bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Ворон - 4



Предыдущее: 1, 2, 3.

Ну что, продолжаем.

Итак, мы немного познакомились с личностью Маяковского, увидели его художественную сверхзадачу, немножко поговорили о поэзии и увидели разницу между восторгом поэтическим, восторгом от художественного восприятия читателем стихотворения, и восторгом административным, на примере Владимира Ильича Ленина. Последнее мы сейчас акцентируем особо, ибо это - центральное. Восторг поэтический - это восторг эстетический, восторг чувственный, происходящий от интеллектуальной деятельности восприятия и интерпретации стихотворения, в то время как восторг административный - это полезность.

Практическая польза в данный момент времени.

Чтобы понять разницу между одним и другим, нам придется разобрать несколько ситуаций. В конце концов, природа не терпит пустоты, и кроме того - не создает излишних сущностей, она просто их не кормит, и они дохнут с голоду. И если природа выдает на-гора нечто эдакое (а общество тоже как бы природа) - значит, в том есть польза и необходимость. Если звезды зажигают, значит - это кому-нибудь нужно.

Обсуждая поэзию, мы выделили ее в отдельный вариант риторики. При всей кажущейся отделенности риторики от практики мы обнаружили, что риторика представляет собой изумительную игру разума. Да, практически риторика применима едва политиками и адвокатами, однако при более глубоком рассмотрении оказывается, что она задает стандарты социальной коммуникации и формирует мышление. Тут хочется привести одну известную киноцитату:



Вот точно так же и риторика. Риторика хороша для того, у кого она есть, и плоха для того, у кого ее не окажется в нужное время...

Теперь мы открываем постоянно упоминаемую мной книгу "Хомо люденс" Йохана Хейзинги и замечаем в ней целый раздел "Игра и поэзия". Поэзия - это игра, и как всякая игра, она внешне бесполезна, несмотря на заложенный в ней глубокий практический эволюционный смысл. В книгах "Эмоциональный мозг" и "Мотивированный мозг" Симонов исследовал роль гормонального ответа на эмоциональные эффекты при различных видах деятельности, и установил, что восторг (эйфория) у ученого, совершившего открытие либо решившего задачу, точно такой же, как у футбольного болельщика, когда его команда забивает гол. Откуда следует очевидный вывод, что интеллектуальная деятельность не менее эмоциональна, нежели любая другая, подчинена тем же законам, и соответственно, интеллектуальные игры имеют точно такое же физиологическое значение и результаты, как и игры физические. Восторг шахматиста, и зверский крик штангиста, поднявшего рекордный вес - одной и той же природы, гормонально-эмоциональной...



Давайте вспомним "ай да Пушкин, ай да сукин сын!". :)

Точно так же, как существуют различные виды спорта, точно так же, как спортом сфера игр телесных не исчерпывается, включая все многообразие "бесполезного" времяпровождения, включая разные классики, "вышибалу", пляжный волейбол и так далее - точно так же и деятельность интеллектуальная, сообщая нам восторг в определенных аспектах, благотворна. В советские времена о человеке, у которого есть хобби, отзывались с уважением. И даже в наше время человек, лишенный хобби, вызывает отчуждение. Бесполезность в смысле игр физических, отсутствие реального смысла в качании железа перебивается очевидно видимым тренировочным эффектом, пользой для здоровья. Физические тренировки, хотя бы и прогулки - они бесполезны сами по себе, но полезны опосредовано. И в данном смысле полезна любая "бесполезная" деятельность, сопровождаемая физическими нагрузками. Вряд ли кто будет оспаривать данный факт.

Но кто сказал, что деятельность интеллектуальная, которая "бесполезна" - действительно является таковой?

Подобно тому, как не всем дано поднимать рекордные веса, бегать с рекордными скоростями или рекордно высоко прыгать, точно так же не всем дано испытать восторг при виде теоремы, радость от удачной матмодели, просто удовольствие от логически обоснованного и подтвержденного экспериментом эффекта. Однако это не значит, что индивидуальная интеллектуальная деятельность, не связанная с какими-то практически значимыми вещами, бесплодна. Точно так же, как эффектом от прогулок может стать долголетие (хотя какие там нагрузки), точно так же и логические задачки, решаемые систематически, в интеграле дают привычку к работе мозга. Головоломки всякие.

