bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

О патрициях и галлюцинациях 16

Часть 16. На фоне Пушкина снимается семейство и за фоном - раз...

Не знаю, познакомились ли вы хотя бы со списком католических орденов, полистали ли их уставы, почитали ли книжки о похождениях бравых пассионариев в скромных монашеских одеяниях... Будем надеяться, что да. В конце концов, наша задача - несколькими штрихами обозначить. Обозначить что?

В психологии есть такое понятие - выделение фигуры из фона. Вот есть некое событие, некая сцена, некий акт, некая мистерия. В течении некоторого времени в некотором месте что-то происходит, и потом мы видим результат. Театр. Первый акт, второй акт, третий акт, занавес. Нельзя, сидя в зрительном зале, смотреть с одинаковым вниманием на все, что происходит на сцене. Мы смотрим на одного героя, максимум - на двух. Все остальное - фон. А на фон мы внимания не обращаем...

Есть прекрасный пример из театра. Гамлет. Тот самый. Который спектакль по одноименной пьесе Шекспира. Понятно, что мы не посмотрим его так и в том исполнении, какое было, к примеру, в 19 веке. Мы можем посмотреть сейчас. Сходить в театр, и посмотреть. Своими глазами. Что мы видим? А видим мы одного-двух-трех актеров, действующих на фоне очень скудных декораций. В лучшем случае - замок нарисованный (там, где тень отца разглагольствует), а то и вообще - сцена, стул, цепи и несколько ступенек (как в спектакле Высоцкого). И один актер, два, максимум - три, ну или "массовка" - аж пять человек изображают толпу. Все просто и ясно. А теперь берем видеозапись этого спектакля, загружаем в редактор, и долгими зимними вечерами занимаемся простым делом - меняем черный фон на белый. Кадр за кадром. Долго, муторно, но - НАДО. А потом берем и смотрим результат.

И оказывается, что пьеса-то - о другом!

В 19-м веке не было театра модерна. Гамлет исполнялся в традиционных для того времени пестреньких декорациях. В 19-м веке смотрели совсем другого Гамлета - и восхищались...

По контрасту с Гамлетом я предлагаю вам посмотреть превосходный спектакль "Женитьба Фигаро" с Мироновым в главной роли. Декорации присутствуют. На сцене сильно больше одного актера. Последите за второстепенными персонажами, попробуйте вникнуть в них. Потому что именно на фони их и их отношений происходит действо. Вы увидите совсем другого Фигаро. Не обаятельного и исполнительного, а циничного, местами беспощадного, лицемерного манипулятора. В блестящем исполнении Миронова. Вот и называй его после этого комедийным актером :)

Есть превосходный фильм имени Голливуда. "Точка обстрела". Ребята сняли совершенно банальный боевичок на самом деле, но они сделали одну очень важную вещь. Они сняли его с разных точек зрения. Один и тот же персонаж сперва является для нас деталью фона - а потом главным действующим лицом. Классический театр, классические постановки в классическом стиле тем и интересны, что строятся они по этому принципу. На классическую постановку можно ходить десять раз, двадцать, тридцать. Да, в классическом театре нет такой отдачи актера, как в системе Станиславского. Просто живой человек не выдержит играть одну и ту же роль сто раз подряд с полным напряжением сил. Существуют некие каноны, в рамках которых действует актер. Удержался в рамках - молодец, хорошо играешь. Но играют на самом деле - все. И все - в рамках, не выкладываясь. А зритель волен менять точку зрения. В нашем с вами, пост-пролетарском модернистском театре, все не так. Начиная от вешалки в фойе каждый стежок на костюме, каждый шажок по сцене, даже скрип на галерке - все предназначено для того, чтобы сфокусировать нас на главном герое, дабы донес он до нас нечто важное. Хочешь посмотреть с другой точки зрения - не получится. Как говорится, шаг влево - шаг вправо...

Индивидуальное мастерство наших актеров высочайше. Смоктуновский превосходен, Ширвиндт великолепен, тот мужик, что Шарикова играл - непревзойден. Но у нас другой театр... У нас Тартюфа ставить невозможно, у нас любой актер - академик, и академиком на сцене выглядит, а там же персонаж - конченое уёбище... Гамлет - неврастеник, неудачник и вообще - пиздец полный. Посмотрите Гамлета с белым фоном - там же карательная психиатрия плачет, на самом деле... Поглядите Короля Лир. Есть видеоверсия спектакля. Нечто постапокалиптическое. А если в нормальных декорациях, да в историческом контексте? Это сага, величественная и трагическая, но главное в ней все же - величие! Это же перепевка Рима времен Нерона, как это не видно? Зритель (британский), выходя после "Короля Лир" из зала, должен испытывать глубочайшее волнение и подъем, ощущая свою причастность, через нацию, к историческим судьбам мира. Король Лир - это имперское произведение, и требует оно имперского восприятия! У нас что? Трагическая бойня, которую устроил параноидальный подонок... Ребят, рекомендую озаботиться съемками Короля Лир, только перенести все в колхоз перестроечных времен. Король - председатель... Ну вы поняли. Тренд модный, а на нашем контексте даже Гоше Куценко будет где развернуться. И ведь хорошо получится, куда лучше, чем у Михалкова с Бондарчуком в последнее время...

Фон играет не меньшую роль, чем главный герой. Не только в театре. В жизни. Но закончим с театром, вернемся к нашим баранам, так сказать... До сих пор мы были сосредоточены на подвигах наших героев, периодически делая краткие вылазки, чтобы взглянуть на фон. На иудеев, на ихние козни, на ариан, на варваров... Сегодня мы сменим наших героев и посмотрим на них же, но уже в качестве фона. Наша сегодняшняя тема - Ренессанс.

Традиционно считается, что Средние века - это такое время мракобесия, тьмы, чумы и прочих мелких радостей жизни. Но вот пришло время, и наступил рассвет европейской цивилизации. Скинули, так сказать, товарищи европейцы бремя религиозного мракобесия, и все как есть - устремились к свету. И жить стали сразу - как люди. Появились университеты, неизвестно откуда взялась наука (а кстати, откуда взялась наука?), власть стала светской и все пошло пучком. Готовы? Поехали!

Давайте подумаем вот о чем. Если власть была церковной раньше, а стала светской - значит, вместо церквей и монастырей должны строиться дворцы и доходные дома. Так? Ну где-то... Смотрим список наиболее известных католических монастырей, с датами строительства. Если была перестройка или серьезное расширение - даты укажем тоже. Вот:

Собор Святого Петра (Рим, Ватикан) - основан в 324, перестроен в 800, в 15 веке (!!!) Юлий Второй приказал старый хлам снести и построить огромный новый собор. В 1506 был утвержден проект, а последняя часть строительства - площадь перед собором - была закончена в 1667. Фактически - собор построен во времена Ренессанса.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция, Италия) - 1296—1436. собор построен во времена Ренессанса.

Собор Святого Марка (Венеция, Италия) - основан в 829-м, полностью перестроен в 1063-1094. 1159 - облицован мрамором. В период с 1343 по 1521 достраивался, причем серьезно. Отдельно стоящая звонница высотой 100 метров (!) была построена в 1514 году. Очень серьезная реконструкция во времена Возрождения.

Миланский собор (Милан, Италия) - 13861965. Не только времена Ренессанса, но и далее...

Кёльнский Собор (Кёльн, Германия) - 12481880. И тут Ренессанс не прошел мимо...

Франкфуртский собор (Франкфурт, Германия) - В эпоху Римской империи на месте собора стояла капелла (83260 год), затем усадьба имения, потом здания, считающиеся предшественниками собора: дворцовая капелла Меровингов (VI век), каролингская дворцовая капелла (VIIIIX век) и Базилика спасителя — Salvatorbasilika (IX—XIII век). В XIII веке части здания были перестроены и отстроены заново, и это время можно считать началом эпохи современного собора. Да, вот потерпели бы чуть-чуть...

Шпайерский собор (Шпайер, Германия) - построен в 1030—1061, далее неоднократно перестраивался (дат нет). Пропускаем...

Собор Парижской Богоматери (Париж, Франция) - 11631345. Достраивался во времена Ренессанса. Что интересно - в средние века химер на соборе не было, их добавили уже в 19 веке просвещенные европейцы :)

Страсбургский собор (Страсбург, Франция) - 1015 - 1439. Достроен во времена Ренессанса, башня высотой 147 метров.

Руанский собор (Руан, Франция) - первые упоминания 314 год, новый собор начали строить в 1020, южная башня была построена в 1485. Достраивался во времена Ренессанса.

Амьенский собор (Амьен, Франция) - 12201528. И тут борцы с религией проглядели. Ренессанс детектед...

Реймсский собор (Реймс, Франция) - построен в 13 веке. В 15 построена "Галерея королей" и верхние ярусы башен. В интересующий нас период времени объект реконструировался

Собор Святого Франциска Ксаверия (Гродно, Беларусь) - построен на месте монастыря иезуитов. Орден иезуитов (вы еще не вздрагиваете, когда слышите про этих ребят?) появился как раз во времена Возрождения. Однако в связи с отсутствием данных по монастырю в Гродно мы его пропускаем. Искать облом, у нас уже и так картина маслом :)

Собор Антверпенской Богоматери (Антверпен, Бельгия) - 1352 - 1521, и еще не закончен. Ренессанс детектед.

Солсберийский собор (Солсбери, Англия) - 1220-1258, окончательно достроен в начале 14 века. Да ладно уж, начало века туда, начало века сюда - хрен с ним. Успели, гады, раньше :)

Собор Святого Вита (Прага, Чехия) - этапы большого пути: 1344—1419, 1490—1510, 1556—1593 и 1873—1929. Надо напоминать про Ренессанс?

Кафедральный собор св. Станислава (Вильнюс, Литва) - в связи с бурной историей неоднократно горел, ремонтировался, достраивался и расширялся - как раз во времена Возрождения.

Латинский собор (Львов, Украина) - 13601479 Ренессанс.

Архикафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Минск, Беларусь) - 1710-1732. Не наш клиент.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва, Россия) - 1901-1911. Пропускаем.

А теперь думаем, что же мы увидели. А увидели мы вот что. Из 20 наиболее известных католических соборов 14 строились, перестраивались, реконструировались именно во времена, когда согласно официальной истории Европы, церковь начала приходить в упадок и терять влияние. Крупнейшие инфраструктурные проекты! Какой, к чертям собачьим, упадок? Я вижу - расцвет.

Сколько орденов в католичестиве? Шестьдесят восемь! Сколько из них были созданы до 14 века? Августинцы (один из, там каша), Бенедиктинцы, Гилбертинцы, Камальдулы, Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, Картезианцы, Клариссинки, Мерседарии, Паулины, Премонстранты, Сервиты, Тевтонцы, Тринитарии, Францисканцы, Целестинцы. Всего - 15 из 68. Большая часть создана в 11-13 веках, то есть - как раз накануне. Сколько орденов создано во время Ренессанса? Семнадцать, даю цифрами - 17 (!). Заметим, до Возрождения - тысяча триста лет, все Возрождение - триста. В четыре раза больше орденов на единицу времени было создано во времена Ренессанса, чем во времена Средневековья... Покажите мне упадок церкви, пожалуйста...

Но и это еще не все. Давайте посмотрим на Картезианцев. Орден получил своё развитие сначала лишь во Франции, но в период с конца XII по конец XIV века картезианские монастыри распространились по всей Европе, от Ирландии до Польши. Пик наивысшего развития ордена пришёлся на начало XVI века, когда он насчитывал 196 монастырей. То есть Возраждение - возрождением, а развития ордена никто не отменял :) И ведь картезианцы не одни такие шустрые были, верно?

Рассматривая роль католичества в истории Европы, мы уже пришли к некоторым довольно неожиданным выводам. Вовсе не так мрачно все было в Средние века, и вовсе не так уж радостно и светло - в эпоху Возрождения. Во всяком случае, ясно одно - так называемый "кризис церкви" и "торжество светского над религиозным" во времена Ренессанса сильно преувеличено. Пока что все выглядит с точностью до наоборот...

Tags: О патрициях и галлюцинациях
Subscribe

  • Обожаю украинские телоеэфиры

    Вот смотрите. На 3:50. Украинский весь из себя патриот говорит следующее: "Але цікаво, те, що я особисто помітив - Росія змінюється. Чому…

  • Вот точно про Украину...

    Барин-просветитель - это про Данилова с Зеленским, которые желают думать, что они уже в Англии, со своим обязательным введением английского…

  • Об осознании

    Знаете, я думаю, что россияне уже утомились побеждать в войнах, о которых они понятия не имеют... Я вот себе так представляю. Просыпается Путин,…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments