МОСКВА, 7 февраля. /ТАСС/. Из-за удара истребителей Израиля 6 февраля по пригородам Дамаска под огонь систем ПВО Сирии мог попасть пассажирский лайнер Airbus-320 со 172 пассажирами на борту. Самолет удалось увести из зоны поражения и посадить на российской авиабазе "Хмеймим", заявил журналистам в пятницу официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
По его словам, в момент атаки израильских истребителей в районе аэропорта Дамаск заходил на посадку пассажирский лайнер Airbus-320 со 172 пассажирами на борту, выполнявший рейс Тегеран - Дамаск. Пассажирский самолет едва не оказался "в зоне смертельного зенитного ракетно-артиллерийского огня", добавил Конашенков. "Лишь благодаря оперативным действиям диспетчеров аэропорта Дамаск и эффективной работе автоматизированной системы управления воздушным движением удалось увести пассажирский Airbus-320 из зоны поражения сирийской ПВО и благополучно посадить его на ближайший запасной аэродром - на российской авиабазе "Хмеймим", - подчеркнул генерал.
Он отметил, что "проведение израильским генштабом боевых операций в воздухе с использованием для прикрытия или блокирования ответных действий сирийских сил ПВО гражданских самолетов с пассажирами становится характерной чертой израильских ВВС".
Помнится, после истории с Ил-20 Яша Кедми со слезами на глазах говорил, что это не специально. Однако, если тогда это был военный борт, то теперь похожая история чуть не случилась с гражданским. И это наводит на очень нехорошие мысли.
Давайте вспомним наиболее резонансные случаи. Первый - это Боинг на Камчатке в 1983 году. Данный самолет был сбит при осуществлении США разведывательного полета. Американский самолет-разведчик прикрывался гражданским самолетом. Второй случай - в 1988 году американский крейсер сбил иранский гражданский лайнер. Третий случай - MH17 в 2014, Украина. Четвертый - недавнее сбитие украинского Боинга в Иране.
Что объединяет все эти случаи?
В 1921 году Джулио Дуо опубликовал книгу "Господство в воздухе. Вероятные формы будущей войны." Сейчас его идеи называются "доктриной Дуо". Итальянский генерал утверждал, что в войнах будущего превосходство в воздухе будет оказывать решающее влияние на ход боевых действий. Вторая Мировая война, в общем, подтвердила его точку зрения. Да, без сухопутных операций и танковых армад разгром гитлеровской Германии в реальности не произошел, однако нужно отметить, что советская воздушная доктрина первого этапа войны была неудачной (барражирование над полем боя бессмысленно), а Германия не имел многочисленного воздушного флота, компенсируя недостаток мощи количеством боевых вылетов в день. По интенсивности боевого применения Люфтваффе были впереди планеты всей, на протяжении всей войны.
Противодействие средствам воздушного нападения оказывают средства ПВО. ПВО может быть активной и пассивной. Пассивная - это маскировка, предупреждение о налете. Активная - огневые средства поражения воздушных сил наземного, морского и воздушного базирования. Во Второй Мировой немцы имели, наверное, самую эффективную систему ПВО, активно и умело использовали маскировку, вводили ночное передвижение войсковых колонн, короче - делали все, чтобы возможность поражения с воздуха была минимальной. Такой ПВО, как у гитлеровской Германии, в СССР удалось достичь лишь на нескольких направлениях за всю войну, прежде всего, это ПВО Москвы и Ленинграда. В остальных случаях задачи ПВО были отработаны хуже, концептуальная база применения истребительной авиации и средств ПВО была разработана слабо. Удивительная операция прикрытия Перекопа в период освобождения Крыма, пожалуй, была переломным моментом в советской военной мысли. Если над Кубанью шла равная драка, то при освобождении Крыма летчики истребительной авиации осуществили активные наступательные действия ПВО, уничтожая самолеты врага, его аэродромы и цели глубоко в глубине обороны противника.
Короче, какой отсюда вывод?
Ребята, ПВО, особенно качественная, сильная, продуманная - является ограничивающим фактором на действия авиации. Более того, в наше время средствами ПВО, если они в достаточном количестве, применяются умело и решительно, эффективность средств воздушного нападения можно уменьшить на порядки. Соответственно, приведя доктрину Дуо в неактуальное состояние.
Поскольку основой военного контроля территории НАТО и Израиля является господство в воздухе, и в этом смысле они достигли значительных успехов, вероятность это самое господство потерять означает резкое снижение военного потенциала в конвенциональной войне.
Еще раз. Если американская или израильская авиация не сможет безнаказанно действовать в воздушном пространстве, либо эффективность ее ударов будет снижаться в разы средствами ПВО противника - это означает снижение боевой эффективности не одного рода войск, а вообще всех вооруженных сил. Интегральный эффект наступает, понимаете?
В этом смысле любые способы ограничить ПВО противника - это возможность продлить свое воздушное, а значит и военное превосходство.
Исходя из этих соображений, мне представляется, что провоцирование инцидентов с гражданскими воздушными судами в зонах боевых действий отнюдь не случайно. Это крайне опасная тенденция, и иначе, чем терроризмом, ее назвать нельзя. Это дело надо прекращать.
Journal information