
Чтобы понять суть вопроса, мы вернемся к нашим американцам, которые на меня обиделись. Американцы спасают чертеж. Чертеж не ихний, не они его сделали, он до них был сделан, и сейчас с чертежом проблемы. И они его спасают. Почему? Потому, что кроме чертежа, им предложить миру НЕЧЕГО.
Россия - европейская по культурному коду страна с сильным азиатским акцентом. Образование европейское - глаза раскосые. Нормально.

НО.
Европейский культурный код подразумевает наличие чертежа и следование ему, понимаете? А с чертежом сегодня немножечко фигня творится.
Русская идея, которую все ищут - это чертеж. Это наш чертеж, которому мы следуем. Или думаем, что следуем. Или думаем, что она появится - и мы сразу будем следовать.
Европейский код подразумевает некий шаблон, некое мироустройство, которому мы будем следовать, потому что мы так воспитаны в большинстве своем. И поскольку на Западе сейчас никак не могут в эффективное целеполагание и стратегии реализации оного, поскольку вместо поиска и решения проблем нашли виновного - Россию - и отказывают ей в европейскости и демократизме, хотя и того и другого в ней уже больше, чем в Европе с ее толпами мигрантов, мы ищем свою идею.
Мы люди европейски-культурные, европейская культура на Западе сегодня в жопе, довели ее до ручки, нам отказывают в принадлежности в этой культуре, и поскольку у нас европейский код - нам нужна схема. Заполнить нашу европейскость, лишенную чертежа, нашим собственным чертежом.
И все бы хорошо. У нас есть масса материала, который позволяет это сделать - исторического, культурного, в конце концов мы и азиаты тоже в значительной степени, и устройство Золотой Орды, кстати - было крайне прогрессивным во многих аспектах, можно учиться. Но. Когда мы получим чертеж - мы будем работать с ним, как европейцы, и потребность наша в чертеже - она тоже европейская.
Понимаете, в чем прикол? Русская идея - она по назначению своему европейская. Она находится в рамках европейского культурного кода. Она находится в рамках европейского целеполагания, развитого у нас в достаточной степени. Русскому как русскому можно и без этой идеи, судя по тому, сколько лет мы ее ищем, и как-то живем - в общем, нам она как бы и не очень нужна, но европейская ментальность требует. Русская идея как концепт является следствием европейскости мышления.
Изначально русская идея была в соборности. Собирался народ, выбирал на княжение. Земский собор. Потом князь превратился в царя, царь - в императора. Однако идея изначальная русская была крайне демократичной. И она была здешняя, тутошняя. Посмотрите на любой американский или европейский город - муниципальный уровень. Все то же самое. Это - самоорганизация общества. Снизу доверху. От главы сельсовета - и до президента. Только у нас это не называлось демократией, не было формализовано. И в отличие от Римской архетипики, где все это было отвязано от культуры, национальности, религии, и даже территории - у нас оно было культурно, религиозно, национально и территориально привязано, интегрировано.
И вот здесь мы приходим к одному интересному, тонкому, но ощутимому моменту.
Восприятие.
У нас степная архетипика (ссылка на цикл в начале). В рамках этой архетипики, в рамках нашей глубинной эмоциональности мы - люди восточные. Мы можем нормально разговаривать с кем угодно, у нас есть это качество. Вот недавно мы разбирали рэнга Басё. Нормально, разобрали, посмеялись хорошей шутке мастера японской поэзии, и смогли ощутить его творческий метод чуть ли не методом самого этого художественного метода. Но мы же остались русскими. Мы умеем, мы можем, потому что на архетипическом уровне у нас нет границы между собой и другими. Мы все - дети степи, степь всегда была, она вечна, мы путешествуем по ней, и кого только не встретишь - с каждым надо как-то коммуницировать. И мы это умеем. Что отсюда следует, дорогие мои?
Отсюда следует, что в наших отношениях с Западом наш человек не отделяет себя от Запада этого.
