bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Про девчонок и про рок...



Изредка в разных аспектах поднимается тема русского рока. Так получилось, что мы живем в сильно поляризованном мире, причем степень поляризации такова, что порой не хочется в этом участвовать вообще. Однако от се ля ви не уйдешь, и потому зараза информационной войны проникает всюду. А когда ты честно и аргументированно излагаешь свои взгляды - от тебя бегут, бегут все, роняя тапки, хотя на самом деле ты никого не хотел напугать до усрачки...

Оборотная сторона системного мышления - оно довольно точно, и когда люди видят логически обоснованные перспективы, а перспективы не радостные, то их, очевидно, охватывает чувство обреченности...

Ребята, я же предупреждал - не надо задавать мне дурацких вопросов, ибо на дурацкие вопросы я всегда найду идиотские ответы.

Ладно.

Причем тут рок?

В нашей культуре социальной как-то так принято, что люди публичные - они являются выразителями общественных мнений. И поскольку эти мнения общественные, каждый, мать его, член общества, считает, что публичные люди ему должны обязательно, обстоятельно и логически ответить именно то, чего он, атом общества, хочет.

Да, я про Макаревича, Ахеджакову и тому подобное.

Нет, я не разделяю взглядов Макаревича и Ахеджаковой. Но мне почему-то хочется к Макаревичу относиться как к музыканту, к Ахеджаковой как актрисе, и не хочется иметь дело с ними как с политиками. Тем более, что у Ахеджаковой были прекрасные, душевные роли, а у Макаревича - очень неплохие песни. В своей профессиональной области эти люди чего-то, да достигли. И мне интересно иметь дело с ними там, где они достигли, понимаете?

Существует разница, причем довольно сильная, между нами и ними, там, за океаном. Они могут быть аполитичны. Курт Кобейн может спокойно сказать - я в этом не разбираюсь - и никто абсолютно не станет ему этим пенять. Он так и останется Куртом Кобейном. Это не значит, что мы хуже - у нас просто культура общественных отношений немного иная.

Приведу пример. Борис Гребенщиков. Легенда русского рока, который приезжает на Украину и дает здесь концерты. Мое отношение к происходящим здесь процессам как бы читателям моего блога известно, так вот - я к Гребенщикову отношусь ровно. И даже проиллюстрирую это одним малоизвестным фактом.

Владимир Павлович Правик, лейтенант внутренней службы, командир пожарного расчета, был поднят по тревоге 26 апреля 1986 года. Прибыв к Чернобыльскому реактору, я уверен, он сразу все понял. Сразу понял, что отсюда он домой больше не вернется. Потому что все. И лейтенант Правик исполнил свой долг, за что ему большое человеческое спасибо. В одной из газетных статей, выходивших к каждой годовщине Чернобыльской трагедии, упоминалось о том, что Правик любил слушать песни группы "Аквариум". И вот, вопреки известной поговорке "сегодня он танцует джаз - а завтра Родину продаст" - лично ему Гребенщиков не помешал совершить подвиг.

Нужно различать авторов художественных произведений и потребителей этих самых художественных произведений, ожидающих от авторов определенной позиции по всем вопросам без исключения.

Естественно, исключение возникает в том случае, когда авторы сами и оголтело, что называется - но тут тоже бывает по-всякому. Универсальное правило одно. Художник редко разбирается в политике, ядерной физике, космонавтике, макроэкономике и так далее. Не стреляйте в пианиста - он играет как умеет. И чем лучше играет, тем лучше. Главное, чтобы пилой не пилил или сверлом не сверлил...

Да, про Вакарчука. Все знают, что это проект. Все знают, что Вакарчук работает на свою целевую аудиторию, окучивая ее под своего спонсора. Все знают, что в политике и экономике он дебил чистой воды. Соответственно два вывода. Первый - каковы же были те дебилы, что за него голосовали, и второй - ребята, зато будем ржать, бесплатный цирк ведь хорошо, правда? Но если он напишет хорошую песню - она мне может и понравиться...

Тут все прояснили и закрыли.

Давайте вернемся к року как к искусству, вне политики.

Некоторое время назад я написал цикл о Маяковском, о его роли в революции, в советском искусстве и о трагической роли его гения в судьбе СССР. Кстати, если бы Маяковского преподавали в школе так - я бы его любил гораздо больше, но и так, видит бог, я отдаю ему должное. В этом цикле я указывал на комплиментарный характер искусства по самой его природе, и на нарушение комплиментарности искусства в СССР. В результате горбачевской Перестройки партийный контроль над искусством постепенно ослаб, а затем и рухнул. Диктат и засилье политически мотивированного искусства на телевидении и радио пошатнулся, и в массы начало проливаться комплиментарное. То, что раньше не попадало в перечень дозволенного, но что уже было, что жило. Так мы познакомились с ранним Гребенщиковым, с Виктором Цоем, с ДДТ, Арией, Сектором Газа, Коррозией Металла, Наутилусом и многими другими коллективами и авторами.

