Американская компания Northrop Grumman выложила на YouTube видео сборки центрального фюзеляжа истребителя пятого поколения F-35 Lightning II. На ролик обратило внимание Popular Mechanics.
Американское издание отмечает, что самым интересным из показанного на видео является система световых проекторов на потолке сборочного цеха, которая указывает сотрудникам место установки на фюзеляже крепежных и других элементов, а также определяет порядок выполнения работ.
Popular Mechanics отмечает, что подобный процесс сборки не требует регулярного обращения сотрудника к инструкциям, контроль за которыми через рабочие станции, управляющие проекторами, осуществляют инженеры.
«Не будет преувеличением предположить, что передовые производственные процессы, подобные этим, являются причиной того, что F-35 еще не потерпел ни одной аварии, связанной с разрушением конструкции, несмотря на более 200 тысяч проведенных в воздухе часов», — заключает издание.
Хм... Что тут можно сказать? ПопМеч на самом деле лукавит. На самом деле эта система не уменьшает потребность в обращении к инструкциям - она наоборот, заставляет рабочих все время смотреть на инструкцию, потому что вот эта вот проекция и есть инструкция, которая постоянно находится перед глазами.
Каковы преимущества?
С одной стороны, эта система действительно помогает рабочему, так как непрерывно подсказывает ему технологические операции, требующие выполнения. С другой стороны, мы тут имеем и не совсем хорошие стороны.
Сборка высокотехнологичных устройств с высокой ответственностью требует внимания, дотошности и скрупулезности. Рабочие, которые занимаются этим - это элита среди рабочих. От них требуется ум, память, внимательность, логика, устойчивость внимания и концентрация на работе. Такие рабочие, в силу высоких требований, не просто делают работу. Помимо собственных операций, они также и оценивают детали, с которыми работают. К примеру, в случае, если деталь не соответствует эталону, такие рабочие могут это выявить в процессе визуального осмотра либо в процессе проведения работы. Смещение оси крепежного отверстия на десятые доли миллиметра воспринимается как "заклепка не лезет", например. Если рабочий добросовестный, он может отметить этот момент и остановить сборку. С другой стороны, такой дополнительный контроль находится полностью на совести самого рабочего. Однако и в приведенной системе дополнительный контроль также находится на совести самого рабочего.
Существует отличие между традиционной сборкой и такой вот "суперсовременной".
В обычной, традиционной сборке рабочий сосредоточен не только на инструкции, но также анализирует процесс и контролирует кондиционность деталей, инструментов и расходных материалов. А в сборке Ф-35 рабочий сосредоточен на подсказке, на инструкции. То есть - какие-то мелкие проблемы с деталями могут ускользнуть от его внимания. Он просто не заметит и не запомнит, что третья заклепка во втором левом ряду всегда входила легко, и теперь входит плотненько. Он гонит инструкцию, и улыбается...
Следующий момент - квалификация рабочего. Такая постоянно проецируемая на деталь инструкция снижает требования к квалификации рабочего. Это хорошо с точки зрения производительности труда, и оптимизации производственных расходов. Однако это требует большей квалификации от технологов и инженеров. В то время как в обычной системе рабочий может подсказать технологу какие-то проблемные моменты, в данной системе это затруднено. Не на то смотрит рабочий, не тем занимается. Работает не с деталью, а играется в компьютерную видеоигру.
В целом, система является прогрессивной, однако требует для своего внедрения несколько иной логики организации производственного процесса, иного распределения ответственности, иной подготовки участников. И если при работе с рабочими средней квалификации, коих много, и можно выбирать, оставляя подходящих и увольняя неподходящих, то при работе с рабочими высокой квалификации перестройка навыков организации рабочего процесса может оказаться нерентабельной.
Наконец, эти чудо-проекторы хорошо работают снаружи, но совершенно не помогают работать внутри, где нет места для проекторов, и требуется совсем иное что-то.
Говоря о внедрении подобной системы на другом производстве, можно предложить отказаться от столь ультимативного геймерского подхода. ИМХО, рабочий планшетник, содержащий техкарты процесса с интегрированным чеклистом, позволит работать не только снаружи конструкции, но и внутри. В случае серьезного отношения, можно вообразить себе чеклист с фотоконтролем. Если на деталь будут нанесены метки, фотография рабочего пространства позволит системе искусственного интеллекта, с помощью распознавания образов, определить комплектность изображения в сравнении с эталонным, что визуально, по крайней мере, "подпишет" выполнение работ в данной рабочей зоне. К слову сказать, на советском производстве, по крайней мере в космической отрасли, фотоконтроль был. Объединив фотоконтроль с электронной проверкой, можно ввести дополнительную ступень контроля качества.
Подготовка подробных техкарт по каждому участку работ к электронной форме использования, требуя от технолога детальной проработки каждой технологической операции, одновременно позволяет заранее выявить узкие и проблемные места техпроцесса, например - неудобный доступ, слишком широкая рабочая зона, и так далее. Это может повысить производительность труда и качество выполнения работы, а также снизить процесс брака, без превращения рабочих высшей квалификации в заводных обезьянок, играющих в компьютерную игру.
С другой стороны, система, похожая на разработку Нортроп Грумман, хороша для менее ответственных крупносерийных производств, где работают рабочие гораздо меньшей квалификации, и вопрос производительности и снижения издержек стоит на первом месте. Например, на автопредприятиях. Но тут надо думать и считать.
Ну и что касается отсутствия аварий с разрушением конструкции на 200000 часов общего налета...
Во-первых, это не показатель. Особенно для истребителя. Во-вторых, помнится мне, центроплан уже перепроектировали, из-за образования трещин. Что это за трещины, публике не показали, конечно, но есть вероятность, что они образовались из-за неправильного распределения нагрузки в связи со сборкой, такие дела.
И да - до сих пор не выяснено, что случилось с японским Ф-35. А вдруг как раз там и произошло разрушение конструкции?
Journal information