bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

PRE-IPO | LISA Airplanes



Посмотрел ролик, и так и захотелось мне сказать - "Бедная Лиза!". :)

Гхм.

Давайте подумаем вместе. Прежде всего нужно сказать, что это французы. А Франция - одна из старейших великих авиационных держав мира. Традиции у нее есть, и традиции славные. Однако нужно также признать, что вместе с экзистенциализмом и миньетом французы также изобрели и своеобразный подход к конструированию самолетов. Короче - мсье знают толк в извращениях... :)

Итак.

Базовая идея самолета - снижение аэродинамического сопротивления и повышение аэродинамического качества. Обтекание Лизы, естественно, гораздо лучше, нежели вот у этого:



И тут можно сказать, что французы достигли своеобразного абсолюта. Но вот вопрос - где именно и как именно это сильное качество проявляется? А проявляется оно исключительно в крейсерских полетах, то есть - в спокойных полетах на максимальную дальность. Естественно, пилоты-любители любят путешествовать, однако все-таки большинство легких частных самолетов на максимальную дальность не летают. Скорость 220 км/ч при перегоночной дальности в 2000 км - это девять часов в кабине. В кресле. Непрерывно управляя самолетом. Это полный световой день. Нельзя размяться, нельзя сходить в туалет, с утра до вечера в кабине. Это - испытание даже для молодого организма, что же говорить о пилотах в возрасте.

То есть при дальних перелетах, на которые этот самолет способен, пилоту, если он не Терминатор - придется делать посадки "на перекур".

Теперь мы говорим о взлетно-посадочных характеристиках.

Подводные крылья, не мешая или почти не мешая присесть на пляжик, вместе с тем мешают нормальной парковке возле пирса. Вот такой:



Соответственно, посадка для "размять ноги" возможна только на слип, пляж или твердую полосу. Это раз. Второе. У Лизы есть шасси.



При этом (совмещение колес и лыж) подразумевается вездеходность шасси. Ну типа ни снег нам не страшен, ни песок. Вроде бы разумно, на первый взгляд... Но только на первый. Просмотрев на видео процедуру уборки шасси, можно увидеть, что механизм уборки сложный, и имеет много шарнирных пар на уровне лыжи. То есть как раз там, где в сложных условиях образуется грязь. Сами лыжи убираются заподлицо с фюзеляжем, образуя его поверхность. Если при взлете лыжа зацепит камышину какую - шасси не уберется. Если шарнир заклинит - шасси не уберется. Вывод - про сложные и травяные полосы можно помнить только в том случае, если это английский газон, недавно подстриженный и подметенный.

Частный самолет - штука дорогая. Потому большинство частных самолетов, даже очень популярных, имеют неубирающееся шасси. Механизм уборки шасси, размещение точек крепления шасси внутри фюзеляжа - все это утяжеляет и удорожает конструкцию. А у Лизы вдобавок гидрокрылья имеют переменное положение. То есть - мы не только шасси убираем-выпускаем, но и гидрокрыльями машем. И если привод гидрокрыла откажет... Короче, вы поняли...

Далее. Гидрокрылья разнесены в стороны. В результате Лиза обладает главным недостатком поплавковых гидросамолетов - она не может взлетать либо садиться на волну под углом. Смотрим на летающую лодку:



При любом угле к волне площадь контакта расположена по миделю самолета, и самолет не имеет опрокидывающего момента. А вот на поплавковом гидросамолете поплавки входят в гребень волны неравномерно, как и гидрокрылья Лизы, отчего возникает опрокидывающий момент, возможен переворот самолета, его разрушение и затопление.



То есть взлет и посадка на воду у Лизы ограничены по метеоусловиям.

Далее. Развесовка. Мотогондола размещена на киле. При нормально работающем двигателе это дает вибрации. С учетом плеча и сечения хвостовой части фюзеляжа - это требует усиления. То есть хвост перетяжелен. При обдуве пропеллером управляемость получается высокой (за счет потока воздуха), но при остановке двигателя реакция самолета на рули резко ухудшается. А если еще винт не отфлюгируется - так вообще будет несладко.

Кстати, автофлюгирующийся винт - очень дорогое удовольствие.

Итак, развесовка.

У обычного самолета и гидросамолета двигатель, кабина и все прочее размещено так, что подъемная сила стабилизатора практически нулевая. Потому у него крылья большие, а стабилизатор маленький.



У Лизы же тяжелый мотор висит на хвосте, и требуется несущий стабилизатор, который должен создавать подъемную силу. Фактически Лиза - это биплан-тандем, точнее - полутораплан-тандем. В принципе биплан-тандемы есть, и есть замечательные, например рутановский Квики просто великолепен в качестве крейсера.



Однако в случае Лизы мы имеем одно хреновое НО. В полете стабилизатор - по факту заднее крыло - обдувается двигателем, и за счет обдува его подъемная сила высокая. А при остановке двигателя в полете обдув прекращается, и подъемная сила стабилизатора резко падает. Самолет заваливается на спину, теряет скорость и получается сваливание, штопор, капут. А если винт не отвлюгируется, и фактически начнет затенять стабилизатор (и тормозить самолет) - процесс задирания носа будет неконтролируемым и окончится катастрофой. И мы же с вами помним, что при прекращении обдува реакция на рули резко ухудшается, правда?

При остановке двигателя в полете на Лизе пилот должен резко давать ручку от себя, иначе - смерть.

Таким образом, мы имеем чувствительный к условиям эксплуатации, потенциально опасный самолет за очень большие деньги.

Но - зато очень красивый.



Dixi.
Tags: Мысли дилетанта, Неоднозначное, Се ля ви...
Subscribe

  • Обожаю украинские телоеэфиры

    Вот смотрите. На 3:50. Украинский весь из себя патриот говорит следующее: "Але цікаво, те, що я особисто помітив - Росія змінюється. Чому…

  • Вот точно про Украину...

    Барин-просветитель - это про Данилова с Зеленским, которые желают думать, что они уже в Англии, со своим обязательным введением английского…

  • Об осознании

    Знаете, я думаю, что россияне уже утомились побеждать в войнах, о которых они понятия не имеют... Я вот себе так представляю. Просыпается Путин,…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments