
Пентагон заключил контракт с компанией Lockheed Martin на строительство 478 истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 на сумму 34 миллиарда долларов. Об этом во вторник, 29 октября, сообщила журналистам заместитель министра обороны США Эллен Лорд, передает ТАСС.
«Это историческая веха в производстве данных истребителей», — отметила Лорд. Первый этап соглашения включает строительство 114 самолетов общей стоимостью 7 миллиардов долларов. По словам Лорд, нынешняя сделка «демонстрирует приверженность агрессивно снижать цены на F-35».
«Ранее мы анонсировали 255 самолетов за 11 миллиардов. Вчера в дополнение к нашим обязательствам анонсировали 114 истребителей за 7 миллиардов», — пояснил генерал-лейтенант ВВС США Эрик Фик.
В отличие от США, в России иначе подходят к модернизации парка истребителей. Вместо крупных заказов заказывают постоянно, но по чуть-чуть. Каждый год понемногу. В чем прикол?
Себестоимость продукции зависит от серийности. От серийности же зависит логистика. То, что нерентабельно для производства десяти самолетов - очень хорошо для производства ста-двухсот. Начиная от оптовой закупки материалов, и заканчивая профессиональным обучением новых работников.
Заказывая по пять самолетов в год, мы тем самым делаем нерентабельными крупные инвестиции в производство. Модернизация технологической цепочки оказывается дороже в пересчете, и при том же объективно объеме работ себестоимость выше. Больше зависимость от кадров. Больше зависимость от поставщиков. Зато по деньгам получается все очень-очень дешево, на первый взгляд. Вместо десяти миллиардов мы вкладываем по двадцать миллионов, и нам кажется, что все хорошо.
Однако при заказе на десять миллиардов мы можем из этих денег оплатить технологическую модернизацию производства, строительство жилья для новых работников, наем и обучение специалистов, закупки материалов (а то и покупку компаний-поставщиков) по крупно-оптовым ценам. В связи с наличием длинного заказа наша биржевая стоимость растет, растет капитализация. И при всем при этом - себестоимость единицы продукции падает. Да, мы выкладываем десять миллиардов. Но получаем то же самое железо, но дешевле, но по совершенно иной технологической схеме, с другой логистикой, и другими финансовыми показателями.
О чем это говорит?
Это говорит о том, что закупочная стоимость Ф-35 должна снизиться. А если мы вспомним, что высокая стоимость - один из первых по упоминаемости недостатков Ф-35, то эффективность данного решения для нас очевидна. Особенно - исходя из перспектив торговли данным самолетом.
ИМХО, данное решение, возможно не вполне оправданное с финансовой точки зрения для заказчика, является сильным маркетинговым ходом в уже обозначившейся конкурентной борьбе на международном рынке вооружений с российским Су-57. То есть - мы видим не только мощный заказ оборонке, но и сильный маркетинговый ход. И да - это тот случай, когда самолеты вступили в конфликт, можно сказать, в воздушный бой.
Пока что - в виде денег.
Вот такая вот война в воздухе - воюют деньги..
Journal information