bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

О патрициях и галлюцинациях 19

Часть 19. На фоне Пушкина снимается семейство и за фоном - четыре...

Рассматривая историю Европы с точки зрения взаимоотношения фигуры и фона, мы можем видеть множество несоответствий. Ну про Ренессанс мы уже писали - думали, что это царство света, а оказалось - победное шествие мракобесия религиозного. Думали, что университеты - это такие вот ростки светлого грядущего, а оказалось - просто кузница кадров для нового мирового порядка. И даже религия современности - наука - берет свое начало в монашеских кельях и всяческих интересных и злачных местах, ака иезуитские колледжи...

Вопрос ведь не в том, какой перечень событий, носящий имя "история", мы наблюдаем. Историю все более-менее одинаково записывают, списки более-менее совпадают. Вопрос в том, каким образом, по каким принципам и исходя из каких целей мы одни из событий считаем фоном, а другие - фигурой.

Жил-был такой человек, Мартин Лютер. Ни красавец, ни урод, ни богат, ни беден, ни в парче, ни в парше - а вполне себе такой скромный деятель католической церкви, преподаватель теологии университета в Виттенберге. Кузнец в кузнице кадров. И отправился он в 1511 году в Рим, да не сам отправился - по делам ордена. Так сказать, "не корысти ради". Отправился, посмотрел и возмутился увиденным.

Давайте отвлечемся на секундочку от того, что Лютер породил Реформацию. Просто посмотрим на его действия. Может, мы по-другому фигуру из фона выделим?

В 1512-м году Лютер получает степень доктора богословия. То есть - продолжает делать карьеру. Год прошел, а он карьеру делает. Не возмущается. Занимает должность профессора теологии. Что это за должность по тем временам, вы можете судить по тому, что некоторые из теперешних университетов факультет теологии ставят на первое место в списке. Грубо говоря, трудом и упорством наш Мартин переходит из низшей номенклатуры в среднюю.

Помимо своих обязанностей Лютер являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви. На современном языке это называется словом "курировал". Это - в промежутке 1511-1519. Восемь лет целый полковник профессор теологии делал карьеру - и весьма некислую карьеру, надо признать. По современным временам - так просто блестящую. Настоящий полковник профессор...

Давайте отвлечемся на секунду и задумаемся вот о чем. Что такое теология вообще? Теос - бог. Логос - мысль. Мысль о боге. Осознание помысла божьего. Говоря современным языком - интерпретация божьей воли. То есть - вот есть бог, он что-то делает (или не делает), а мы сидим, пальцем в носу ковыряемся и думаем - "любит, не любит, любит, не любит"... Неебическая такая ромашка получается. Невъебенная...

Что нам сообщается о теологической деятельности (помимо курирования и кования кадров) нашего милого Мартина в это время? Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. Ну это-то понятно. Мы-то знаем, что это такое. Ромашка нехилая, лепестки не кончаются, ни хрена не понятно, ручки дрожат, ножки зябнут...

Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св. Павла. Он писал: «Я понял, что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515—1519 годах.

Ребят, я понимаю, что Википедия - это не официальный исторический документ, но в ней нет заведомой лажи. Потому что многие смотрят, в том числе специалисты, и заведомую лажу вычёсывают. Так что давайте не будем сейчас сомневаться, что Мартин действительно открыл для себя "иную интерпретацию", что она была именно такой, и что четыре года (с 1515 по 1519) он ее разрабатывал, интерпретацию эту.

Теперь пристегивайтесь. Сейчас я займусь любимым делом - буду рвать шаблон :)

Начнем мы вот с чего. Почему эта новая интерпретация Лютера (в смысле интерпретация св. Павла Лютером) считается знаковой? Почему она положила начало Реформации? Думаем, думаем, думаем - опа! Да потому, что католицизм строил церковную практику на учении Августина (ах, мой милый Августин!), согласно которому спасение или неспасение обретается исключительно по божьей воле, а посему требуется одно смирение, только смирение и ничего кроме смирения. В форме послушания. А тут на тебе - никакого послушания не надо! (Кстати, вот мы и поняли, почему протестанты в своих жизненных проявлениях переплюнули по отмороженности католиков. Кто плавал - знает!) Действительно, революционная мысль :)

А так ли уж она революционна?

Святой Павел, евангелия не оставил. Не мог. Зато оставил множество посланий. Но послание - посланием, а официальный документ - это официальный документ.  Давайте посмотрим, что написано в евангелиях. Апокрифы, естественно, брать не будем. Только официальные документы, только канонические евангелия. Только открытые источники:

Евангелие от Матфея:

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.


Евангелие от Марка:

Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.


Или вот еще от Марка, другое место:

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Евангелие от Луки в данном контексте почти совпадает с евангелием от Марка.

В евангелии от Иоанна этой истории нет, но зато есть нечто иное:

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. [...] Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

В христианской доктрине считается, что четыре евангелия описывают жизнь Христа с четырех разных точек зрения. Иоанн в христианстве считается мистом, таинником. Три первых евангелия - это для всех. А евангелие от Иоанна - это для служителей, для адептов, для своих.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Обсуждается вопрос - чего достаточно для обретения жизни вечной и царства божьего? Нужна ли вера? Да - 4 из 4-х. Нужно ли раздать богатство? 3 из 4-х. Отдельная ремарка - Марк утверждает, что веры достаточно. Более того, по вопросу добровольного лишенчества Матфей говорит об опционе (если хочешь быть совершенным), Марк сперва говорит, что нужно, но в другом месте - что нет. Вполне возможно, что здесь имеет значение личность вопрошавшего. Иоанн вообще говорит о вере, как о главнейшей компоненте спасения.

Ребята, вот ведь незадача какая получается. 1511-1519 годы, полторы тысячи лет христианству. И вот через полторы тысячи лет кто-то наконец прочитал протокол учредительного собрания акционерного общества? Вам не кажется, что это смешно?

Мартин Лютер действительно великий человек. Полторы тысячи лет люди занимались херней, и вот появился профессор, дипломированный специалист, который четыре года разрабатывал теософскую концепцию, мать его... А всего-то надо было евангелие перечитать на досуге. Вечерком. Телевизора-то нет, порно не показывают - почитай евангелие на ночь...

А сейчас я вас добью. Насмерть. Евангелие от Луки, читаем: И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Все христианское мировоззрение строится на двух главных сценах. Все, что было до этих сцен - это прелюдия, это подготовка. Все эти диспуты с фарисеями, разгон торгашей, анимирование трупов с порождением ходячих зомби, нарушение закона сохранения материи в сцене про три хлеба - это все фигня. Центральных сцен в христианстве две. Распятие. И воскресение. Главнейшая сцена, апофеоз - это воскресение. Но без распятия она невозможна в принципе. Распятие - это первая нота воскресения. Внимание зала разогрето, зал смотрит, затаив дыхание, и вот - началось...

Разбойник. Грабитель. Убийца. Для которого не было ничего святого. Это сейчас пистолеты-автоматы, а тогда все ручками делать приходилось, ножиком... Живот вспарываешь - тебе вонью из распоротого кишечника в нос шибает, горло режешь - горячей кровью прямо в лицо бьет - и ничего, работал пацанчик на гоп-стопе... Просто уверовал. На какую-то долю секунды. И - все, в дамках!

Это было в открытом доступе полторы тысячи лет.

Мартин рулит! Мартин молодец! Мартин суперстар - он, наконец, это нашел, честь ему и хвала! Вот только чем он занимался четыре года? Он представление разрабатывал...

Я вам так скажу. Все эти Дэны Брауны, все эти илюминаты, все эти масоны - это все фигня. Вот вам живейший пример - полторы тысячи лет реальной истории, миллионы реально живших, и далеко не всегда своей смертью погибших людей, вся эта драма... Это куда круче! Воображаемые герои против реальных людей сосут по определению. Некие компактные группки адептов секретных орденов - это, конечно, интересно, но целая цивилизация, за полторы тысячи лет не прочитавшая главную, объединяющую книгу всей своей культуры - это, я вам скажу, нечто. Да, книга не одна - их четыре и они короткие...

Но продолжим смотреть на Мартина, настоящего полковника профессора, много лет делавшего карьеру, даже после того, как он возмутился. На Мартина, который ранее чувствовал свою слабость перед богом (а что должен был чувствовать, эрекцию?), а ныне вступившего в рай. Что он делает? Он пишет 95 тезисов на латыни, и вывешивает их на воторах церкви.

Для того, чтобы показать вам, откуда ноги растут, мне не потребовалось 95 тезисов, латынь и ворота церкви. Мне потребовалось несколько минут вашего внимания и четыре тоненькие книжки. Да, вы их не читали. Но тогда времена были другие. Тогда их читали, причем кто не читал, потому что не умел - просил грамотных людей ему прочитать и рассказать.

Мартин пишет 95 тезисов на латыни, вешает их на ворота церкви и уходит, довольный. Шалость удалась. Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Это на случай, если кто тезисы с ворот церкви сорвет, несмотря на профессорство и статус куратора, каковые обеспечивали Лютеру определенную неприкосновенность. Делается это в октябре 1517 года.

Два года проходит, два года! И в 1519 году Лютера вызывают сперва на суд, а потом, поостыв - на диспут. Папа вызывает. Капо ди тутти капи католической церкви. Я понял - два года они пытались прочитать 95 тезисов, по буквам слова складывали... Вызывает не просто так - а поговорить на тему учиненного безобразия. Ребят, а инквизиция-то существует с 13 века! Приехали, повязали, и в расход. За меньшее людей, и каких людей(!) - в расход пускали. А тут какой-то профессоришка, да еще и немец... Причем заметим, что поскольку поводом для написания данных тезисов была папская булла об индульгенциях, и поскольку данные тезисы содержали критику церкви - это была чистая компетенция инквизиции.

Встречаются они, значит, на диспуте, дискутируют... Папа удовлетворения не получает, и в 1520-м году объявляет анафему Лютеру. Вот тут, казалось бы, ловкие ребята из соответствующей канцелярии и приступят к выполнению своих обязанностей. Ничуть! Вместо этого Лютер сжигает папскую буллу об отлучении себя любимого от церкви (вы сегодня попробуйте судебный ордер сжечь) и обращается к немецкому дворянству, объявляя борьбу с папским засильем делом всей немецкой нации!

Э-э-э-э-э... Секундочку. Вот тут секундочку остановимся и подумаем, чтобы не сильно резко рвать шаблон... Что мы видим? Мы видим профессора, который наконец соизволил (впервые за полторы тысячи лет) прочитать азбуку. Мы видим, что данный профессор, проведя как минимум пару лет в раздумьях тягостных профессорских, составил некий документ. В данном документе данный профессор выдвинул (совершенно обоснованно) некоторые претензии к функционированию системы, в которой он живет и здравствует. С целью улучшения системы и приведения ее в соответствие с азбукой. По сути своей, 95 тезисов - это сугубо внутрицерковное дело. Это дело должно решаться церковными деятелями внутри церкви, ибо оно касается самой церкви. Это теософский спор. Без шуток - ребята не сошлись во мнении по поводу некоторых мест из святого Августина :)

Хочешь большой, но чистой любви? Приходи на сеновал! А нахрена нам кузнец... Э-э-э-э... В смысле - немецкое дворянство? Вот вопрос, которым мы сейчас будем рвать шаблон. Ну, если вопроса о достаточности веры для спасения не хватило :)

Тут дело в том, что если привлекать дворянство - это уже не религиозный конфликт, а политический. А какие предпосылки у скромного католического профессора, ведущего скромную теологическую дискуссию со своим католическим начальством, превращать оную дискуссию в политическую? Такие предпосылки могут быть только политическими... И тут мы вспоминаем авиньонское пленение пап, которое позволило им, опираясь на самую сильную в военном и политическом отношении силу в Европе того времени - Францию - распространить свое влияние на всю Европу, причем влияние не только в плане церковной жизни, но и в плане политики...

Ребят, я вам вот что скажу. Любая секта, любая церковь, любая тайная организация начинается с одного и того же - с постулата о собственной непогрешимости. Приходишь в православную церковь - только мы правильно богу служим. Приходишь в католическую - только у нас масло масляное. Приходишь к свидетелям Иеговы - только мы знаем, откуда плюшки берутся. Приходишь к Сандею, в Посольство божие (вот уж пиздец так пиздец!) - только тут источник вечного кайфа. Посему в сектах, церквях и тайных организациях все происходит гораздо по-другому. Люди срутся, иногда с мордобоем, после чего расходятся в разные стороны, порой - с дележом паствы/адептов на более-менее вменяемые доли. Так было в истории с арианами, с мелитианами. Здесь же все произошло по совершенно другому сценарию.

Церковь - институт ловцов человеков. Церковники, священники - ловцы человеков. Католическая церковь, в 16-м веке утвердившаяся на европейском континенте абсолютно и безоговорочно, всех завлекла в свои сети. Притом завлекла настолько, что с помощью института кардиналов, назначаемых папой, получила практически неограниченное влияние на политическую жизнь. Во всех странах. Каждый герцог и король сидел и бздел - а вдруг он что-то не то скажет, и в церквях про него проповедовать пойдут? Это ж не защититься никак. Он сидел и думал - а вот как бы так, чтобы папе на мозоль не наступить, а то отлучит от церкви - соседи сожрут моментально.

Да ни один нормальный дворянин такого долго не выдержит. Выступит. Тут одна только загвоздка - как бы народ не взбунтовался, подзуживаемый церковниками. Нужна страховка... И вот тут Лютер очень точно все рассчитал - с дверями-то церковными. Он в тех тезисах мог любую хуйню написать, по латыни-то простые люди не гутарят. А вот тот факт, что это было на вратах церкви, что оно там висело, наверное, не пять минут (а чего не висеть-то профессорской цидульке) - это уже аргумент. Каждый пейзан знает - это теософский спор, и нефиг одну или другую сторону принимать. А ведь в тезисах было и про поборы в церковную казну, наверное, каковые поборы простому крестьянину...

Так что вышло очень и очень любопытно. С одной стороны, горевшее желанием вломить рясоносцам дворянство нуждалось в страховке от бунта и саботажа, с другой - у правильных рясоносцев была реальная возможность получить в свое полное распоряжение целую нацию. Встретились два одиночества.

Дальше - больше. Поскольку император Карл, сидящий жопой на удобном стуле не в последнюю очередь благодаря поддержке церкви, пораскинул мозгами и выбрал синицу в руках (папу в Риме), Лютер срочно съебывает к Фридриху Саксонскому. И пока серьезные пацаны разбираются с устроенной Мартиной жопой - таки неплохо себя там чувствует!

Ирония заключается в том, что жопу Лютер замутил некислую. Его критика папства, публичное сожжение папской буллы, плюс предпринятые им заблаговременно шаги по распространению своих тезисов - подорвали авторитет католической церкви. Не везде, не у всех, конечно. Но вот как объяснить простому крестьянину, что если полковник профессор посрался публично с папой - то церковь крепка как никогда? А тут еще большего или меньшего калибра дворянчики, и каждый под шумок пытается свой гешефт извлечь...

И пока серьезные пацаны вели серьезные базары беспесды, Фридрих ткнул Лютера мордой в чернильницу и сказал: "слышь, очкарик, допизделся - теперь библию на немецкий сиди переводи, а то вдруг пригодится..."... И что бы вы думали? Перевел! Кстати, говорят, Лютеру перед тем, как он сел за перевод, явился дьявол. Теперь вы поняли, какой именно? :)

При переводе библии на немецкий Лютеру помогал некто Каспар Круцигер, тоже полковник профессор, причем передвигавшийся совершенно свободно и открыто, печатавший и редактировавший все совершенно свободно, практики и курирования своего не прерывавший на ненужные кунштюки... Интересно, куда смотрела инквизиция?

В 1524-м году в Германии вспыхнула крестьянская война. Те самые крестьяне, которые так и не поверили, что в Багдаде все спокойно, решили реализовать реформы методом простого крестьянского втыка. Казалось бы - вот то дело всей нации, к которому призывал Лютер! Но нет... Лютер пишет "Против убийственных и грабящих орд крестьян". Интересно получается, не находите? То - "вставай, проклятьем заклейменный", то - "смерть бунтовщикам"...

И теперь - я вам разрываю шаблон окончательно. В 1525-м году Лютер женится на 26-летней (вполне себе не старая) бывшей монашке. Дошло? Ребята, монахи при постриге дают обет. Бывшая монашка - это человек, который обет дал, а потом его нарушил. Человек, трудами которого (а в значительной степени - из-за легкомыслия и порывистости) было положено начало новой церкви, женился на женщине, нарушившей обет. Я не женоненавистник, и совершенно нормально отношусь к тому, что барышня нашла свое счастье. Это прекрасно. Но давайте не будем считать Лютера святым! И кстати, поскольку он не является святым, поскольку его церковь не идет от апостолов (а прямо скажем, противостоит апостольским церквям) - то и церковь его таковой считать нельзя. Так, мелкое псевдохристианское недоразумение... Ну вот так получается, если смотреть с точки зрения христианских канонов... Привет лютеранам! :)

Так были ли 95 тезисов Лютера реформацией, или политической провокацией, сыгравшей на руку сепаратистов?

Прежде всего - 95 тезисов были (как принято считать) критикой папства, как института католической церкви. Если бы они в том или ином виде сыграли именно в этом качестве, изменив церковь или поставив в рамки тогдашних приличий тогдашнее папство - то тогда, несомненно, мы увидели бы реформы. Реформ в католической церкви не произошло. Отсюда вывод - поскольку реформы в церкви нет, значит - ее и не было.

Второе. Каспар Круцигер. Если считать, что причиной преследований Лютера со стороны Ватикана явились его взгляды, то возникает вопрос - почему Круицер не подвергся анафеме и преследованию? Этот человек прямо работал с Лютером, помогал ему, служил его печатными устами, так сказать... Причина очень простая - Круицер никогда не ставил под сомнение систему. Так что можно смело сказать - реформа религиозная, реформа теологическая сама по себе не была причиной исключительного положения Лютера. А вот предпринятые им политические шаги - были...

Третье. Лютеранская церковь не была признана церковью ни одним из Соборов. Исходя из этого, а также исходя из первых двух соображений, мы можем без ограничения общности считать, что эта церковь явилась политическим компромиссом, предназначенным унять народные волнения и нормализовать политическую ситуацию в Европе. Скажем более - лютеранская церковь существовала и существует на основании решений, принятых Римской Католической церковью. Более того, Тридентский собор осудил лютеранство, и оно наконец стало тем, чем его сделали изначально действия Лютера в октябре 1517 года - банальным раскольничеством...

Возникает закономерный вопрос - если все так плохо с лютеранством, то может быть, Реформация все-таки произошла где-то еще? Первыми реформаторами были Джон Уиклиф и Ян Гусс. Гусс был сожжен живьем. На костре. Уиклифф был сожжен посмертно... Вот так католичество относится к настоящей реформации.

Так что же мы видим в данный исторический период? А в данный исторический период мы видим, как католическая римская империя, воспользовавшись мощью Франции и распространив не только религиозное, но и политическое влияние на всю территорию Европы, столкнулась с проблемой раскольничества. Мы видим, как эта империя решала эту проблему, в одних местах - огнем и мечом, в других - подчиняя себе раскольников. Мы видим, что несмотря на появление новых "церквей", влияние католичества на жизнь Европы не уменьшилось, а само католичество не претерпело серьезных изменений.

Несколько пикантных подробностей. Последний император Германии, Франц II, был - вы уже догадались - католиком. А возглавляемая им империя называлась Священная римская империя германской нации. Вам не кажется, что это уже попахивает де жавю?

И кстати, Франц Фердинанд да-да, тот самый - тоже был из этих самых...

Tags: О патрициях и галлюцинациях
Subscribe

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments