Посмотрел разбор. Разбор хороший, но неточный. Марцинкевич говорил об альтернативке за Полярным кругом, так вот - там и солнечные электростанции есть, и сейчас ветропарк строится. Причем ветропарк строится... Росатомом!
В чем проблема?
Температурный режим. Где-нибудь в Европе температурный диапазон работы агрегатов ветряка - от минус 20-30 до плюс 30. На Чукотке это может быть от -50 (и более, точнее менее) до тех же +30. Другие материалы, другие технологические решения.
В остальном со всем почти согласен, только по мелочам я бы акцентировал иные моменты. К примеру, в оригинальном видео говорится о размещении станции в Тихом океане, где ее может перевернуть цунами. Ребята, Чуктока - это не Тихий океан. И вот прямо в океане цунами еще никого не перевернуло, и даже на берегу - не перевернуло. Расхерачить расхерачило - но не перевернуло. Такие дела.
Да, кстати, вот оригинальное видео:
С чего начнем? Начнем, ребята, как всегда - с начала. То есть - с реактора. На АЭС установлен реактор КЛТ-40С, третьего поколения реакторов для подводных лодок, модифицированный. Поскольку в основе - реактор ПЛ, собрана статистика эксплуатации, реактор надежный и отработанный. Для этих реакторов отработаны автоматизированные системы управления. Конструкция двухблочная, потому даже при перегрузке топлива снижение мощности составляет 50% от номинала. Что гарантирует как электроснабжение потребителей, так и собственные технологические нужды.
Одним из важнейших параметров реактора является ресурс, а всей энергоустановки в целом - ресурс непрерывной работы. На ПЛ реакторы работают в море, то есть непрерывная работа происходит в течении до 300 суток. Для АЭС это мало. Потому конструкция реактора переработана, он стал больше, отдельные компоненты (ГЦН) размещены так, чтобы допускать контроль и обслуживание. Следующий момент. На ПЛ реактор работает на борту движущегося корабля, у которого есть крен, дифферент, который может испытывать воздействие волнения и столкновений. Безаварийная конструкция самого реактора с системой управления в таких условиях обеспечивает больший ресурс на стоянке, в тепличных, можно сказать, условиях. С другой стороны, возможность для конструктива нормально эксплуатироваться в примерно таких вот условиях дает страховку от экстремальных условий среды (шторм, волнение):
Самое главное - при таких механических нагрузках управляющие элементы не заклинивает, и реактор сохраняет управляемость.
В случае затопления реактора он, во-первых, будет заглушен. А во-вторых - как показала, увы, практика - находиться под водой без утечек радиации в заглушенном виде он может годами. Иными словами, при судовой аварии на АЭС с затоплением реактор остается изолированным в ожидании извлечения. Однако думается мне, что при проектировании корпуса вероятность штормовых и ледовых воздействий учтена - не зря лучшие ледоколы мира строят именно в России. И даже несмотря на санкции... :)
Какова экономическая целесообразность именно плавающего решения АЭС?
Скорее всего, она планируется не в качестве замены наземных сооружений, а в качестве источника энергии при проведении крупных строительных работ. Билибинская АЭС - это комплекс старых и довольно больших сооружений. Там уже есть определенная инфраструктура, вплоть до города энергетиков. Бросать это все не имеет смысла, нужно сооружения АЭС частично утилизировать, частично перестроить. А для этого нужен источник энергии, понимаете? Реактор КЛТ-40С допускает наземное исполнение, и есть такая теория, что реакторы Билибинской станции будут разобраны и утилизированы, подобно тому, как это происходит сейчас с Игналинской АЭС. А часть объектов инфраструктуры (в том числе жилой фонд), возможно, будут использованы для новой станции - наземной. С этими вот наземными реакторами КЛТ-40С (или другими). Таким образом, плавучие АЭС служат источниками большого количества энергии в тех местах, где другие источники чудовищно дороги - трудно доставить топливо, нет ЛЭП, а работать надо. В каждой дырке затычка. Отсюда и назначенный межремонтный промежуток в 10 лет. Либо через 10 лет "Ломоносова" сменит другая плавучая станция, учитывающая опыт его эксплуатации, либо уже будет запущена наземная энергетическая структура. А "Академик Ломоносов" отправится (после обслуживания на заводе) к новому месту работы - давать свет и тепло там, где в нем существует острая необходимость...
Так что на самом деле все далеко не так печально, и не все пропало, и не все просрали...
Journal information