В публикации, посвященной разработавшему истребитель четвертого поколения авиационному конструктору Михаилу Симонову, которому 19 октября исполнилось бы 90 лет, военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин вспоминает обсуждение специалистами размещения на самолете моторного отсека.
Автор пишет, что на совещании у заместителя министра авиационной промышленности Павла Дондукова Симонов предложил конструктору турбореактивных двигателей Архипу Люльке уменьшить волновое сопротивление Су-27 переброской пары силовых «агрегатов на спину», «в тень третьего лонжерона центроплана», в результате чего «низ самолета получается идеально ровным, что увеличивает скорость машины и ее маневренность».
Литовкин пишет, что «в ответ академик Люлька поднялся и говорит с украинскими интонациями»: «Ты, Михайло Петрович [Cимонов], як прийдешь до дому, скажи жинке, шоб сиськи на спину перебросила».
Я понимаю, что военный обозреватель - это серьезно, но что-то гложут меня сомнения великие, что такой разговор мог состояться в принципе. И вот почему. Архип Люлька - великий конструктор двигательных установок (и не только) для авиации и космонавтики. Культовая фигура советского двигателестроенния. И в контексте истории самолета Су-27 его ответственность как конструктора начиналась глубоко в недрах машины, после коллектора и аэродинамического клина воздухозаборника, и заканчивалась выходным сечением сопла двигателя. Никакого отношения к аэродинамике летательных аппаратов Архип Люлька никогда не имел.
Даже воздухозаборники, непосредственно примыкающие к двигателям, являются частью интегральной аэродинамической компоновки самолета и рассчитываются конструкторами планера, а не двигателя. Причем несмотря на внешнюю простоту, воздухозаборник реактивного двигателя - это сложнейшая инженерная система.
Исходя из этого, я считаю, что Архип Люлька, при всем своем колоссальном вкладе в историю отечественной авиации, космонавтики и не только - не мог иметь отношения к аэродинамике планера Су-27.
Вовсе не факт, что военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин намеренно ввел читателей в заблуждение. Дело в том, что любая сложная и закрытая область деятельности обрастает легендами. Часто за ними стоят реальные события, порой более удивительные нежели сами легенды. Но еще чаще - это фольклор. Фольклор, который всегда появляется касательно лиц, чьи свершения делают их особенными, и требуют особенных историй...
Journal information