Мощнейшая в мире советская термоядерная АН602 («Царь-бомба» или «Кузькина мать») была бесполезной, утверждает La Vanguardia.
Испанское издание пишет, что использование в реальной войне оружия, обладавшего внушительными габаритами, затрудняла необходимость транспортировки на дальние расстояния. Другим недостатком АН602 называется то, что при ее взрыве большая часть энергии уходила в космос.
По информации La Vanguardia, СССР, создавая подобное оружие, хотел запугать западные страны и скрыть свое отставание от них в технологиях. Издание заключает, что АН602 была «масштабным блефом».
Вот из-за таких вот журналистов я и перестал читать Иносми.ру. :)
Давайте разберемся, в чем дело.
СССР хотел взорвать самую мощную в мире бомбу - он ее и взорвал. Возражения есть? Возражений нет. Более того - он создал не стационарное устройство, типа первого термоядерного заряда США, размером с трехэтажный дом со всякими криогенными своими штуковинами:
1 ноября 1952 года на атолле Эниветок (Маршалловы острова) под наименованием «Иви Майк» (англ. Ivy Mike) было проведено полномасштабное испытание двухступенчатого устройства с конфигурацией Теллера-Улама. Мощность взрыва составила 10,4 мегатонны, что в 450 раз превысило мощность бомбы, сброшенной в 1945 году на японский город Нагасаки. Устройство общей массой 62 тонны включало в себя криогенную ёмкость со смесью жидких дейтерия и трития и обычный ядерный заряд, расположенный сверху. По центру криогенной ёмкости проходил плутониевый стержень, являвшийся «свечой зажигания» для термоядерной реакции. Оба компонента заряда были помещены в общую оболочку из урана массой 4,5 тонны, заполненную полиэтиленовой пеной, игравшей роль проводника для рентгеновского и гамма-излучения от первичного заряда к вторичному.
Нет, ребята, самый мощный взорванный в мировой истории заряд был авиационным боеприпасом, который был доставлен к цели бомбардировщиком. То есть - в условиях, когда бомбер мог долететь до цели, данный боеприпас мог быть с него сброшен, как и любой другой. Да, габариты как-бы - выдавались. Но самолет летел, и летел вполне уверенно.
Дальше. При взрыве большая часть энергии уходит в космос. У меня очень плохие новости для господ журналистов из либерального издания. При любом взрыве любой атомной бомбы (и не только атомной) значительная часть энергии уходит вверх и бесполезна. Такова селява. Более того, для всех ядерных взрывов одного типа (воздушный, наземный, подземный и подводный) доля энергии, рассеиваемой в окружающей среде - в общем определяется не мощностью боеприпаса, а типом взрыва и глубиной залегания. Исключение - тот случай, когда при подземных взрывах каверна не открывается, но то такое... Условно говоря, при взрыве Царь-бомбы в космос улетел точно такой же процент выделившейся энергии, что и при взрывах в Хиросиме и Нагасаки.
То есть везде большая честь энергии уходит в космос.
Дальше. Так что, именно из того, что предъявил СССР окружающему миру, было блефом? При ближайшем рассмотрении оказывается, что ничего. Все по чесноку - собрали, запустили, подорвали, сами охренели, как оно бахнуло.
А теперь о том, о чем не рассказали, потому что не поняли и даже не попытались узнать, доблестные каталонско-испанские щелкоперы.
Ребят, при взрыве любого атомного заряда далеко не все 100% урана вступает в реакцию. Глубина выработки урана (плутония) при взрыве - головная боль каждого конструктора атомной бомбы. С одной и той же массы (а критическая масса - она всегда одна и та же) по мере прогресса в разработке удавалось собрать все больше и больше энергии, все большую часть урана вовлечь в реакцию, то есть - получить на том же количестве делящегося вещества большую мощность взрыва. Необходимо понимать, что цепная ядерная реакция, чтобы происходила с взрывным выделением энергии - должны выполняться определенные требования по плотности материала, по процентному содержанию урпана-235 (плутония) и так далее. Но вот беда - как только атомная реакция начинается, так сразу "шарик" сильно нагревается, расширяется в объеме, и следовательно - коэффициент размножения падает. Падает выделение энергии, и реакция начинает затухать. Поскольку энергии выделяется реально много - "шарик" не просто расширяется в объеме - он испаряется. В пар превращается, горячий-горячий. И испаряясь - разлетается в стороны. И разлетаясь в стороны, он еще больше расширяется, и реакция прекращается.
В любом ядерном заряде при взрыве успевает прореагировать лишь мизерная доля содержащегося делящегося вещества.
С термоядерными зарядами все еще хуже, ребята - не зря с ними так сильно геморроились. Энергии выделяется настолько много, что возникает лучистый перенос. Из зоны реакции давлением света те самые дейтерий и тритий просто выдуваются с околосветовой скоростью. А поскольку для термоядерной реакции нужно давление - понятно, что мы опять остаемся у разбитого корыта. То есть, вагон дейтерия наработали, попытались подорвать - а взорвалось у нас в лучшем случае граммов десять. Стоим, как лохи, и обтекаем.
Задача вовлечения в реакцию возможно большей массы материала - самая сложная и главная в создании ядерного и термоядерного оружия.
Так вот. И для ядерной бомбы, и для термоядерной существуют свои предельные величины достижимой мощности, в зависимости от схемы заряда и технологии. Увеличить мощность, преодолеть эти величины - это тяжелейшая задача. Именно способность создавать заряды более мощные, чем способен создать противник - именно это определяет уровень развития ядерных оружейных технологий.
Теперь возвращаемся к Сахарову и его Царь-бомбе.
50 мегатонн (кстати, мощность была специально уменьшена в процессе сборки, там больше планировалось) - это было далеко за пределами технологий того времени. В то время нельзя было создать бомбу такой мощности в одном заряде, понимаете? Так вот, смысл взрыва Царь-бомбы заключалась в том, чтобы продемонстрировать миру, что в Советском Союзе этот технологический предел преодолели.
И могут (при желании) создать термоядерный заряд ЛЮБОЙ мощности.
А это, дорогие мои - совсем другой разговор получается. И так взрывная волна трижды шарик обогнула - чего ж еще демонстрировать-то? :)
А теперь у меня вопрос. Что именно заставило данное издание петь такие бравурные речи? Мне представляется - желание развеять страх общественности перед ядерной войной, слава богу, еще сохранившийся с тех самых времен. А это - очень нездоровое занятие, понимаете?
Мне кажется, что есть вещи, которые не надо пробовать, чтобы убедиться - может получиться очень неприятная ситуация.
Масса вашего тела в ядерную реакцию не вступит - слишком мало в нем подходящих изотопов - но все-таки это будет слабым утешением, верно?
Journal information