
Норвежское агентство по радиационной и ядерной безопасности выложило в Twitter фотографию затонувшей советской атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец».
«Исследователи получили первые снимки крушения поздно вечером в воскресенье [7 июля]», — говорится в подписи к снимку.
Согласно The Barents Observer, фотография получена с глубоководного беспилотного аппарата Ægir 6000, переносимого научно-исследовательским судном G. O. Sars. Целью экспедиции называется исследование радиационной обстановки вблизи АПЛ.
Ну нормально, мониторинг.
TV 2 отмечает, что уровень радиации в районе вентиляционной трубы реакторного отсека в 100 000 раз превышает норму, однако не представляет угрозы рыболовству в Норвежском море. Телеканал отмечает, что в ходе последней российской экспедиции к АПЛ, состоявшейся в марте 2007 года, также была зафиксирована утечка радиации.
А вот тут я охренел, ребятки. Какая такая вентиляционная труба реакторного отсека?
Реакторы ПЛ - либо ЖМТ, либо водо-водяные. Там замкнутый контур, никаких выбросов в пространство лодки не происходит (по понятным причинам). Реакторный отсек вентилируется тем же способом, которым и все остальные отсеки. То есть - внутри лодки присутствует замкнутый цикл вентиляции, очищения воздуха и обогащения его кислородом. Никаких специальных вентиляционных труб реакторного отсека, выходящих наружу, для этого на АПЛ не предусмотрено!
На дизельных лодках использовались (и используются сейчас) шноркели. Однако там схема другая. При движении под РДП (шноркелем) наружный воздух поступает в лодку, вентилируя отсеки, затем засасывается дизелем, и в виде выхлопных газов выбрасывается наружу. На АПЛ такого нет. АПЛ накапливает воздух при всплытии только в систему воздуха высокого давления, предназначенного для продувки балластных цистерн и работы торпедных аппаратов. Никакой вентиляции с помощью этого воздуха не происходит. Более того, касательно Комсомольца...
Было решено отказаться от торпедопогрузочного люка и прочной рубки. Вход в лодку осуществлялся через ВСК (всплывающую спасательную камеру). Всё это позволило свести к минимуму число отверстий в прочном корпусе.
Иными словами, в Комсомольце даже люк входной был сделан, простите, через одно место, а уж про вентиляционную систему и речи нет - не было там ее, ибо захлопка воздуховода традиционно была и остается ответственным механизмом, недоступным для контроля состояния средствами экипажа при визуальном осмотре, и соответственно - местом повышенной опасности. Довольно много лодок затонули из-за неполного закрытия этой самой захлопки. Потому такие вещи стараются минимизировать, а то, что минимизировано - дублировать. И естественно, ни про какую специальную трубу вентиляции реакторного отсека речь не идет в принципе!
Вот схема Комсомольца:

На схеме мы видим шахту подачи воздуха к дизель-генераторам. Это не шноркель! Это именно шахта, идущая от ограждения рубки, и идет она не в систему вентиляции, а к компрессорам воздуха высокого давления. Намекаю - если там будет протечка, то поскольку система ВВД не связана с вентилируемым пространством лодки, затопленными окажутся дизель и компрессор. Но не лодка. Шахта эта при погружении закрывается полностью. Ее положение таково, что оголовок шахты в открытом положении находится исключительно над поверхностью воды, в метрах, перехлеста, как может быть со шноркелем - не может быть. Там кондовый чугуниевый клапан надежности необычайной.
На той же схеме можно увидеть реакторный отсек. Покажите мне вентиляционную трубу реакторного отсека, пожалуйста. Мне очень интересно. Хочу увидеть.
Что они там на ТВ-2 меряли? Где они меряли?
Тайна, покрытая мраком...
Journal information