Или - поэзия.

Ценность поэзии заключается также и в том, что в отличие от головоломок, поэзия доступна всем. Каждому доступна. Поэзия универсальна. Именно бесполезная, игровая поэзия - она проникает всюду. Стишки-считалочки. Стишки-садюшки (о, теплые ламповые воспоминания детства). Стишки шуточные, стишки игривые, стишки-однодневки. Это все поэзия такой, какой она должна быть, чтобы исполнять свою функцию допиливания напильником вашей риторики, вашего дискурса. Конечная цель поэта не в том, чтобы написать суперпоэму, от которой все охренеют. Конечная цель поэта - привнесение поэзии, поэтичности в вашу жизнь, во все ее аспекты и формы. И в жизнь простого рабочего, и в жизнь ребенка, и в жизнь академика. К слову сказать, в советское время именно академики, люди казалось бы, большой пользы и огромного труда, сопровождавшегося диким дефицитом времени - как раз поэзию очень любили и уважали.

Поэзия должна быть свободной и бесполезной - именно тогда она приносит максимальную пользу. Ту пользу, которую она должна приносить согласно самой своей сути. Только бесполезная поэзия, в смысле, поэзия без административного умысла - только такая поэзия, употребленная в нужное время, дает максимальный синергетический эффект. Если у вас на каждую жизненную ситуацию есть стихотворение, вы гораздо счастливее человека, у которого такого стихотворения нет...

Являясь игровой формой деятельности, поэзия не носит общественно-нагруженной функции, хотя и не отрицает возможности ее. Существует целый класс поэзии, связанной с иными элементами культуры - всякие марши, гимны и прочее - и там непосредственная польза как бы присутствует, и отдельные всякие требования-накладки тоже есть. Однако не одними маршами...

Давайте взглянем на пример одной песни.



Казалось бы - официальная песня, статусная такая. Но здесь у нас есть некая тонкость. Какие песни о войне писались до войны? "Если завтра война, если завтра в поход", "Три танкиста, три веселых друга"... Песни красивые, бравурные, рифма качественная, музыка хорошая. В предвоенный период не было написано ни одной песни о войне, которая хотя бы близко походила на "Священную войну". И вот фашисты напали, и - песня была написана.

Почему так?

Потому что поэт всегда, везде, в любом творчестве пишет себя.

До начала войны поэты, большинство из которых помнило Гражданскую, но все же уже успевшие притереться к мирной жизни, на войну смотрели в перспективе, как на что-то далекое. На нас нападут - и мы вдарим. И потому вся предвоенная поэзия о войне - вот такая:



И вот напали. Напали на нас. Теперь это - не потом, а сейчас. И совершенно другие эмоции, совершенно другие чувства, совершенно иные мысли. И потому - "Священная война".

Песни военного периода - они совершенно иные, нежели довоенные или послевоенные. Потому что иные чувства, иные мысли, иные обстоятельства.



Оцените простоту и лаконичность текста, глубину чувства, цельность художественного образа. И сравните с вот этой вот песней довоенного выпуска, тоже очень популярной в свое время (да и сейчас):



Ребята, текст тоже хороший. Но это не военный текст. В нем нет того переживания, понимаете? Нет того чувственного содержания. Это предвоенная песня, которая прошла с нашими солдатами всю войну и заслуженно считается одной из песен победы. Но все-таки главная песня войны - не она.

Возвращаясь к Маяковскому. Поэт Маяковский писал СЕБЯ. Он писал свои чувства, мысли, надежды, чаяния, раздражение, гнев, восторг. Он писал ЧЕСТНО. И потому это - Поэзия. Но он не решал задачи преобразования общества, коммунистического строительства, пропаганды и так далее. Просто вот был такой Поэт, который так мыслил и чувствовал. И этот Поэт поставил перед собой совершенно поэтическую, совершенно художественную задачу - превратить поэзию в инструмент преобразования мира. И решал он эту задачу именно поэтически, то есть - индивидуально, в рамках высокой игры ума и чувства.