Пример. Якутия. Якуты - ну совсем отдаленные от Европы территориально люди. Но. В Якутии есть программисты. И что - якутские программисты пишут программы на каких-то якутских языках? Нет. Они прекрасно коммуницируют, когда им это надо, с любыми другими программистами. И на тех же языках пишут, и в тех же средах разработки. Они не чувствуют, что вот те, американские программисты - это программисты, а вот якутские программисты - нет. Нету такого ощущения. Это даже не навык межкультурного взаимодействия, базирующийся на архетипике - это полноценное тождество культурного кода. Советская власть, базирующаяся на концепте коммунизма, имеющем европейское происхождение - дотянула якутов до полноценной европейской ментальности. В интеллектуальном плане якуты не дураки, и среди них много образованных людей. Более того, по ряду моментов они могут быть и зачастую являются гораздо более глубокими и интересными людьми, нежели европейцы, ибо привносят в свою европейскость культурную своеобразие и глубину родной якутской культуры.

Еще раз. Наш человек не отделяет себя от Запада. Ментально не отделяет. А Запад - отделяет нас от себя. С точки зрения Запада он, Запад - это Рим, а мы варвары. Мы Западу сочувствуем, обижаемся на него, ревнуем - потому что для нас это значимо. А для Запада мы все варвары, и если с нами что произойдет - диктор на CNN просто перейдет к следующему блоку новостей.
Для нас, европейцев ментально, по культурному коду, отторжение Западом - это как оскорбление от близкого родственника.
Мы ведем свое происхождение, на уровне истории, от европейской государственности и Европы, мы наследуем европейскую религию и культуру, мы институционально происходим от римской империи, у нас римское право, и все это мы получили не от Европы, по крайней мере католической - мы это получили от Римской империи и от Константина Великого, самого всамделишного римского императора, когда по Европе еще всякие туземные царьки бегали.
Не надо нас оскорблять, мы на звание европейцев имеем все права, причем - права прямые, а не опосредованные католической церковью.
Это не мы отделяемся от Запада, это Запад пытается отделиться от нас, потому что у них там чертеж не работает, шаблон треснул, и они вместо того, чтобы чинить чертеж - нашли виноватых.
Так почему мы сейчас озабочены поиском "русской идеи", без которой, как ни странно, мы прожили уже не одну сотню лет? Очень просто - мы это делаем потому, что на подсознательном уровне мы стараемся следовать моде, диктуемой конвенциональным Западом, который отказывается признавать нас за равных, в силу именно того факта, что мы прямые наследники западной культуры, а не опосредованные через католицизм.
Ребята, не надо заниматься глупостями.
После поломки чертежа - а он треснул 11 сентября 2001 года, и с тех пор Запад компенсирует это дело, все более разрушая треснувший чертеж - вся активность политическая Запада направлено на то, чтобы создать на Западе же мнение, что это не у них проблема - это другие виноваты. Варвары.
Все, что делает Запад после 11 сентября - это объявляет варварами тех или других. Страны-изгои, коих не было до 11 сентября - это кто? Это варвары, которые угрожают миру, тьфу - Риму.
То есть наша потребность в русской идее - это социальный заказ Запада на идеологическое оформление нашей от него отделенности, на каковую мы, как западные по мышлению люди, реагируем.
То есть - это вопрос восприятия, а вовсе не объективное культурное противоречие. Все противоречие заключается в том, что они там не могут чего-то сделать, а мы можем - и так, и так, и еще вот так, и даже вот так можем тоже.
Это надо говорить, об этом надо разъяснять, это должно быть на слуху.
Опять вспоминаем Задорнова. Он говорил, что вот это вот противоречие между совком и западом решается просто. Большинство поверило в западные идеалы, а живет совковыми схемами. А он, Задорнов - ментальность оставил русскую, а стиль жизни взял западный. И никаких проблем. Ментальность, самоощущение, самотождественность русская не есть проблема, наоборот, это хорошо. Это крепкая западная культура мышления плюс чисто русская способность коммуницировать с кем угодно, умение постигать и вникать в чужие культуры, адекватно и эффективно.
Западная идентичность построена по схеме "мы - варвары". "Или-или". Русская ментальность, при европейском культурном коде, строится на принципиально иной архетипике. Мы комплиментары, мы аддитивны, у нас нет "или-или", у нас есть "И-И". И в рамках вот этого нашего качества мы не можем исчерпываться никакой "русской идеей", поскольку любая идея - включая коммунистическую идеологию - слишком мала для нас. Мысль о необходимости существования особенной русской идеи, отделяющей нас от прочих цивилизаций планеты - она противоречит нашей природе.
Русские - клей народов, я об этом писал.
Не нужно придумывать из головы никакой фигни, не нужно себя ограничивать. (Кстати, прекрасный, гениальный материал). Русский, который перестал бояться своей русскости, и эмоционально принял вот эту вот внутреннюю степь, которая пронизывает всю историческую судьбу народов наших, которые могут быть якутами, бурятами, славянами, корейцами, уйгурами, татарами - и все равно они чувствуют себя русскими - он может все. Русскость души - это не национальное такое, не родовое - это внутренняя свобода. И в определенной степени это хорошо, когда ты общаешься, дела какие-то ведешь. И иногда это плохо, когда ты теряешься, забываешь о том, кто ты есть, играешь во что-то меленькое и маленькое, размениваешься на частное.
Но мы от этого нихрена никуда не денемся, нравится нам это, или нет.
И это не идея, не чертеж, не схема - это объективная реальность такая у нас. Нам нужно просто ее принять. И использовать это в повседневной жизни.
И вот тут, вот в этой точке, мы приходим к следующему аспекту русскоидееискательства современного.
Сегодня мы везде в мире видим одно и то же. Превалирование партий власти над партиями идеологии. Почему так? Возьмем, например, Россию. ЕР - типичная партия власти, уж какая есть. Идеологически аморфная. А вот самый сильный конкурент - КПРФ. И именно коммунисты наиболее сильно озабочены партийной пропагандой. В чем цимес? Главный признак ЕР - это участие в государственном управлении. Главный признак коммунистов - приверженность идеологии. Я ругаюсь (иногда матом), и плачу, я стенаю - ребята, коммунисты, дорогие, вы что делаете?
Государственное управление порождает дискурс. Партия власти порождает деидеологизированный дискурс. От этого никуда не деться - все партии власти такие. И вот коммунисты противопоставляют этому деидеологизированному дискурсу, который реально, каждый день - идеологию.

Теплому противопоставляют мягкое.
Ребята, принцип простой. Если вы конкурируете - то вы должны конкурировать. А если вы сидите на двух холмах, каждый на своем, и кричите - то вы просто сидите на разных холмах, и кричите. И все.
Чему нас учит диалектический материализм? Диалектический материализм учит нас, что практика - критерий истины. К слову сказать, тому же самому нас учит научный метод, сформулированный Рене Декартом, в мрачном средневековье. Что нам говорят отцы марксизма-ленинизма? Они нам говорят, что бытие определяет сознание. То есть - опять говорят о приоритете практики над идеей, теорией. Ибо идея должна отражать практику - и в этом весь марксизм - а не наоборот. Ленин Владимир Ильич, до того, как окончательно погрузиться в революционную борьбу - был адвокатом. Он вел трудные дела, защищал простых людей в суде. Тем занимался, чем другие адвокаты брезговали, по причине бесперспективности. И он, дорогие товарищи коммунисты, делал это успешно. Добивался успеха. Понимаете? Ленин был великий практик, он умел - в царское время в царском суде - добиваться результата, и добивался его. И сперва у него была практика - а уже потом коммунистическая фразеология.
Ляпни он хоть раз в суде про поганых буржуев - угадайте, чем бы все закончилось?
Для Ленина практика была на первом месте - а теория на втором. Именно потому с Лениным работали великие практики. Дзержинский. Сталин. Эти люди, очень образованные, были не просто поклонниками Манифеста - они были практиками. Причем в современном смысле - силовиками. Они знали, почем фунт лиха, они знали и умели, как реализовать тот или иной экс, они реально делали работу, которую надо было делать, а не говорить и дискутировать. Не теоретик Бухарин, не такой же теоретик Зиновьев, не недотеоретик Троцкий - именно Дзержинский и Сталин лучше всего реализовывали сложнейшие задачи революционной борьбы. Потому что они были ПРАКТИКАМИ.
Когда Ленин говорил лозунг, это были не красивые слова. Это были слова, за которыми стояло ДЕЛО. И это дело делали конкретные люди. И сам Ленин, в своей профессии - тоже делал ДЕЛО, давал РЕЗУЛЬТАТ.
В течении дореволюционного периода партии большевиков Ленину пришлось вести дискуссии с огромным количеством людей, как внутри партии, так и вне ее. И ему противостояли не неучи - он вел идейную и политическую борьбу с образованными, опытными противниками. При этом Ленин отстаивал концепт политической партии нового типа, и его идея была сложной, по сравнению с другими концептами. Убедить, призвать в сторонники людей - это требовало знаний, это требовало умения слушать и понимать собеседника, анализировать свои и его аргументы, правильно формулировать мысль. Критическое мышление, логика, знания, постоянный труд - вот что поставило Ленина во главе партии большевиков - кстати, очень небольшой по численности. Объем работы, который провернули большевики за годы революции - и сейчас кажется невероятным, хотя Ленину казалось, что слишком мало дела делается, слишком много говорильни.
Ребята, Ленин не был идеолог, Ленин был ПРАКТИК, и он работал в любых условиях и в любых ситуациях. Там, где практика вступала в противоречие с идеологией - Ленин отбрасывал идеологию.
Мы живем в мире, где партии идеологии, причем не только в России, а везде в мире, уступают партиям власти. Поле практики, поле реального политического веса остается за реальными решениями - хозяйственными, экономическими в первую очередь. Почему так происходит?
Так происходит потому, что современные политические технологии в значительной степени изменили суть политического процесса. Если раньше риторика партийная была содержательна, то уже в середине 20-го века она начала стремительно терять содержательность. Материалы съездов КПСС времен Леонида Ильича - это просто фонтан оторванной от реальности риторики. В некоторых аспектах - Брежнев был не дурак - там очень интересные вещи встречаются, но в массе своей риторика КПСС была вещью в себе, камланием, религиозным действом. На Западе развитие пиар-технологий привело к тому, что политическая риторика вместо содержательной агитации стало средством ПРОДАТЬ конкретного кандидата избирателям. На Украине сегодня это дошло до абсолютного абсурда - у всех кандидатов примерно одно и то же в программах, а толку у всех - ноль. Полный и абсолютный.
Идеология превратилась в маркетинг, понимаете?
И как только идеология превратилась в маркетинг - у нас в корне изменилась ситуация. Оказалось, что реальные результаты каждый день, практический эффект административных решений - играет гораздо большую роль, чем идеологическая платформа. На каждых выборах мы имеем админресурс, причем админресурс этот играет не только как прямое давление на избирателя, подкуп, недозволенная агитация и так далее - но и как реальные (или воспринимаемые таковыми) результаты работы. Тот, кто работает - тот и может что-то предъявить.
Почему Порошенко устраивал все эти открытия дорог и сортиров? Потому что он брал что-то, что делали (чаще всего) посторонние люди, и показывал - вот это сделал я, голосуйте за меня. Порошенко состоял в типичной партии власти - Партии Регионов, затем он создал типичную партию власти - Блок Петра Порошенко, и он реализовывал все возможности, чтобы продать себя украинцам. Сейчас тем же занимается Зеленский. А до них этим занимался Янукович.
Реальный практический результат работает. Если он не как у Порошенко - сплошное кидалово - а как у тех, кто делает дело. И сегодня, в связи со вторичностью риторики, это имеет значение - по крайней мере, в России.
В данном смысле практике можно противопоставлять только практику. Прежде чем стать главным большевиком, Ленин был прекрасным адвокатом. Понимаете меня? Ленин был практик, и он собирал вокруг себя практиков, и каждое его слово было подтверждено делами. Практическими. Его и его единомышленников.
В Израиле сотни кибуцев, а на всю Россию один совхоз - и тот образцово-показательный, живущий за счет монополии на поставку клубники в Московской области, и это великолепие коммунисту Грудинину помог организовать либерал Путин по просьбе коммуниста Зюганова...
Вот потому, и именно потому, несмотря на "движняк" и использование протестного потенциала, "продать" коммунизм россиянам пока что не представляется возможным.
Ребята, безыдейное существование, конечно - если не невозможно, то весьма затруднительно. Тем более, что всегда появится кто-нибудь с красивой идеей, проведет маркетинг и сорвет банк. Зеленский на Украине - это блестящий пример такой ситуации. Но если мы говорим о необходимости идеи, идеи общественной, и именно об этом идет речь, а не о маркетинге - то и отношение у нас должно быть иным.
Общественная идея должна быть и может быть практической идеей. Она должна возникать из практики общественной жизни, опираться на практику общественной жизни и следовать практике общественной жизни.
Еще раз.
Не нужно продавать избирателю идею. Нужно продать избирателю практику.
Ситуация в России сейчас в части идейной весьма и весьма любопытна. Во-первых, последние десятилетия Россия подвергается идейной атаке Запада. Атаке квалифицированной, умелой, постоянной. Я не зря начал этот материал с описания кризиса целеполагания и стратегий. Этот кризис - это внутреннее для Запада, будете вы хорошими или плохими - от вас это не зависит. И метод преодоления кризиса Запад видит не в переоценке своих действий, приведших к этому кризису, не в анализе своих внутренних причин, а в системном раздувании русофобии и переносе вины за все проблемы на Россию. Это внутренний выбор Запада, и он таким и будет, возможно - очень долгое время. И с этим вы ничего не сделаете, нравится вам это, или нет.
Необходимо понимать, что объектом атаки является именно идея. Еще раз, поясняю. Объектом идеологической атаки Запада является идея. Потому Запад и заинтересован в том, чтобы у русских появилась идея, на которую можно напасть, которую можно разрушить и тем самым одержать над Россией победу. И в этом смысле деидеологизированность единороссов - является причиной неуязвимости России.
Нельзя атаковать идеологию, которой нет, нельзя сокрушить идею, которая не имеет значения, нельзя напасть на несуществующее. Попытка это совершить превращается в тупой дегенеративный тролинг, что мы и наблюдаем со скептической ухмылкой определенное время.

Поскольку идеологическая атака не удается - она сопровождается различного рода экономическими и политическими провокациями, в виде санкций, скрипалятины и прочего. И нужно понимать, что это внутренний продукт Запада, и что он обслуживает внутреннюю потребность Запада по компенсации того самого кризиса целеполагания и стратегий, о котором мы написали в самом начале. А это значит, что хорошие вы, или плохие вы - это ничего не меняет. Ну кроме того, что все это время Запад даже не пытается решить свои собственные усугубляющиеся проблемы.
Потому Запад использует любую идею, чтобы на нее опереться. В том числе идею коммунистическую, дорогие товарищи коммунисты.
Обратите внимание вот на что. Последний митинг, простите, нытинг, по поводу Мосгордумы. С большим трудом Запад в лице всех своих грантоедов собрал некоторое, причем весьма смешное, количество идиотов на него. Причем собрал под разными лозунгами. Не под одним лозунгом, не с одной повесткой - нет, он скреб-среб по сусекам, и накапал, значит, на нытинг. При этом он не просто скреб - там были и граждане других стран, и иногородние. О чем это говорит? Это говорит о том, что благодаря усилиям Запада россияне перестали вестись в массе, как лохи, на всякую информационную фигню. У Запада был информационный ресурс, Запад эксплуатировал этот информационный ресурс - и Запад в значительной степени исчерпал этот информационный ресурс.
Майдана в классической форме в России не будет, потому что лопухи и лохи, которые ведутся на фигню - практически закончились.
Однако существует другая возможность, и Запад пытается ее реализовать. Коммунистическая идеология.
Запад вовсю играет, пытаясь разрушить союз России и Китая, и одновременно - на контрасте - всеми силами противопоставляет успехи Китая - а Китай умеет показать свои успехи, надо сказать - и проблемы России. Тем самым стимулируя левые движения, левую идеологию в России. Почему? Потому, что в России сохраняются крайне положительные отношения к советскому периоду истории, и спровоцировав конфликт между партией власти и коммунистами, Запад тем самым рассчитывает расколоть - хотя бы по этому признаку - российское общество на непримиримые лагеря. Зачем?
Непримиримый конфликт на идеологической почве в России дает США возможность играть сторонами конфликта.
Разделяй и властвуй. Divide et impera. Это ведь так по-западному, верно?
И именно потому риторика Запада направлена на формирование протеста коммунистов в стране, где либерал Путин помогает коммунисту Грудинину по просьбе коммуниста Зюганова создать образцово-показательный совхоз. Именно потому Запад пытается очернять власть российскую, бездоказательно обвиняя ее в тотальной коррупции, в ограблении своего народа - тем самым проливая бальзам на душу российским коммунистам. Каковые коммунисты - еще по опыту начала двадцатого века - вполне в состоянии довести страну до фундаментальных социальных преобразований, ломающих экономику. И именно потому мы видим, как деидеологизированной практике единороссов противопоставляется лишенная практики идеология российских леваков.
Если с практикой единороссов Западу не удается ничего сделать - то к борьбе с идеологией коммунизма они уже готовы, стоит только дать коммунистам единороссов сокрушить, особенно если идеология коммунистов не будет подтверждена практикой...
И потому борьба коммуннистов с единороссами представляет из себя не конкуренцию результатов в органах власти, не состязание, вполне себе социалистическое, в эффективности административных решений, при том что коммунисты в состоянии легально, чисто и конвенционально в эти органы попасть и в них работать - а провоцирование реплики ленинской партии нового типа, ориентированной сперва на переворот в стране и перестройку общества, а уже потом на "будем жить хорошо".
Не получится жить хорошо. Потому что тогда они были не готовы. А сейчас они точно знают, что, как и когда делать, какие будут проблемы, и как их использовать на всю катушку для достижения своих целей.
Ребята, товарищи коммунисты, маленький хинт вам, подсказочка. 18 августа состоялись испытания томагавка с наземной установки. Меньше месяца прошло - и американцы, прекрасно зная информационный эффект, проводят вот такую вот, тупую, демонстрацию. Не имеющую никакого военного значения, и даже подтверждающую ранее сделанные заявления российского МИДа о несоответствии пусковых Мк41 условиям ДРСМД. Почему?
Назначение этого запуска - отнюдь не внешнеполитическое. Этот запуск был произведен в расчете на внутрироссийские настроения. Дескать, вот они уже испытывают ракеты, которые ранее были запрещены по ДРСМД. Раньше они были запрещены, пусковые были далеко от границ, подлетное время большое, возможности - и дипломатические, и информационные - не допустить ядерной войны были хорошие. А сейчас вот такая вот информационная обстановка. Стрессовая. Задача, этого и других моментов - к концу срока Путина добиться такого информационного эффекта, что вот раньше жили в мире, а теперь, при Путине - дошли до непрерывной опасности ядерной войны. Эффект чисто информационный, эффект, рассчитанный на массы. Цель эффекта - максимально посеять сомнения в эффективности политики, которую проводят единороссы.
И максимально помочь любой силе, в том числе коммунистам, победить единороссов, одновременно меняя внешнюю политику России, так сильно мешающую Западу эту самую Россию отыметь по самые помидоры.
Вместо неудобного противника, каковым по факту является Единая Россия, специалисты по революционным преобразованиям в чужих странах пытаются получить очень удобного для них противника - коммунистов.
Ибо коммунисты, с одной стороны, уже противопоставляются либеральной западной демократии, и значит, та самая изоляция России, о которой говорил еще Обама, наконец, осуществится, и во-вторых, там рассчитывают на повторение истории с Горбачевым. Ибо коммунисты уже пошли на сдачу суверенитета в ответ на безопасность и кредиты, и этот успех кое-кто там рассчитывает повторить. "Сделка с Россией" для Запада выглядит примерно так.
Вот она - истинная война идей.
Мы живем в очень подлом мире. Конец девятнадцатого - начало двадцатого века просто время святой наивности по сравнению с днем сегодняшним. Сегодня сама идея стала оружием, потому что появились способы идеей управлять, часто - управлять извне. И как я писал в недописанном цикле о западной идентичности, социальный контроль и социальная инженерия - сильная сторона европейской (Римской) культуры, и как я писал в цикле по психотронике - они это делают, и делают активно.
Но мы с вами, ребята - мы тоже европейцы, и тоже можем.
Идеологическое противостояние в России стимулируется извне, изо всех сил, и наиболее уязвимая к манипуляции часть российского общества - именно коммунисты. Потому что сама идеология направлена на социальные преобразования, то есть консервативная функция слабая. Потому что готовность к социальной конфронтации высокая. Потому что опыт борьбы с коммунизмом на Западе есть, никуда не делся, и опыт успешный. Это, и именно это превращает коммунистов в Кремле в самого удобного противника для Запада в его теперешнем состоянии.
И если в 1917 коммунистическая идея была опасна для капиталистов - то сейчас она в том виде, в котором была тогда - для этих самых капиталистов желанна.
Что говорил Ленин? Ленин говорил, что теория должна опираться на практику. А практика у нас именно такая, и никакая другая. Сейчас, сегодня, ситуация в России в корне отлична от того времени, и нам требуются совершенно иные решения. Поскольку под ударом, под атакой у нас сама идея, и методы такой атаки есть.
Так нужна ли идея России, и если нужна, то какая?
Прежде всего, такая идея должна опираться на практику. И практика эта должна происходить в условиях жизни, а не в виде социальных протестов и демонстраций. Нужно, чтобы все, у кого есть идея, есть убеждения, шли в органы администрации и работали, на практике добиваясь результатов. Асфальта на улицах, вывоза мусора вовремя, работоспособности канализации, качественного водоснабжения, экологической обстановки и санитарии, образования и медобслуживания. В реальной экономике, в реальном бюджете, в системном варианте, в рамках действующей государственной машины. Это необходимо. Это практика, которая приведет к авторитету в народе, а не к истерическим побегушкам по улицам группы особо неадекватных лиц.
Приведу пример.
Те самые выборы в Приморье, где "украли победу" у кандидата-коммуниста. Если бы кандидат подал апелляцию, по закону, и если бы он действовал в рамках закона, то это был бы один коленкор. Но вместо этого кандидат объявил голодовку, а по России пошли протесты в Интернете. Ребята, дорогие, если вы хотите управлять государством - действуйте в рамках системы. Ленин был адвокатом в царской России, ему был не в падлу. А потом, к вечеру - кандидат прекратил голодовку. Наверное, проголодался. Но - апелляцию так и не подал.
О чем данный кандидат может говорить с партией власти, как он будет с ней конкурировать в области идеологии, если он простое действие сделать не хочет, сразу массовая истерика начинается?
Когда коммунисты говорят, что в России большие проблемы с воспитанием, что теряются целые поколения, что идея необходима обществу, чтобы сплотить массы - они имеют на это все основания. Но почему идея эта проходит в таких формах аффективных. Единая Россия нуждается в конкурентах, понимаете? Единой России нужна КПРФ, крепкая, работящая, настоящая, интегрированная в современную Россию - потому что без этого сама ЕР не развивается. Получается, что из деидеологизированности вырастает дефицит идей. И Коммунистическая партия, учитывая советское прошлое, учитывая свой идеократический характер, как раз и является потенциальным соперником, конкурентом и источником этих идей. Но - при одном условии.
Если деятельность КПРФ не будет носить разрушительный характер для того, что уже создано либо восстановлено, и если коммунисты будут профессионалами в тех областях, в которых думают работать.
У коммунистов есть идея. НО. Эта идея должна коррелировать с практикой, она должна опираться на практику, на народные массы. Причем на текущие народные массы, а вовсе не на бедноту, с которой, слава богу, не все так мрачно, или на пролетариат, который не успевает работу делать - так много работы для пролетариата в России. И у пролетариата времени нет еще и демонстрации устраивать.
Конечная цель коммунистической идеи - построение процветающего, социально-справедливого общества, без эксплуатации и сегрегации. Это хорошая идея. И сейчас в России есть все возможности этим заняться, есть стимулы, и даже есть внешний противник, причем опасный - что стимулирует российское общество сплотиться. И именно в рамках такого сплочения возможна дискуссия, возможен диалог, возможен диспут. На совершенно реальной основе, а не на основе стареньких книжек и представлений вековой давности.
Идея нужна России для следующих поколений, для продолжения исторического существования, для развития. Но если мы с вами стоим на позициях исторического материализма, то должны понимать, что идея эта может образоваться только на базе исторической практики. Не на базе старых книжек - а на базе работы. Конкретной работы в конкретных исторических условиях с конкретными массами в конкретной стране.
В конце концов, и либералы в России вовсе не такие либеральные из себя - а вполне себе меньшевики в большинстве своем, и есть среди них вполне интересные с концептуальной точки зрения люди.
Я не достану вам из широких штанин. Потому что я как бы не в России живу, и политикой не занимаюсь, и в принципе не компетентен настолько. Но я знаю одно. Новая идея может появиться только в процессе практики, причем практики осознанной, целенаправленной. Она требует политической конкуренции в формах совместной деятельности. И она требует грамотных, компетентных людей, она требует всестороннего осмысления и обсуждения в рамках реализации конкретных практических задач. Да еще и в условиях, которые мы имеем в настоящий момент, и будем иметь еще какое-то время, и потому мы не должны отбрасывать теоретический и практический опыт, наработанный в Европе и мире во время нашего самоизоляционизма эпохи победившего развитого социализма.
Но я знаю одно.
Русская идея может быть создана только теми, кто чувствует себя русским и живет ради русского, честной, полнокровной, насыщенной жизнью. В России. Потому что только такая идея - русская. Любой другой подход - он неправильный...
- Единство стиля, - сказал Коля. - Нужно сохранять единство стиля, понимаешь? С начала спектакля идет постепенное нагнетание абсурда. И, значит, в конце нашей оперетты сделать работу должен абсолютно посторонний человек за сто рублей. Это будет стильный и естественный бесславный конец родноверия.
Чужим умом сыт не будешь, такие дела.
В заключение не могу не привести небольшую цитату из Стругацких, "Пикник на обочине".
Вы спросите меня: чем велик человек? – процитировал он. – Тем, что создал вторую природу? Что привел в движение силы почти космические? Что в ничтожные сроки завладел планетой и прорубил окно во Вселенную? Нет! Тем, что, несмотря на все это, уцелел и намерен уцелеть и далее.
У России очень бурная история. И она уцелела, и намерена уцелеть дальше. И у нее, в общем, все для этого есть. И это хорошо.
Journal information