Наблюдая в новостях газовый шабаш, ваш покорный не может сдержать улыбку.
Давайте расставим точки над "И".
Первое. Россия урегулировала все претензии, подтвердила свой статус надежного поставщика и при этом на пять лет получила страховку от газового шантажа со стороны Украины. Переход на европейские газовые котировки позволяет России управлять транзитом газа, а наличие конкуренции с другими производителями - как европейскими, так и прочими - избежать любых обвинений в монополизме. Фактически, Россия как поставщик газа добилась больших успехов на европейском рынке.
Второе. Украина сохранила актуальность своей ГТС (на которую - заметим в скобках - никто и не покушался). И да - в течении ближайших пяти лет газ в трубе будет, если только Украина будет соблюдать подписанные документы. Таким образом, Украина получила определенную стабильность в качестве газового транзитера на европейском рынке. Что тоже хорошо.
Третье. Европейский обыватель не будет чувствовать себя голым, босым и беззащитным перед лицом мягкой европейской зимы. Что тоже очень неплохо.
Особенно доставила радость Нафтогаза, когда Коболев поблагодарил США за санкции против "Северного потока - 2". Во-первых, я не думаю, что эти санкции действительно повлияли на позицию Газпрома по украинскому транзиту. А во-вторых, заключив газовый контракт сроком на пять лет, Украина фактически похоронила надежды США на газовый рынок Европы. Почему?
Потому что результатом подписанных соглашений является полная легитимация Газпрома как исключительно КОММЕРЧЕСКОГО поставщика. Это означает, что война с российским газом теперь технически невозможна, да и не нужна в принципе. А так как все котировки у нас теперь европейские, и чисто коммерческие - дорогой американский газ, доселе пропихиваемый в Европу политическими методами, в этой самой Европе склеил ласты.
И это тоже хорошо. Для Европы, России и Украины.
Далее. Вся Украина восхищается принципом "качай или плати" вместо "бери или плати". А я не пойму - чем восхищаются. И мое сомнение имеет целый ряд оснований.
Первое. Амортизация ГТС Украины достигает 80%. Это означает, что использовать ее на 100% опасно - ветхая рухлядь не выдержит. Десятилетиями Украина отказывалась модернизировать ГТС, и сейчас ее техническое состояние становится проблемным. А это означает, что потенциальный объем транзита по принципу "качай или плати" полностью зависит от того, какую часть средств из заработанных на транзите Украина выделит на ремонтно-восстановительные работы на ГТС.
Второе. Принцип "качай или плати" относится к объемам поставки со стороны Газпрома в Европу. То есть - это транзитные деньги. А "бери или плати" - это что Украина покупала для своего потребления. То есть - это деньги на потребление. Соответственно, одно с другим не коррелирует никак, и от схемы конечный результат не зависит. Более того - Украина берет газ по европейским котировкам, которые очень сильно зависят от конъюнктуры рынка.
Ирония судьбы, не так ли? Вы не поняли?
Чтобы Украина могла себя обеспечить газом, и не осталась без штанов, с учетом того, что статус транзитера определяется Европой, ей придется заботиться о двух вещах. Первая - чтобы в Европе было много газа, и чтобы он был дешевым. И второй - чтобы Европа не голодала по газу. Потому что европейские цены складываются на основании европейской конъюнктуры, и Украина здесь со своим жалким потреблением не определяет порядок цен в принципе. Сочетая первое и второе получаем, что цены на газ для Украины зависят от обходных маршрутов, и чем они есть, и активнее работают (включая Северный поток - 2), тем лучше ценны на газ для Украины. Недостаток общей пропускной способности обходных маршрутов теоретически мог бы покрываться УкрГТС, но - амортизация 80%.
Представьте себе такую картинку. У вас есть постоянная потребность в электричестве. И есть две ЛЭП. По одной можно брать много, но по прогнозам - уже недостаточно. Более того, ЛЭП старая, ветхая, и может накрыться ВСЯ. Ее надо серьезно ремонтировать, обновлять. А вторую ЛЭП надо достроить. Причем осталось немного. И вот вы стоите перед риском - пользовать старую ЛЭП, боясь потерять ВСЁ, или сперва достроить новую, а потом, пользуясь резервной мощностью, потихонечку работать над приведением первой в порядок?
Короче. Европа не согласится зависеть от аварийности УкрГТС. УкрГТС надо модернизировать, без этого техническое состояние ее таково, что возникает угроза для Европы полностью газа лишиться. Модернизация УкрГТС во-первых, требует денег, то есть нужно что-то прокачивать, с одной стороны, и брать газ дешевле - с другой, и во-вторых, невозможна без снижения объемов прокачки.
Киев начиная с сегодняшнего утра кровно заинтересован в том, чтобы СП-2 был достроен, потому что только он делает газ в Европе дешевле. Пока Киев получал газ у России - его это не волновало, но теперь цена на потребляемый газ для Киева зависит от того, будет ли работать СП-2, или нет. Если будет - у Киева останется больше транзитных денег на ремонт ГТС, она быстрее будет восстановлена до состояния, когда ее технические возможности перестанут вызывать сомнения в Европе касательно технической надежности украинского транзита.
С момента, когда цена на газ для Украины начала зависеть от европейских котировок - интересы Украины на газовом рынке Европы изменились.
И вот здесь вот я опять с ухмылкой вспоминаю благодарность Коболева американцам. Это он постебался так? Либо Украина, в полном соответствии со своими и европейскими интересами, серьезно относится к транспорту российского газа в Европу, включая поддержу СП-2, и тем самым полностью выносит американский газ с европейского континента, либо она пытается играть "на американцев", и тем самым лишается статуса "надежного транзитера газа в Европе", что в купе с техническим состоянием ее ГТС не сулит ей абсолютно ничего хорошего.
И у меня возникает вопрос - от чего теперь будет у Киева больше болеть голова - от американцев, которые сами себя выпилили с европейского рынка, помогая Украине, или от Европы, которая ждет серьезного профессионального бизнеса, а не нашего обычного украинского "гопока"...
В общем и целом, с моей стороны ситуация развивается нормально, и я надеюсь в следующем году увидеть свет в конце тоннеля. И чем раньше, тем лучше.
С наступающими праздниками всех работников газовой отрасли всех стран Европы, а также причастных!
Journal information