А современники - и Луначарский, и Ленин в том числе - увидели в этом административную задачу.

Чтобы еще раз подчеркнуть, чтобы вы еще раз поняли вот эту вот разницу. Был в истории России один поэт, точнее один молодой человек, который писал стихи, и даже публиковался в ведущих российских литературных журналах, где его стихи были восприняты хорошо и получили высокую оценку. То есть - юноша в поэзии разбирался, по крайней мере в молодости.



Так получилось, что этот юноша с младых ногтей, как говорится - да в горнило революционной борьбы включился. Он эту революцию делал. Маяковский о революции писал - а Джугашвили (Сталин) ее делал. Под пулями бегал, в тюрьме сидел, революционную работу организовывал и ей руководил. То есть, можно сказать, что это человек эпохи войны, борьбы. В терминах вышеприведенного примера - это человек, для которого своя "Священная война" случилась и произошла.

В 1929 году Иосиф Сталин не пришел на персональную выставку главного поэта революции.

В 1934 году Иосиф Сталин сделал все, чтобы спасти Осипа Мандельштама.

Сталин Иосиф Виссарионович, в числе прочего разбиравшийся в поэзии, прекрасно понимал, что она должна быть. Должна быть такой, какой ей суждено, в каком виде она в обществе существует. Вплоть до сегодняшнего дня об отношении Сталина к деятелям искусства ходит множество глупых сказок и мифов, в основном группирующихся вокруг известного термина "лучший друг советских писателей". Реальность же была несколько иной.

Первой работой Михаила Ромма стал фильм "Ленин в октябре". Враг всего сущего Владимир Резун описал премьеру этого фильма примерно следующим образом (лень искать точную цитату). Первый просмотр был в Кремле, смотрел лично Сталин. В фильме бегал и картавил Ленин, постоянно всем советовал обратиться к Сталину, и только Сталин там был что надо - уверенный, сильный и все знающий. После окончания фильма Сталин посидел немного, подумал и сказал: "не так это было, совсем не так".

Не знаю, насколько точно передал события Резун (кстати сам фильм в версии со Сталиным есть на Ютубе, надо наконец посмотреть будет вечерком), но для нас здесь важно одно. Это не Сталин требовал от художников такого вот изображения событий - художники сами их такими изображали.

Заклятая любовь советских деятелей искусства, выраженная впоследствии в колоссальном количестве произведений диссидентов и высланных (либо бежавших) за границу, выражавшаяся при жизни вождя в строчках, подобных мандельштамовским, а после смерти - в страшных рассказах на кухнях, тем не менее не дает ответа на один вопрос. Почему Сталин пытался спасти Мандельштама, почему Пастернак не дал Мандельштаму рекомендации, когда его просил об этом Сталин, и почему Сталин этого Пастернаку не простил? Нужно понимать, что главами Союза писателей СССР были все-таки люди творческие, при этом прямое партийное руководство, подозреваю - исключительно по административной линии - осуществлялось только в период 1934-1941. И это самое партийное руководство осуществлялось так, что отзывы о Щербакове заставляют задуматься любого о действительной линии партии в развитии отечественной литературы при Сталине.

Уже в позднесоветский период рассказы о руководстве СП СССР и байки о нравах советских писателей, в которых сталинские и вообще партийные порядки в отношении людей творческих, нашли превосходное выражение в замечательной книге Аркадия и Бориса Стругацких "Хромая судьба". Для чтения рекомендую всенепременнейше - книга великолепна, глубока и содержательна.

Самое же замечательное для нас во всей этой истории - писатели и поэты Страны Советов жрали себя сами.

Почему?

И какое значение в этом феномене играет фигура Владимира Владимировича Маяковского?
Tags: Ворон, Мысли дилетанта, Неоднозначное, Се ля ви...
Subscribe

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments