bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Не до конца додумал...



Нужно добавить пару мыслей. Да, низкий уровень подготовки, дисциплины и самодисциплины летного и технического персонала. Но как он образовался?

В СССР была единая система летной подготовки. Данная система летной подготовки включала обязательную учебную программу с налетом, и единую систему экзаменования (сертификации) курсантов. Как это работало? Любой зеленый пилот сразу после училища, приходя работать, гарантированно имел одну и ту же подготовку. Потому на месте работы инструктора знали, чего именно в данных конкретных условиях ему не хватает, у них уже были отработаны методы обучения. Однотипный курсант на входе плюс однотипная система подготовки равно однотипный гарантированный результат на выходе. То есть - пилот средней квалификации, который точно умеет, и который точно готов. Сейчас, с распространением частных воздушных школ, качество подготовки курсанта на входе в общем случае не гарантировано. А тот факт, что ресурсная база летных училищ времен СССР и частных школ как бы не сопоставима, автоматически влечет следствие - современные пилоты-новички хуже подготовлены, чем пилоты-новички времен СССР. И потому задача инструкторов на местах значительно усложняется. Нужно не просто доразвивать пилота в нужном направлении, дотягивать его, надо еще и косяки исправлять, и безграмотность в отдельных моментах ликвидировать. И все это без наличия единой системы экзаменов (сертификации), облегчающей эту задачу.

То есть - первой причиной снижения культуры пилотирования является разрушение системы обучения и подготовки пилотов.

К слову сказать, в военной авиации, где система подготовки, учебные планы и система экзаменов сохранились - качество пилотирования все-таки повыше будет. Да, военные самолеты падают, в том числе по вине пилотов. Однако это объясняется гораздо более строгими и экстремальными условиями работы. В общем и целом военная авиация после распада СССР понесла ущерб в системе подготовки по налету, по наличию учебных самолетов и так далее, потеряла много кадров летного состава, что снизило уровень готовности строевых частей, однако, сохранив костяк системы подготовки - она находится в гораздо лучшем состоянии.

Почему система частных школ работает на Западе и плохо работает у нас? Очень просто. Другая структура рынка рабочей силы. На Западе пилот без резюме никогда не попадет на пассажирский лайнер. Ему придется начинать с маленьких самолетов, ему придется возить грузы, ему придется долго оббивать пороги в поисках работы. Конкуренция на место высочайшая, и пилотов отбирают лучших из наличия. То есть - при сохранении частной системы подготовки происходит гораздо более строгий отбор. У авиакомпаний там гораздо больший налет, гораздо более развитая наземная инфраструктура поддержки, и потому там гораздо проще решать задачи ЧП в воздухе. В Сибири полос мало - в небе над Европой, и тем более над США, можно всегда выбирать, куда садиться. Воздушное пространство перекрыто радиолокационными станциями, в небе всегда много самолетов, которые могут оказать помощь. Таким образом, пилот, отобранный из большого количества кандидатов, попадая в ЛП, оказывается в заведомо более легких условиях, нежели над бывшим СССР.

В советские времена были большие учебные центры переучивания на основе летных отрядов (у Ершова хорошо описано). На Западе компании обучают-переобучают пилотов, пользуясь услугами производителей и их партнеров. Тренажеры, обязательные учебные курсы, литература и так далее. Ничего этого здесь нет, либо есть за невменяемые деньги совершенно недостаточного качества.

То есть первая причина заключается в несоответствии учебной системы объективным условиям "среды обитания".

Вторая причина - утечка мозгов. Каждый пилот ГА, "выбившийся в люди", стремится уехать туда и летать там. За большие деньги. Дрейф кадров огромный. Люди, которые могли бы быть инструкторами, наставниками - утекают. Это еще снижает качество системы подготовки летного состава. И удерживать силой не получится - начнут бежать, как в советские времена. При этом следует сказать, что там наши пилоты попадают в общие для всех условия. Тоже конкуренция при приеме на работу, экзамены, обучение и так далее. И поскольку получается не у всех, не всегда, и порой не так - можно говорить о том, что качество наших лучших пилотов сопоставимо с качеством их средних пилотов. И вот там наши пилоты, в случае ЛП (тьфу-тьфу) оказываются совсем в иной ситуации, нежели у нас. Отказ двигателя в Европе, и отказ двигателя над Сибирью - это два разных отказа. Один и тот же пилот в небе над Европой справится, а в небе над Сибирью - нет.

Третья причина - отсутствие нормальной государственной системы поддержки авиации. Прежде всего необходим анализ состояния системы подготовки, начиная с программ и реального учебного процесса частных школ. С определением проблем в первую очередь. Ибо даже в летных школах инструктора порой допускают такие грубые ошибки пилотирования, ажно диву даешься. Так, например, несколько лет назад разбился Як-18Т в учебном полете с инструктором. Инструктор при взлете сперва пошел в резкий набор высоты, а затем додумался сделать вираж влево. Интенсивный маневр на недостаточной скорости при недостатке высоты привел к падению самолета в лесополосу и гибели обоих пилотов. Так вот, такие косяки надо искать, находить и тщательно документировать. Далее требуется анализ объективных условий эксплуатации воздушных судов над территорией страны. Требуется определить, какие именно знания и навыки должен иметь пилот, чтобы уверенно не убиться в нашем небе. Затем следует произвести сопоставление реальных учебных программ, с учетом реального состояния их исполнения, и требования конкретного, очень сложного неба. Опять же - у Ершова есть что почитать об этом.

И только потом можно работать над нормальной программой летного обучения для новых курсантов ГВФ.

Следует использовать опытных пилотов на инструкторской работе, при поддержке государства, предлагая им соответствующие компенсации, поощрения и так далее. За государственный счет - авиакомпании этого не вытянут, по крайней мере поодиночке. Единый план летной подготовки и повышения квалификации, оплачиваемый всем миром, и приспособленный к родному небу - даст нужное повышение среднего уровня подготовки пилотов. Возможно, чтобы это не было напряжно для авиакомпаний и бюджета, следует использовать для опытных пилотов временную работу инструктором. То есть - девять месяцев в небе на коммерческой линии, два месяца - в центре подготовки инструктором, месяц - отпуск. В таком варианте пилот высокой квалификации, желающий быть инструктором, столкнется с двойной проблемой. С одной стороны, он должен не растерять навыки линейного пилота, и с другой - сохранять навыки инструктора. И вот эта вот вторая задача в "межсессионный" период приведет к тому, что пилоты-инструкторы, для сохранения инструкторских навыков, будут "подтягивать" обычных летчиков прямо на рабочем месте. То есть обучение будет происходить не только в процессе командировки в центр обучения - но и в авиакомпании. В результате в процесс повышения летного мастерства будет вовлечено гораздо больше людей, а его темпы будут гораздо выше.

Таким образом, мне думается, что вопрос с подготовкой летного состава решаем, просто нужно учитывать, что каждая система подготовки создавалась в конкретных условиях для решения конкретных задач, и простое перенесение их методик сюда не могло не породить проблем уже само по себе.
Tags: Мысли дилетанта, Неоднозначное, Се ля ви...
Subscribe

  • Ржу

    Благодаря наводке colonelcassad смотрю этот чудесный ролик. Дюна Ходоровски, возможно, стала бы вторым Чужим - тем более при наличии Гигера, Пинк…

  • Удивительный Ютуб сегодня...

    Пестрит сценами разоблачения шпионов. Я так понимаю (учитывая персонализацию выдачи на основе профиля) - кому-то скучно... Ребята, в журнал…

  • Медузы не видели...

    Катер с девятью пассажирами затонул у побережья Севастополя 29 июля. Известно, что на расстоянии около 10 километров от берега люди увидели в…

promo bigdrum февраль 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments