Россия предложила членам НАТО присоединиться к мораторию по размещению ракет средней и меньшей дальности (РСМД).
«Напомню, что мы, несмотря на разрушение США Договора о ракетах средней и меньшей дальности, сделали очень важный политический жест. Президент Путин сказал, что договор не существует более, но мы будем действовать зеркально: если США начнут разрабатывать соответствующие средства, мы оставляем за собой право поступить таким же образом. Если будут испытывать — и у нас такое право будет», — сказал Лавров.
Как отметил глава МИД, президент подчёркивал, что Россия не станет «развёртывать такие ракеты средней и меньшей дальности в случае их создания в тех регионах мира, где не будут развёрнуты системы американского производства».
«И если США воздержатся от развёртывания в Европе ли, в Азии ли, то мы не будем делать таких же шагов. Это серьёзное предложение. По сути дела, мораторий, добровольный мораторий, который мы уже довели до сведения членов НАТО, предложили им коллективно присоединиться к этому мораторию. Они согласием пока не отреагировали», — добавил он.
Пожалуй, единственная здравая идея во всем этом сумасшедшем доме. Однако идея консервативная. Ибо мораторий для своего соблюдения требует определенных процедур проверки, то есть - договорной базы. Договариваясь с НАТО, тем самым следует стремиться к договору Россия-НАТО в данном вопросе. Насколько такой договор реален в условиях нарастающих внутренних противоречий в НАТО? Если задача такого договора - продлить существование НАТО, то да, такой договор возможен. Будучи субъектом договора, обеспечивающего безопасность, НАТО может пойти на заключение такого договора, как минимум в том плане, что он дает европейским политикам определенную мотивацию не выходить из НАТО прямо сейчас. В этом консервативная функция договора. Однако, повторяю - требуется не только заключение договора о моратории, но также согласование пакета мер по контролю его соблюдения.
Однако есть и другой вариант. А именно - европейский договор безопасности, заключаемый европейскими странами друг с другом, и Россия, как европейская страна - должна, естественно, входить в него в качестве подписанта. В данном случае не только обеспечивается на уровне государство-государство подписание документов, а также контроль их соблюдения - но и снимаются проблемы НАТО. То есть, те противоречия, которые существовали и существуют помимо проблемы РСМД, не будут оказывать влияния на ядерную безопасность в Европе.
И да - второй путь не консервативный. Он не предусматривает сохранения НАТО любой ценой. Однако он же открывает возможности для модернизации и реорганизации европейских армий в соответствии с национальными интересами участников соглашения. Хотят сохранить НАТО - могут сохранить НАТО. Хотят европейскую армию - могут создавать европейскую армию. Хотят ограничиться национальными силами - могут сделать и это. Безопасность от быстрого и неотразимого удара гарантируется в любом случае.
Иными словами, вопрос закллючается в следующем.
1. Хочет ли Европа жить под угрозой быстрого неотвратимого удара, вызванной прекращением американцами договора о ракетах средней и малой дальности?
2. Хочет ли Европа сохранить НАТО любой ценой, или она реально думает об изменении парадигмы безопасности.
3. Хочет ли Европа получить гарантии безопасности, на основе суммы договоров и взаимных обязательств, в том числе в области взаимного контроля исполнения, не обременяющих ее в области формирования собственных вооруженных сил по ее разумению и желанию какими-либо ограничениями?
Почему вопрос стоит так? Потому что мораторий, или договор о безопасности - в любом случае данный документ должен стоять выше внутриальянсовых отношений в НАТО. Как минимум потому, что меры контроля, которые необходимы - они должны выполняться безотносительно к текущему политическому моменту.
Иначе это просто теряет смысл, и мы оказываемся жильцами сумасшедшего дома в ожидании конца света.
Journal information