Чудовищный всплеск, чудовищная рок-активность конца 80-х - начала 90-х - это не потому, что появились новые авторы. Это потому, что они получили возможность выступать. Все это копилось годами, все это прорастало из КСП, из бардов, все это писалось на кухнях и в кочегарках, и только потом, когда стало можно - вынесено было наружу.

Это был огромный поток авторов, исполнителей, текстов и композиций. Чудовищный. Копившийся много-много лет. И он смел, снес, сдул ту "советскую эстраду", которую мы все помним по началу 90-х годов...

Первая часть феномена русского рока - это его накопительный характер. Вторая часть феномена русского рока - это фанатизм. Пока за рок преследовали, занимались им люди влюбленные. Люди, готовые ради рока претерпеть определенный дискомфорт от власти. Пойти на социальный дауншифтинг ради творчества. Потому качество первых рок-музыкантов - оно было очень высоким. Это были люди творческие, яркие, бескомпромиссные, хитрые, изворотливые и живучие. Это были настоящие битники, и они сохранили это вплоть до сегодняшнего дня.

Потому кстати совет - не спрашивайте старых рок-звезд фигню всякую, если не хотите получить ответ, который вам не понравится - у них это на подкорке.

Фанатизм порождает качество. Породу. Современные музыканты, лабающие в лучшем случае в кабаках - они не настолько пассионарны. Они не настолько асоциальны и преданы искусству прежде социума. Это нужно понимать, психологию тех людей. Это порода. Это кровь. И потому три части русского рока в момент его выхода на арену - это накопление, качество и фанатизм.

Старт русского рока был невообразим. Стадионы. Люди, еще недавно жившие на съемных квартирах, в коммуналках, собирали стадионы. К слову сказать, многие из них до сих пор не страдают бытовым снобизмом. Потому что порода.

И здесь у нас вопрос - куда все это делось?

Объективно, если посмотреть на радио - количество рок-треков минимально. Чаще идет импорт, шансон, попса. Рока практически нет. Вот все это чудовищно яркое великолепие 1987-1991 годов - где оно все?

Часть звезд уехало за рубеж. Агузарова, звезда первой величины здесь - уехала в США. И не она одна. А ведь когда-то ее песни пела вся страна...



Часть музыкантов умерла разнообразным образом. Часть коллективов распалась. Однако произошло еще одно событие.

Русский рок открыл дверь зарубежным коллективам.

Ребята, мы возвращаемся к понятию художественной традиции. Рок-музыка появилась на Западе, в основном в США. Она базировалась на значительном бэкграунде джаза и блюза, она возникла в очень конкурентной среде. Агузарова, которая здесь была звездой номер один - там всего лишь одна из, и то если знаешь, куда смотреть. Высокая конкуренция рождает высокие стандарты. Подготовки, грамотности, образования. И в области музыки, и в области текстов. Людям, которые смеются над роком, что музыканты неграмотные, тупые и обосцанные (в панк-роке бывало), я отвечу - мне вас жаль. Ребята, простите меня, но вы перепутали жанр. Рок - это не классика, у него свои законы, свои задачи, свой образ жизни.

Я в целом, классику - именно как классику - люблю. В основном старых мастеров. Современное искусство 20 века я уже не воспринимаю - оно для меня слишком переусложнено, оно требует для своего восприятия слишком многого, чего у меня нет. Не надо заставлять меня слушать Шнитке (это последнее, что я еще как-то выдержал), я лучше послушаю Бетховена, Баха, Гайдна, Листа, Моцарта... Шостакович - уже не то, чтобы сложно - в нем много рваных эмоциональных ритмов, очень насыщенная и тяжелая для меня музыка. Один раз послушать, и потом ходить втыкать, короче...

Так вот.

Лучшее выражение классики - Бах, "Хорошо темперированный клавир". Вещь блестящая, идеальная, всего лишь учебное упражнение для пианистов... :) Бах гений. Он создал произведение абсолютно линейной эмоциональности, при исполнении которой любая фальшь бьет по нервам. "Клавир" нельзя исполнить неправильно - тебя тут же повесят на ближайшем столбе. Благодарные поклонники Баха. Моцарт, "Реквием" - парад эмоций. Вы будете смеяться, но более оптимистической музыки я еще не слышал. Моцарт дает такое глубокое ощущение конца, что происходит экзистенция, и акт смерти становится частью вселенского круговорота. Смерть возвышается до абсолюта, и ты понимаешь, что это не смерть, а вечное колесо жизни. Это очень коррелирует со стихотворением Шпаликова в исполнении Никитиных:



Вот вам кстати, и самодеятельная песня с самодельной поэзией...

Мдям. Так вот. Рок - это конденсированная эмоция. Послушайте, как поет Агузарова. Это еще простая песня. Оперная певица, при всем своем мастерстве и подготовке, на такой эмоции петь не сможет. У нее технически слишком сложный материал. Когда рок-музыканты на концерте чего-то там разбивают - это от накала эмоций. И вот эта вот эмоциональная культура рока, как ни странно, восходит к классическому искусству. Просто классическое искусство - оно ушло в технику и эстетику, а рок пренебрег техникой ради эмоции. И именно потому рок имеет так много направлений. Много людей, у них разная эмоциональность, много эмоций можно передать музыкой - потому так много ответвлений и расслоений. Рок - это в культурном смысле очень сложный материал.

Западный рок возник из тех традиций, из того культурного контекста, возник в жестоко конкурентной среде, и потому является совершенным.

Русский рок вспыхнул на маятнике эмоциональном, на том, что "теперь можно". Но у него не было этой культуры, этой отточенности. Он взял тем, что много накопилось, наболело, и прорвалось. Однако, в прорыв этот пришел рок западный, со своим совершенством. И наш рок не смог с ним конкурировать.

Нет, наши группы выступают, некоторые с тех времен до сих пор - но уже не они задают тон. Исключение разве что Борис Гребенщиков, в манере которого не поет никто. Я общался с вокалистами, так узнал любопытное. Оказывается, Боря поет на стыке двух октав. В нормальном вокале диапазон редко три октавы, уже сложно. Обычные песни - они в одной октаве. А Борис перепрыгивает постоянно из одной октавы в другую. Технически исполнить это крайне сложно, и так не поет больше никто. Вот и говори после этого про простоту рока, правда?

Так вот. Русский рок проиграл конкуренцию на массовом рынке зарубежному року по причине своей доморощенности. Немного не та у нас культурная традиция, чтобы рок-олимпы покорять. Зато наш рок - он душевнее. Он теплее. И потому умереть не может в принципе.



Не менее важна для рока и смысловая компонента. И это в точности тот случай, когда у нас все не очень хорошо априори. Западная литературная традиция, в которой лидирует ритм, а не образ, предполагает возможность рок-исполнения практически любых стихов, при условии эмоциональной согласованности, конечно. У нас так не получится, наши стихи не ритмичны, они континуальны, ритм их часто разбивает. Навык написания рок-стихов у нас, откровенно говоря, хреновый. Потому классические формы рока, предусматривающие как раз максимальное качество, максимальную точность и целостность, у нас либо не получаются, либо мы поступаем, как Лев Толстой - "а мы и вот так написать сможем"...



Кстати, какое предвидение...

Шикарная вещь как для нас, которые слышат текст, и соединяют текст с музыкой, но слишком простая для Запада. Где даже не понимая текста - улетаешь к ебеням собачьим, простите за эмоцию...



Так что, русский рок обречен? Вовсе нет. Вот давайте посмотрим на такую вещь:



Даже не рок похоже, а такой дарк-блюз. Абсолютная гармония звучания инструментов и музыки, нарочито ритмизированный текст при безупречности рифмы. И смысл тоже присутствует. "Все наши проблемы порождаем мы сами, и никуда мы от них не денемся". Тут кстати аллюзия с Цоем - "все находится в нас". Произведение целостное, законченное, совершенное. Просто блеск. Исполнение великолепнейшее. Тембр, интонирование... Короче - я от этой вещи просто в восторге, а я редко бываю в восторге от чего-то хорошего. Се ля ви.

А вот еще одна вещь, сделанная нашими, уже на ихний рынок:



Тут перевод.

Ну и скажите мне, что это плохо, ребята...

То есть на самом деле рок живет. Да, пока что нет ударных топ-групп, пекущих хиты, как пирожки. Но уже есть маленькие шедевры. И это замечательно. После резкой вспышки и последовавшего обвала, в ситуации крайней конкурентности происходит адаптация. Начинают появляться вещи серьезные. Интересные. Высокого класса. Нет еще традиции, и вряд ли она появится в таком виде, как там, но идет нащупывание пути. А иногда этот путь подсказывает сама жизнь...





Так что я не думаю, что есть какие-то основания ругать рок-музыкантов, даже если ты Армен Гаспарян. Я понимаю, что фигурант напросился. Но не надо всех под одну гребенку. Тем более - трудное детство, кумачевые игрушки, неравные условия, и что бы там ни говорил Оззи Осборн, далеко не все рок-музыканты идиоты. Есть определенные объективные условия, которые обуславливают имеющееся положение вещей. Но все-таки главное для музыканта - творчество музыкальное. И мне кажется, что у отечественного рока в смысле творчества все еще впереди...

А фигуранты - ну хрен с ними, с фигурантами-то...
Tags: Мысли дилетанта, О вкусах не спорят, Се ля ви...
Subscribe

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments