bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Синемафилическое

Посмотрел фильм "Джокер" 2019 года.



В свое время у colonelcassad встретил короткий синопсис - "фильм про то, как больной перестает принимать таблетки, и ему становится хуже". Синопсис практически гениален, но - к сожалению, имеет мало общего с фильмом. Ибо таблетки здесь не принципиальны, таблетки - только художественный прием, призванный мотивировать изменения главного героя. Без таблеток мотивировать героя настолько быстро, чтобы уложиться в время фильма, было бы сложно.

Дальше будут спойлеры, причем даже спойлеры на то, о чем многие посмотревшие не догадываются, потому рекомендуется взять и посмотреть фильм. И только потом продолжить. Надеюсь, вы так и сделали.

Поехали...



Первое. Джокер - это персонаж комиксов, супер-анти-герой, личность эфемерная и сконструированная. Первый исполнитель Джокера в фильме "Отряд самоубийц" Джаред Лето встретил вышедший фильм разочарованием.



Почему? Потому что Джаред играл комикс, в то время, как вышедший фильм вышел за рамки комиксовости, по крайней мере за рамки исходного комикса вышел точно.

Следующий момент - касательно роли таблеток. Авторы фильма ввели в картину подругу Джокера. Однако если в комиксах и "Отряде самоубийц" подруга Джокера - тоже антигерой, причем супер-анти-герой, то в фильме "Джокер" - это обычная одинокая женщина, воспитывающая маленькую дочь. Не социопатка, не преступница, а обычная женщина - вполне себе симпатичная. Добрая. Так при чем тут таблетки? Ребята, таблетки тут ни при чем вообще. У героя с этой женщиной абсолютно нормальные отношения, он когда с ней общается - у него мимика нормальная, голос нормальный и так далее. Если бы дело было только в таблетках - тогда и с ней бы у него был кошмар и ужас, как и со всеми окружающими. Но - с ней у него все в порядке, он нормальный человек, со своими проблемами, конечно - но абсолютно нормальный. Не проблемный.

То есть на самом деле болезнь Джокера сама по себе не так глубока, сильна и непобедима, как нам подсказывает Капитан Очевидность. Более того - она проявляется или не проявляется в зависимости от того, с какими людьми он общается...

И здесь мы возвращаемся в фантастический мир, в котором происходит действие. Мир этот можно охарактеризовать одним словом - ОТЧУЖДЕНИЕ. На первый взгляд, в фильме присутствует социальная несправедливость, в виде населения как пострадавшей стороны, которое мэром называется "клоунами", и которое он намерен перевоспитать, и руководством города и его состоятельными людьми, которым на самом деле наплевать на простых жителей. Однако, если мы всмотримся внимательнее в картину, то увидим, что это очевидная несправедливость - мираж, скрывающий гораздо более глубокие проблемы.

Коллеги по работе, среди которых к Джокеру нормально относится только один - карлик, подвергающийся, подобно герою, постоянным издевательствам. Прохожие на улице, игнорирующие клоуна. Шпана, которая отбирает у него плакат, чтобы развлечься, а затем избивает его. Всем им на героя плевать.

Джокер - аниматор, клоун. Он мечтает вызывать у людей радость, но для этого нужен эмоциональный контакт, для этого нужна связь с окружающими. А это крайне сложно, а то и невозможно, в силу отчужденности. Единственное представление, которое у Джокера идет - это выступление в детской больнице (где у него револьвер выпадает). В сцене в автобусе с ребенком и негритянкой он может вызвать смех у ребенка, но негритянка воспринимает его как угрозу, и жалуется на него. В сцене с сыном Уэйна он может заинтересовать сына, но отец - кандидат в мэры - прогоняет его. Дети, еще не подвергшиеся эрозии общества, еще не ставшие частью мира отчуждения, способны воспринять его искренние усилия. Но этот мир создан взрослыми, и как раз взрослым его желание дарить радость - непонятно. Вместе с тем герой уже не молод.

Таким образом, мы наблюдаем отчуждение человека от жизни и жизни от человека. И это отчуждение видно в первой сцене убийства в метро, когда трое развлекающихся менеджеров пристают к девушке, и никто ей не может помочь. Возможно, если бы не болезнь, то и Джокер не помог бы ей - но там все получилось, как получилось.

Исходная диспозиция говорит нам о том, что Джокер не является социопатом или антигероем. Она говорит о том, что это добрый, в сущности, человек - который страдает от невостребованности, ненужности в этом мире "успеха и признания".

Отдельно следует сказать о психиатре. Первая же встреча с психиатром демонстрирует нам доктора, который кажется некомпетентным. Эта женщина находится в состоянии апатии, возможно - даже депрессии. Во время следующей встречи Джокер упрекает ее в том, что она его не слушает, и врач начинает защищаться. Ребята, психиатр, психотерапевт, психолог, психоаналитик, который защищается - он не может помочь больному. Так устроены эти профессии. И на последней встрече доктор говорит Джокеру, что финансирование им отменили, и она больше не может помогать ему. И когда Джокер спрашивает - "куда же я пойду, кто мне поможет" - она извиняется перед ним. Эта последняя встреча заставляет иначе посмотреть на образ доктора в фильме.

На самом деле доктор Джокера - вполне компетентный и добросовестный, но она сама находилась в том же положении, что и Джокер. Положении отчуждения и ненужности. Может, она его и не слушала так, как хотел бы Джокер - но она прекрасно его понимала. Просто она находилась в той же ситуации беспомощности. Герой хотел нести улыбки - и не мог, врач хотел лечить - но у него не было ресурсов. И потому только дневник (для контроля общего состояния пациента) и таблетки, которые не могли решить проблему, поскольку проблема была нее в герое - она была мире. Мире ОТЧУЖДЕНИЯ.

Первое убийство Джокера.

Мама всегда говорил Джокеру "улыбайся". И если в моменты, когда у него действительно есть повод для улыбки - например, во время выступления в детской больнице, или во время общения с подругой - у него и улыбка нормальная, человеческая, то в ситуациях, когда он сталкивается с напряжением, с агрессией, с несправедливостью - улыбка становится самозащитой, превращаясь в неконтролируемый смех. Этот смех - это фактически истерический припадок, сублимирующий негативные эмоции. Здесь мы можем говорить с психологической точки зрения, о естественном и вынужденном аффектировании, но мало кто это поймет. Важно то, что сам принцип улыбаться, когда плохо - этот принцип убивает улыбку человека, превращая ее в улыбку Джокера. "Keep smile" не делает вас счастливыми - "keep smile" убивает естественную, природную улыбку. Убивает радость. Приводит к вырождению эмоциональности. Превращает вас в чудовищ.

Герой мечтает быть актером-стендапером. Артистом разговорного жанра, юмористом.



Однако стендап как жанр - он базируется на жизни. Если в жизни эмоции нормальные, естественные - то и шутки на темы этой жизни тоже естественные. И потому смешные. Однако, если эмоции задавлены, а главной жизненной эмоциональной составляющей является беспомощность, ненужность и отчуждение - то и юмор получается изуродованный. В фильме есть шутки успешных стендаперов (звучат из телевизоров), и можно видеть, что это шутки совсем иного плана. Из совсем иного социального окружения. Это шутки, если можно так сказать, конвенциональные. В них нет ничего про шпану, про бессмысленную жестокость, про одиночество. Если же мы посмотрим на шутки героя, то увидим, что они - в полном соответствии с жанром - продиктованы той жизнью, которая его окружает. И это шутки, которые не приняты в салонах. Это шутки вполне в духе тех, которые над ним и карликом шутят коллеги по работе. Грубые, местами низкие, на очень нехорошие темы. И потому реализовать свою мечту главный герой не может и не сможет никогда. И это становится ясно с первых минут фильма.

Если вы не поняли - мы приближаемся все еще к первому убийству Джокера... :)

Мать Джокера неадекватна. Она живет в мире фантазий, в мире телевидения. Телевизор, различные шоу и передачи - вот ее мир. В то время как за окном грязь и вонь - она полностью погружена в иллюзорный мир телевизора. Это тоже не добавляет Джокеру психического здоровья, поскольку в общении с матерью он должен разделять этот воображаемый мир.

Ну то есть у нас тут полная картина маслом - хоть для невроза, хоть для психоза.

Теперь про убийство.

Трое хулиганов начинают приставать к девушке в пустом вагоне. Джокер не атлет, и вряд ли сможет помочь. И у него наступает реакция - он начинает смеяться своим сумасшедшим смехом. Хулиганы переключаются на него, девушка убегает. Фактически, Джокер сделал доброе дело - но теперь достаться на орехи должно ему. Его хватают и начинают избивать, он оказывает сопротивление.



Его швыряют на пол, и начинают избивать - в очередной раз. И тогда его рука натыкается на револьвер...

Каждому человеку, который подвергся нападению, свойственно защищаться. И Джокер начинает защищаться. Первых двоих он убивает тремя выстрелами. Третий нападающий вдруг превращается в труса, и начинает убегать. Жертва, кукла для развлечений, груша для битья вдруг оказывается опасной. Герой, который всю жизнь получал тумаки, и который в состоянии аффекта сделал первые три выстрела... Он и остается в состоянии аффекта. Только он превращается в преследователя, а не в жертву...

Первое убийство Джокера - это аффект. И Джокер очень сильно переживает по этому поводу. Очень нервничает. Это не нервы хладнокровного убийцы, "найдут - не найдут". И к нападавшим он не чувствовал сочувствия (с чего бы?). Он не понимает того нового чувства, которое у него возникло, не может его оценить. И только тот факт, что простые люди считают его героем (показано по телевизору) и подруга тоже считает таинственного убийцу героем (не зная, что это Джокер) - это приводит героя к мысли, что вот это вот ощущение - это ХОРОШО.

Еще раз. Чтобы вы поняли.

Джокер убил не потому, что он перестал пить таблетки. И не потому, что у него долго ехала крыша, и он решил стать убийцей. Нет. Это была самооборона, это был аффект. И этот аффект привел к появлению нового жизненного опыта, новых воспоминаний, и с ними нужно было что-то делать. Герой смотрит телевизор, слушает окружающих, чтобы найти себе правильную оценку. И люди его круга говорят, что это хороший поступок. А люди из высшего общества, которые его не замечали, игнорировали, лишили психологической помощи - что плохой. У нас складывается классический эмоциональный вектор, понимаете?

Джокер не считает сам, что убийство трех подонков в метро - хорошо, пока его окружение не убеждает его в том, что это правильно.

Трое убитых оказываются работниками кандидата в мэры, и протестующие против кандидата люди в знак солидарности с убийством надевают на себя маски клоунов. Так герой получает мощнейшую, чудовищную эмоциональную подпитку. Он, именно он положил начало этому флешмобу, и именно он герой всего этого, герой всего города.

Сюжет с коллегами по работе и с полицией пропускаем - все ясно. Полицейские, которые довели мать до инсульта и смерти, и догадались припереться в больницу задавать вопросы (ох уж эта оперативная психология!) с точки зрения героя ничем не отличались от тех троих менеджеров в метро...

И вот когда все это происходит, герой получает приглашение на токшоу. Он уже преследуется полицией, которая рано или поздно его настигнет - тут без вариантов. Он знает, что все закончено. И перед концом он чувствует, что может получить невероятную возможность раскрыться. Он всю жизнь хотел явить себя миру, добиться от мира признания - и токшоу кажется ему чудесным вариантом, чтобы наконец высказаться. Чтобы выразить себя. Чтобы излить душу.

Перед выступление он репетирует самоубийство, приставляя пистолет к голове. Очевидно, он хочет рассказать свою историю, и убить себя перед телекамерами. Вполне внятная мечта для человека сцены. Бенефис, так сказать. Но все идет не по плану. Ведущий шоу, который хотел развлекать зрителей, и неожиданно оказался в одном эфире с убийцей, пугается и пытается прервать передачу. Он мешает Джокеру, проявляет агрессию. И потому герой убивает его в прямом эфире.

Та эмоция, которая возникла в метро, и которая получила мощное одобрение, и которая стала в психике героя ХОРОШЕЙ эмоцией - взяла свое. Джокер убил ведущего, и не чувствует угрызений.




Обратите внимание на надпись на зеркале. "Сделай счастливое лицо". Источник проблем с психикой - запрет на нормальное аффектирование. Требование улыбаться, делать счастливое лицо сопровождает нас в течении всего фильма, и эта же фраза предваряет последнее, пардон, предпоследнее убийство Джокера...

Таким образом, при внимательном рассмотрении фильм получается далеко не тупым блокбастером, и не комиксовым баблособирательским фильмом. Фильм Джокер 2019 года - это вполне самостоятельное художественное произведение, очень продуманное, проработанное, и глубокое. Произведение, пронизанное трагедией отчуждения и одиночества, невостребованности и беспомощности изначально очень доброго и светлого человека. И в этой точке у нас возникает финальный вопрос, на который мы пока не нашли ответ.

Так что, убийство - это хорошо?



Чтобы разгадать тайну Джокера, тайну всего фильма и в частности - последнюю улыбку джокера в картине, мы должны найти ответ на вопрос - что же такое для Джокера, для актера-неудачника Артура Флека убийство?

Ответ прост, но не очевиден.

Это стендап.

Это шутка.

Это шутка, вызывающая смех, радость и одобрение аудитории.

Вы думаете, зря в течении всего фильма нас преследует требование сделать счастливое лицо?

Фильм неожиданно глубокий, качественный, трагичный и заставляющий задуматься о некоторых вещах, на которые мы обычно не обращаем внимания. Но - этот фильм надо смотреть, ребята. Потому что фильм - не для дураков...
Tags: Мысли дилетанта, Неоднозначное, О вкусах не спорят
Subscribe

  • Прав и неправ

    С одной стороны, Яша, безусловно прав. (В этом месте часть моих читателей зааплодировала, а вторая часть возмущенно начала метать в меня гнилые…

  • Опять космонавтика и маленькое замечание

    Касательно вот этого вот и моего комментария. Усталостные трещины в металле, которые подвергаются коррозионному воздействию - это вава. Идея с…

  • Найс!

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • Прав и неправ

    С одной стороны, Яша, безусловно прав. (В этом месте часть моих читателей зааплодировала, а вторая часть возмущенно начала метать в меня гнилые…

  • Опять космонавтика и маленькое замечание

    Касательно вот этого вот и моего комментария. Усталостные трещины в металле, которые подвергаются коррозионному воздействию - это вава. Идея с…

  • Найс!