях епископов исповедников он, не спрашивая соизволения ни от них, ни от архиепископа, совершает хиротонии. Так как все взятые под стражу епископы для управления своими парикиями поставили пресвитеров периодевтов, то Мелитий не может оправдываться ссылкою на то, что церквам недостает пастырей. Даже если бы до него дошли слухи об их мученической кончине, и тогда он, проверив эти слухи, должен бы был испросить соизволения архиепископа. Но Мелитий, не входя в сношения ни с Петром, ни с исповедниками, прибыл в Александрию. Два честолюбца (по-видимому, пресвитеры), Арий и Исидор, указали Мелитию периодевтов Петра. Мелитий отлучил их и поставил двух пресвитеров. Узнав об этом, Петр писал александрийцам, чтобы они с Мелитием не имели общения, и дело его обещался представить на рассмотрение собора епископов. Из Афанасия Великого мы узнаем, что Петр действительно на соборе в 305—306 гг. обвинил Мелития во многих противозаконных деяниях и даже в жертвоприношении (идолам). Низложенный Мелитий к другому собору не апеллировал, но образовал свое особое схизматическое общество и враждовал против Петра, Ахиллы и Александра александрийских (Александра мелитиане обвиняли даже пред императором).

Оправлывая свои поступки, мелитиане говорили, что речь идет о "вопросе о павших" - то есть о христианском статусе лиц, отказавшихся от Христа во время гонений. Мелитиане стояли за крайнюю строгость в этом вопросе. Фактически же речь шла о попытке создания распределенной альтернативной церкви. Дабы упрочить свои церковные структуры, они доказывали "истинность" собственного учения тем, что не отступились во время гонений от веры. Но ведь мы-то помним, что даже апостол Петр трижды отрекся от Христа...

Требуя окончательного отлучения от церкви падших, Мелитий фактически ставил себя выше Христа, выше церкви, ставящей в основу милость, "приспосабливая к делу" самых фанатичных и амбициозных. Есть такое выражение в католичестве - "быть святее Папы". Так вот - Папы еще не было, а тенденция уже была. К чему это? А к тому. Константин еще не стал Первым и Великим, он еще ведет войны со своими противниками, еще 18 лет до объединения Римской империи под его властью, еще 6 лет до того, как Константин начертит на щитах своих воинов ХР, а в церкви уже вовсю зреет заговор фундаменталистского толка...

И вот наш герой Арий уличен в милитианстве и отлучен. Спустя некоторое время он раскаялся, и был рукоположен в пресвитеры Александрийской церкви (ой, какая интересная церковь!). И именно там он вовсю проповедовал арианство... Суть арианства заключалась в отрицании единосущности Христа и Бога. Христос у ариан имеет начало и сотворен богом.

Если мы предположим, что Христос был сотворен, то единственный "настоящий бог" - это бог иудейский, Иегова (Яхве). В этом случае ариане являются закономерным резервом кадров для нового, последнего еврейского восстания, цель которого - сокрушить Рим. Рим и так трещит по швам, в Риме нет единоначалия, идет жестокая междоусобная война. И вот в этой вот ситуации некто Арий, в некоей Александрийской церкви (а мы помним, где Септимий Север увидел обращение в иудаизм граждан империи), проповедует вторичность Христа. Все бы хорошо, если бы Арий не был милитианином. Милитиане презирали тех, кто отвернулся от церкви в годину гонений - и сам отступил от церкви в годину успокоения...

А вот это мне уже непонятно.

И вот тут мне хочется трижды сплюнуть через левое плечо и перекреститься. Потому что в борьбе с конкурентами Константин повелевает начертать на щитах своих воинов ХР. 312 год - вдруг неожиданно на щитах "супостата" появляется христианская символика.

Это был крах. Крах, которого не знала еще история. Был народ, отчаянно мечтающий мстить. Были неофиты, готовые ради веры пойти на смерть. Был колоссальный резерв, готовый присоединиться к борьбе. И вдруг - враг сменил обличье... После 312 года христиане - хоть ариане, хоть нормальные - воевать с Римом не стали бы. Потому что император Рима - Константин - сам использовал христианскую символику.

Я не знаю, что делали в следующие 12 лет евреи, что делали иудеи-неофиты, но накал борьбы между арианами и "нормальными" христианами доходил до уличного мордобоя, причем - вплоть до оскорбления символов власти. Если бы это было во времена Нерона - некоторое количество ариан было бы брошено на арену, и это стало бы фактором, который навсегда разделил бы ариан и христиан. Который превратил бы ариан в иудеев. Вместо этого Константин берет и созывает Первый Никейский Собор. Собор, посвященный исключительно символу веры и конфликту ариан с христианами... Вдумайтесь - Константин еще язычник, к церкви никакого отношения не имеет - и вот он собирает собор и на нем председательствует... Всего-то конфликт двух ребят из одной церкви - один епископ, другой пресвитер. Собор принимает Символ Веры (который мы знаем сейчас) и отправляет Ария в ссылку...

В 325-м году произошло это некислое действо, а уже в 328-м тот же Константин возвращает из ссылки руководство ариан. Так и хочется сказать - дабы разобрались с тем, почему их бывшие соратники с евреями якшаются. Уже в 328-м году "колесо репрессий" начало вращаться в противоположную сторону. В ссылку были отправлены сторонники Троицы, а император Константин, всю свою жизнь бывший язычником и императором, на смертном одре 337-го года принял арианство.

Почему же Константин - язычник, император, арианец - почитается и в православии, и в католической церкви святым? Вот цитата из Григория Богослова:

А как ныне в учении о Боге — три недуга: безбожие, иудейство и многобожие, и из них защитником первого Ливийский Савеллий, второго — Александрийский Арий, а третьего — некоторые из числа чрез меру у нас православных.

Дело в том, что сохранить империю перед лицом настоятельно провоцируемой (по нашей версии) иудеями гражданской войны можно было, только выбив из-под них базис поддержки. Приняв арианство, Константин тем самым устранил противоречие между арианами и империей, сделав из них естественных врагов иудеев. Никогда не веривший в Христа, Константин тем не менее поступил полностью по-христиански - подставил иудейству в лице ариан вторую щеку, здраво рассудив, что церковь сама рассудит. Воля к жизни церкви оказалась достаточно сильной - несмотря на Антиохийский Вселенский собор 341-го года и Миланский собор 355-го, Первый Константинопольский собор 381-го года арианство осудил. Евреи же, после всех описанных событий, на века оставили у европейцев память, аукающуюся им до сих пор...

В прошлой части мы высказали некую конспирологическую идею о том, что христианство было идеологической диверсией иудеев против римской империи. И если после рассмотрения докетизма у нас возникло некое подобие понимания того, что это возможно, то арианство явило нам цымес нашего сагуса во всей красе. И даже не важно, правы ли мы на самом деле в своих конспирологических изысканиях. Мы не историю религии пишем, а разбираемся в таком понятии, как европейская идентичность. И на примере арианства мы видим, как формировались франшизы, как они перехватывались, какие страсти-мордасти вокруг крутились. Очень жалко евреев, потерявших свою страну. Но давайте будем честными - евреи имели свою собственную идентичность, и буде их план увенчался бы успехом - империя погрузилась бы в хаос, и неизвестно, какова бы была сейчас история Европы. Потому что ничего подобного Риму евреи не смогли бы построить - у них было нечем... И если сам Григорий Богослов говорит о иудейских корнях арианства - значит, не так мы далеко от истины.

И еще это значит, что нам предстоят следующие штудии. До новых встреч.
Tags: О патрициях и галлюцинациях
Subscribe

  • О прорыве

    Я считаю - это прекрасно. Нет, это даже восхитительно! Почему? Ребята, Ковидла - не единственная зараза на нашем жизненном пути. Понимаете?…

  • Что стряслось у СБУ?

    Что-то я не вижу новых роликов Шария. Раньше он по два-три в день штамповал, как машина, а теперь говорит, мол, столько материала - выбрать не могу.…

  • Синемафилическое

    Короче, посмотрел я " Хищные птицы". Давайте разбираться. Фильм построен в жанре супергеройского боевика. Ну то есть сцен насилия…

promo bigdrum февраль 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments