bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

О прогрессорах - 9



Ладно, продолжим пока, раз время есть.

В прошлой части мы говорили об интересной модели "бэкапа" Земли. Рассмотрение это мы делали исходя из гипотезы "бэкапа", каковая нами рассматривалась с точки зрения гипотетической прогрессорской деятельности инопланетян, не затрагивающей Землю и ее цивилизацию напрямую. Мы пришли к выводу, что определенные формы деятельности возможны, что они необнаружимы при текущем состоянии дел, и что они могут иметь разнообразные конструктивные (в смысле результативные) последствия. В логике, которой мы не понимаем, и в системе ценностей, которая нам может быть чужда.

Предыдущая часть нам продемонстрировала некое нечеловеческое человечество, сочетающее в себе генотип и черты человеческой культуры с нечеловеческими качествами и путем развития этой культуры. И вот эта вот нечеловеческая человеческость ставит нас перед выбором. Как к этому относиться, как строить с этим отношения, насколько возможна культурная интеграция и в какой форме она должна происходить. И тем самым мы переходим от деятельности прогрессоров, которая не затрагивает Землю и землян, к деятельности, которая затрагивает нас напрямую и непосредственно.

Иными словами, мы задаемся вопросом, какие именно формы и какое именно содержание деятельности может принимать активность инопланетной цивилизации на планете Земля, в той ее части, которая будет оказывать влияние на ход человеческой истории здесь, у нас.



Давайте же начнем говорить об этой волнующей перспективе...

Прежде всего, еще раз повторяем. Разница в технологическом уровне не подразумевает нашей способности оказать сколь-нибудь серьезное сопротивление. Априори. Потому идея войны - она нас не интересует. Смысла связываться с дураками тоже нет никакого, и потому идея "захватить в рабство" нам не годится. Работать мы в большинстве своем разучились, думать по-настоящему и не умели никогда, за редкими исключениями в лице отдельных особей. А наша способность научным методом набирать статистическую информацию касательно взаимодействия с садовым инвентарем делает бесперспективной саму идею как-то нас приложить к созидательному труду во Вселенной.

Итого, задача прогрессорства на Земле не что-то с нами сделать такое, чтобы вот сразу - и все. Мы не готовы к тому, чтобы что-то с нами делали, мы сами не способны ничего сделать, у нас большие проблемы везде, и даже там, где мы о них не знаем. Иными словами, прогрессорство в терминах Стругацких, когда человечество движется по историческому пути к некоему идеальному обществу, бессмысленны.

Вчера я пытался подойти к проблеме в лоб, но получилось очень коряво. Потому потер. Зайдем со стороны пришельцев.

Итак, есть некая цивилизация. В сущности своей - очень инерционная структура. Инерция ее обусловлена тем, что люди в своей жизни очень не любят менять привычки, в том числе привычки мышления, и потому придерживаются их годами. А так как они живут достаточно долго, то успевают передать эти привычки дальше по наследству. Некоторые стереотипы существуют тысячелетиями, и говорить о каких-то переменах в этом смысле в исторически обозримый промежуток времени сложно. А поскольку, рассматривая прогрессорство как влияние, мы говорим прежде всего о развитии как о динамике - то способность человечества в целом "бронзоветь в камне" уже является преградой для любых перемен.

На самом деле консервативность человеческого сообщества является существенным фактором выживаемости. Сообщество, которое не способно отстаивать свои взгляды, в исторической перспективе лишено смысла, и потому наиболее динамичные образования с точки зрения исторической перспективы интересными для нас быть не могут. Потому опираться на радикальные группировки "молодых да ранних" с целью эволюционных преобразований общества также бессмысленно.

Третьей проблемой для нас являются субкультуры и субдоминантные культуры, существующие в чужих сферах влияния, переходящие практически без изменений из одной сферы в другую, и устойчивые именно своей адаптируемостью, то есть отсутствием жестких принципов в самой своей основе. Такие "профессиональные подпевалы", чьей единственной стратегией является подмахивание очередному гегемону, никогда не смогут стать очагом образования нового типа сообщества. Ибо априори являются паразитами на чужом теле, а не телом в самих себе. Одно дело подмахивать, и другое дело - строить.

И что тут сделать, чтобы подвинуть человечество в нужном нам направлении?

Отдельно работает еще один принцип, который говорит нам, что цивилизация в целом определяется не лидерами - она определяется средней температурой по больнице. Если у нас будет некое суперпрогрессивное образование, малочисленное и в силу этого неустойчивое, а основная масса будет косной и серой - то ничего хорошего из этого не выйдет. Ибо численность прогрессивной части мала, а сама прогрессивная масса нерепрезентативна. Узок круг этих людей, страшно далеки они от народа.

Помните меморандум Бромберга? "Человечество будет разделено на две неравные части, и меньшая форсированно и навсегда обгонит большую"? Так вот, это бессмысленно как исторический процесс. Мы уже рассмотрели идею Земли-2, и увидели, что такую меньшую часть можно сформировать, не оказывая существенного воздействия на человечество в целом. А поскольку не может быть равновесия между странами с разным уровнем развития, как некоей константы состояния цивилизации, просто в силу процессов нормирования и усреднения, то либо прогрессивное меньшинство деградирует до среднего уровня, либо подтянет за собой косное большинство.

Великое Среднее потому Великое, что оно реально решает - в плане уровня развития цивилизации. Нашу способность мыслить ограничивает тот самый обыватель, который просто извлекает блага из окружающей его среды - ибо извлечение благ ему ведомо и понятно, а мыслить он не обучен. И такого обывателя реально - подавляющее большинство. Ирония судьбы - в мире, где наука и интеллект поставлены на пьедестал, более 90% людей за всю свою жизнь не рождают ни одной новой мысли, непрерывно занимаясь пережевыванием старого или чужого, а если такая мысль, новая и свежая, приходит к ним в голову - пугаются и стараются ее поскорее забыть.

Уровень цивилизации определяется не состоянием наиболее продвинутых, продуктивных, ярких, выдающихся ее представителей - а состоянием серой массы. Пока революцию делали образованные и культурные народовольцы всякие - ничего не получалось, необходимо было привлечь серую массу, и вот она уже дала всем, пардоньте, просраться...

Отлично. Вот мы с вами и нашли то место, ту точку, где воздействие наиболее перспективно. Если человечество является инерционной средой - значит, надо воздействовать именно на инерцию. То есть - сообщать инерционной массе вектор для движения.

Ранее, обсуждая эффект от появления "старшего брата", мы говорили, что велики риски того, что человечество превратится в нахлебника для пришельцев. Что оно залезет к ним на шею, свесит ножки и начнет ими болтать, что оно на голову сядет, что озаботит их своими проблемами и само ничего решать не будет. Как сделать так, чтобы этого вот паразитизма не произошло? Воздействие на Среднее как раз и является такой формой контакта. Если Среднее само по себе двигается в нужном направлении - не нужно уже никаких официальных контактов, никаких звездолетов на орбите и прочих спецэффектов. Оно само дотопает, своими ножками, понимаете? Воспринимая же прогресс человечества как сумму НАДО, которые и формируют социальный заказ, мы видим, что и прогресс, в общем - формируется этим самым Средним. Именно Среднее решает, что в настоящий момент наиболее актуально. Обыватель. Открытие порождаемо не возможностью сделать открытие - а необходимостью его совершить.

Омар Хайям, помимо того, что был поэтом - был еще и ученым. И в частности, он работал над неэвклидовой геометрией. За без малого тысячу лет до Эйнштейна он заложил основы того, что позднее стало пространством с кривизной в современной модели Вселенной. За пятьдесят лет до Эйнштейна Лобачевский построил геометрию "кривых" пространств. И все это было эдаким умствованием интеллектуальных сибаритов, пока не произошло НАДО. Пока эксперимент Майкельсона-Морли не похоронил механику Ньютона в отношении скорости распространения света. Теория относительности была порождена не удивительными интуициями одного человека, а массовым недоумением тысяч физиков во всем мире.

Великое Среднее сформировало социальный заказ - и патентный клерк соединил теплое с мягким.

Понимание того, что источником реальных цивилизационных преобразований является Среднее, а вовсе не воля одного или нескольких людей, отнюдь не ново. К примеру, Ленин писал, что пока революционная ситуация не назрела - революции не будет. Иными словами, пока Среднее не готово к революционному переустройству общества - революции не будет. Наполеон Бонапарт не мог появиться во Франции Людовиков. Менее экстремальные случаи, не связанные с революционными преобразованиями общества, также известны. Рене Декарт, который сформировал научный метод для того, чтобы доказать существование Бога. Церковные схоласты столетия занимались построением такого доказательства, спорили, диспуты проводили, можно сказать - конференции... Собралась колоссальная куча всяких соображений, и нужно было навести порядок. Рене Декарт взял, и навел. А тот самый Оккам, бритву которого так любят атеисты - изобрел ее... Правильно, с той же целью. Ибо был монахом-францисканцем. На примере данных двух деятелей мы видим, что революции в сознании, в мышлении - они как бы происходят незаметно. В известном смысле современная наука стала результатом использования пары церковных теорий не по назначению.

Проблема не в том, что вы задвините - проблема в том, что именно и как именно будет воспринято Средним за норму.

Любое общественное преобразование не есть кризис. Оно есть способ разрешения кризиса. Кризисы формируются сами по себе, это определяется экстенсивным путем развития человеческой цивилизации, происходящей из ее биологической природы. Кормовая база, исчерпание ресурса, кризис - разрешение. В подавляющем большинстве случаев люди используют уже готовое, и то, что выглядит, как революция - в обществе ли, в мышлении - на самом деле имеет совершенно иную природу. Вот лежит шняга. Хорошая шняга. Но никому не нужная. И все ходят мимо. А потом вдруг фигня случилась, паника-паника-паника, и тут вдруг кто-то смотрит - шняга лежит. Давно лежит. Ничья. Ай, какая хорошая шняга! И берет шнягу в руки.

И становится новым гением.

Человечество как инерционная структура, являясь объектом воздействия, предполагает на самом деле очень хорошую стратегию такого воздействия. Нужно просто накидать шняг. Пока они будут бесполезны и ненужны - они будут просто лежать. Но кто-нибудь когда-нибудь обязательно какую-нибудь из них подберет. И наступит это тогда, когда возникнет - совершенно объективным образом - необходимость, НАДО. И тогда это сыграет. А пока НАДО нет - что это за шняга, кому она нужна, эта шняга, зачем она нужна, шняга эта - непонятно.

Мы с вами живем в мире бесполезных шняг. Кинуть одну-другую-третью не проблема. Ни одна из них не будет являться чем-то значительным, и ни одна из них не будет иметь значения в то время и в том обществе, когда она появилась. Но когда общество изменится, и логика процесса изменится - шняга сыграет.

Понимание исторического прогресса как суммы НАДО приводит нас таким образом, к пониманию возможности и продуктивности прогрессорской деятельности, но деятельность эта носит не насильственный характер, а лишь, как бы так выразиться, рекомендательный. Факультативный. Более того, если такая целенаправленная деятельность есть - она осуществляется помимо нашей логики, она для нас не имеет смысла и значения, и за таковую не опознается в принципе. Нам нечем ее опознавать за таковую. Она не оказывает на нас воздействия прямо сейчас. Потому что мы просто видим какие-то шняги. Когда человечество попадет в очередной кризис, эти шняги сыграют, и применять мы их будем сами, по собственной инициативе и разумению, исходя из собственных потребностей, понимаете?

И в общем и целом, если говорить о том, что прогрессорство есть способ подготовить нас к Контакту, а главная для нас проблема Контакта - не самоубиться, то эффект от деятельности прогрессоров направлен на повышение выживаемости человеческой цивилизации в целом, что для нас с вами очень и очень неплохо.

В перспективе.
Tags: seti, Мысли дилетанта, Неоднозначное
Subscribe
promo bigdrum february 17, 2019 22:31 4
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments