bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Синемафилическое



Посмотрел фильм Оливера Стоуна "Нерассказанная история Украины". Тянул с Ютуба, пока была возможность, сейчас позаблокировали везде по просьбе правообладателя. Ну, я спиратил. Признаюсь честно.

Какие впечатления?

Впечатления от Медведчука, в общем, остались прежними. Мне кажется, что на его мировоззрение оказал влияние тот факт, что его родители были репрессированы. Возможно, если бы не это обстоятельство - то и жизненная позиция у него была бы несколько иной. Такой вот биографический фактор (раньше я этого не знал). Умный, упорный, прекрасно знает правила игры. Главное - знает, что врать плохо вообще, и очень четко понимает, когда врать недопустимо в принципе.

Практически комплимент получился, да...

Но речь не о Медведчуке. Речь об Оливере Стоуне.

Я когда-то точно так же спиратил его фильм о Путине, но до сих пор так и не посмотрел. Надо будет посмотреть. :)

С моей точки зрения, Оливер Стоун представляет из себя тот тип журналиста и публициста, который знаком всем интересующимся по работам Майкла Мура. Это типично американский тип такой. Традиция. И сразу должен сказать - можно много работать над собой, можно стремиться к этому, но тут имеет значение не только учеба и подготовка, но и момент традиции тоже. Социальная среда, общественные отношения, как фактор, продуцирующий стереотипы общения. Это раз. Многолетние, я бы даже сказал - более чем столетние - усилия многих и многих журналистов, искавших идеал. Это два.

Я работал в прессе, общался с журналистами, и хочу указать на определенное важное обстоятельство. При всем либерализме коллектива, в котором я встретился с этой профессией, там ходила шутка, что независимая журналистика невозможна. И у нас (на Украине) это так и есть в значительной степени. Почему? Потому что такая среда, такое общество. СМИ - удел богатых, и на них же ориентированы все современные украинские издательства. Еще раз - не на каждого человека, а на человека как минимум из среднего класса. Почему? Потому что СМИ - это очень дорого, очень большие деньги. Потому, чтобы на тебя подписались, надо попадать в аудиторию. А в какую аудиторию попадать выгоднее? Еще одно обстоятельство - реклама. Реклама, рассчитанная на людей состоятельных - она и оплачивается более крупным образом, понимаете? В наших условиях, когда простые люди вроде меня даже бесплатных газет, бросаемых в почтовые ящики, не читают - пресса заточена на более-менее состоятельное меньшинство населения. Откуда на первое место выходит не талант журналиста, не его опыт и профессиональные навыки, а редакционная политика.

Ну и плюс к этому в век Интернета многие издания уходят от бумажных вариантов - дорого потому что, не окупается, да...

В США же журналистика развивалась несколько иначе. Там изначально пытались прессой зацепить в первую очередь бедные слои населения, рабочих всяких, и фермеров. В каждом американском городке, пусть там хоть одна тысяча человек живет - своя газета. Во многих американских школах есть свое издание, чисто внутришкольное. Это - часть образа жизни. Общего для всех. Традиция.

Поскольку американская журналистика изначально была массово-ориентирована, в ней на первое место вышел талант журналиста. Имя журналиста стало брендом. Пулитцеровская премия - она не за редакционную политику выдается, понимаете? Чисто американский компетишн такой.

Американские журналисты в поисках совершенства (что означает популярность и достаток) очень быстро пришли к брендированию. Кто такой Фил Донахью? Это бренд. Человек Фил Донахью, по профессии журналист, работал над собой, создавал нечто в своем лице, что брендировал. И на сегодняшний день Донахью - одна из самых значительных величин в журналистике всех времен и народов. Майкл Мур - это бренд. Нагловаты, циничный, умный, желчный, по-американски - грушей - толстый - бренд.



Оливер Стоун - это, вот по впечатлениям от фильма - очень хороший бренд. Очень качественный. Просто супер.

Вот это вот словечко - "бренд" - оно унизительное или нет, в отношении человека? Ни разу. Прежде всего бренд - это нечто узнаваемое. Если вас узнают, если вас выделяют - разве это унизительно для журналиста? При этом термин "брендирование" использован сознательно, чтобы подчеркнуть разницу. Возьмем привокзальный гендель образца 90-х годов. И Макдональдс. Разницу чувствуете?

Американское журналистское брендирование включает в себя во-первых, определенную культуру, сформированную средой - общую для всех американцев. Я очень сильно сомневаюсь, что без этой культуры вы сможете чего-то достичь. Нельзя соревноваться в прыжках в высоту, если вы ходить не умеете. Я допускаю, что это можно как-то компенсировать длительным самообразованием. Вот возьмем Познера. Познер - классический американский брендированный журналист советского и постсоветского разлива. Но - если Стоун глобален, то Познер - это наше, местечковое. При том, что Познер хорош. Есть такой на Украине Димусик Гордон. Очень сильно косит под брендированный тип, но так косит, что хочется обнять, и плакать, обнять, и рыдать. А потом удавить, чтобы это чаморошное не мучилось и других не мучило. У Гордона нет этой культуры, но у него также нет и понимания, что он делает. Пустая кукла, заводная обезьяна.

Во-вторых, американское журналистское брендирование включает в себя погружение в тему. Если вы интервьюируете человека - вы должны быть компетентны. В идеале - разбираться в теме лучше интервьюируемого. Если вы некомпетентны - вы должны молчать. Я хочу указать на то, что в фильме "Нерассказанная история Украины" Стоун не просто компетентен. Они изучил Медведчука вдоль и поперек. Он использовал весь свой опыт, всю свою концентрацию, память и способности, чтобы понять этого человека ДО интервью. То есть - сперва изучил тему (Украину), потом выделил интересующих людей, потом изучил их, и выбрал Медведчука. Я не ошибусь, если скажу, что по дотошности своей в вопросе обретения компетентности американский журналист Оливер Стоун оказался куда усерднее, чем все американские службы, вместе взятые. И несмотря на всю эту компетентность - Стоун практически все время молчит, вы заметили? А когда открывает рот - все время попадает в яблочко, и тут же опять замолкает. Ребята, это порода, это порода, это школа, это работа.

Сравните с Дудем, который у меня вызывает улыбку, или с Гордоном, который вызывает у меня желание обнять, плакать, а потом придушить нафиг к ебеням собачьим...

Бренд Стоуна - глубоко интровертен. Стоун раскрывает интервьюируемого, дает ему возможность показать себя, не мешая. Все отечественные попытки косплеить американскую журналистику - они экстравертны, наши поцы пытаются заимствовать внешнюю форму, не интересуясь содержанием. Даже не подозревая, что содержание вообще существует в природе.

Секрет бренда Майкла Мура, секрет бренда Оливера Стоуна, секрет бренда Фила Донахью в том, что они стараются себя спрятать. Они в интервью, в работе - они себя прячут, чтобы читатель или зритель смотрел на героя репортажа. А наши чучмеки - себя выпячивают. И вот спрятать себя в интервью так, чтобы при этом собеседнику было комфортно, и он раскрылся - это третий компонент американского брендирования.

А четвертый компонент вот такого вот бренда - это интерес. Американский брендированный журналист - он занимается тем, что ему интересно. И только тем, что ему интересно, что его волнует, что его беспокоит. Из какового интереса берется и погружение в тему (а значит компетентность), и прятание во время интервью - просто потому, что журналисту интересно, что скажет собеседник, и ради этого он, собственно, и работает.

Вот и получается Макдональдс против генделя привокзального обыкновенного, сечете?

Я обожаю Майки, и теперь я восхищен Оливером. Это блестящий уровень работы, это топ, таких людей нет и скоро совсем не будет с этими нашими Интернетами, блогерами и пранкерами...

Хотя - может, выживут. Потому что Макдональдс в любом случае гораздо живучей генделя...
Tags: Мысли дилетанта, О вкусах не спорят, Се ля ви..., Тонкое жизненное, Шляпы долой!
Subscribe

  • Когда мы были молодыми...

    Залип на Джо Дассене... Короче - не стесняемся, подписываемся, залипаем... :)

  • Новые якодзуны

  • Бывает и так...

    Инженеры из команды Ford Project Apollo придумали бюджетный вариант очистки воздуха. Снизить риск передачи коронавируса поможет прибор из…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Когда мы были молодыми...

    Залип на Джо Дассене... Короче - не стесняемся, подписываемся, залипаем... :)

  • Новые якодзуны

  • Бывает и так...

    Инженеры из команды Ford Project Apollo придумали бюджетный вариант очистки воздуха. Снизить риск передачи коронавируса поможет прибор из…