Сегодня ночью пришла в голову одна вещь. А именно - кажется, я понял, как китайцы так быстро строят такие сложные объекты, как например, инфекционные больницы в Ухане. И почему нигде больше в мире так быстро не получается. Отдельный вопрос - почему у китайцев получилось построить Большую китайскую стену, а у Трампа мексиканскую пока не получается - оставим как-нибудь на потом.
Итак, в чем секрет китайского строительства?
Не держать на стройплощадке запасов, перекладывая их с места на место, а подвозить то, что надо, тогда, когда надо. Это известное решение, и в Европе сейчас так тоже строят. Однако в Европе больницу за десять дней не могут - а в Китае смогли. Ходившие по сети намеки, мол, на тяп-ляп сделали - я отметаю в сторону. Почему? Потому что больница - это не коробка нежилого фонда. Медицинские учреждения представляют из себя сложный комплекс, помимо собственно здания включающий кучу оборудования. К примеру, систему подачи кислорода больным. Каковая система расположена по всему зданию, и вводится только целиком, по понятным причинам. Отдельную систему УФ-стерилизации, которая не должна быть перепутана с обычным освещением. И так далее.
Я уже молчу про оборудование рентгеновского кабинета, томографии и прочего - это само по себе песня. Как впрочем, и система вентиляции для лаборатории, улавливающая всякие бактерии-вирусы и не выпускающая их наружу.
Короче. Больница - это весьма серьезный комплекс, включающий в себя чудовищное количество тонких моментов и специфических требований. Больницы строят месяцами (даже при достаточном финансировании), комплектуют годами. А здесь 10 дней!
Ребята, одним подвозом стройматериалов тут не отделаешься.
Итак, начнем с организации работ.
На любой стройке (посмотрел я на это дело в жизни) рабочие всегда любят меньше работать, больше получать, и за любые простои считают ответственными кого-то другого. Это аксиома. Практически каждый строящийся объект сперва пролетает по срокам, потом пролетает по деньгам, потом пролетает по срокам и по деньгам, а затем долго и нудно представители исполнителя исправляют недочеты, выявленные представителями заказчика. Думаю, любой строитель, прочитавший это, поразится красоте и лаконичности моей формулировки. Ибо на практике обычно это нервы, мат, ругань, и все такое прочее.
В чем здесь проблема? Проблема в том, что одно и то же место проведения работ (точка) оказывается задействовано множество раз. Сперва его "сделали", потом пришли проверяющие, и увидели "тут переделать, там переделать". Вернулись переделывать. Потом пришли другие проверяющие, и им тут и тут не понравилось, и опять споры. В конце концов заказчик соглашается оплатить, и исполнитель соглашается сделать не как в проекте, а вот так вот - и опять все переделывается. Вы меня понимаете?
Первый секрет китайской стройки - они все делают один раз.
Чтобы делать один раз, и потом не переделывать, нужен самоконтроль на рабочем месте. Что-то мне подсказывает, что в этом большую роль играют профсоюзы. В нашей европейской реальности профсоюзы либо воюют с работодателем, либо деньги отмывают. Мне представляется, что в китайской системе профсоюзы занимаются мотивацией рабочих, их профессиональным ростом и их рабочими качествами. Короче - в Китае очень легко вылететь из профсоюза, а значит - потерять место в бригаде. Потому каждый китайский рабочий контролирует себя сам, его контролирует бригадир, их всех контролирует начальник участка и прораб. Причем этот контроль постоянный, он происходит прямо в процессе работы. И пока рабочий розетки прикручивает - начальство бегает с мыльной задницей, а не сидит чаи распивает. Потому что начальство тоже контролируется, и тоже не хочет быть заменено на более мотивированных и профессиональных работников.
Благодаря такому контролю и самоконтролю отпадает необходимость в приемо-сдаточных процедурах с переделками, и каждый участок проходится за один раз.
Постоянный самоконтроль и контроль, работа профсоюзов по повышению компетентности бригад - второй секрет китайских строителей.
Далее. Использование помещений. Кто работал на стройке, знает - закончили этаж, пошли гнать следующий, а на только законченном этаже тут же формируется временный склад "чтобы поближе лежало". При этом во-первых, образуется бардак, во-вторых, другие бригады не могут работать над этими помещениями, и в-третьих, возникает путаница.
Что-то мне подсказывает, что на китайских "рекордных" стройках законченный участок не используется для продолжения работ на других участках. Вообще. Помните систематические пожары на российских верфях? Краска заскладированная когда загорается, а потом несчастного Кузю тушат все пожарные города? Это вот оно. Отсек закончили - и в склад "чтоб поближе лежало" и превратили...
Закончив участок работы, бригада уходит из него навсегда, освобождая место другим бригадам, или просто оставляя помещение пустым и чистым, пока не придет заказчик - вот третий секрет китайского скоростного строительства.
И при такой организации работы уже срабатывает логистика. А именно - подвоз того, что нужно, тогда, когда нужно. Никаких временных складов, никаких заранее запасов на следующий этап работы. Приехала машина, краном кинули куда надо, и пошла жара. Оставшийся пустой поддон потом просто увозится. Поскольку работа выполняется один раз, быстро, без запасов, качественно - отсутствуют форсмажоры.
То есть логистика - не первое условие. Организация труда рабочих бригад - вот первое условие, а логистика просто попадает в самую благодатную для нее обстановку.
Теперь по проектам. Чтобы так работать, проект должен быть нормирован до самого последнего шурупа. То есть по каждой операции должна быть техкарта, должен быть норматив. Проектировщик, проектируя комнату, знает, на каком участке сколько будет занят рабочий, сколько рабочих и как смогут работать одновременно. У него появляется не просто чертеж помещения - а временная диаграмма работ. И когда эта временная диаграмма, точнее временные диаграммы, складываются - тогда приходит логистик и упорядочивает все вот это. И он уже знает, что вот тут у него зазор не "сегодня-завтра", а три минуты семнадцать секунд. То есть - материалы для следующей бригады должны поступить в течении трех минут семнадцати секунд, иначе план работ поломается, образуется простой. Логистик берет техкарты, и с точностью до винтика знает, что именно должно быть доставлено. Когда именно. И куда именно.
Чтобы такая логистика сработала - нужна особая складская логистика. Нужно иметь все, нужно иметь в достатке, нужно так организовать работу склада, чтобы комплектация очередных "посылок" на стройку прошла за строго определенное время, а сама посылка пришла вовремя. Почему я упомянул слово "посылка"? Потому, что китайцы использовали опыт, накопленный Алиэкспресс, для организации складской деятельности в самых разных областях. И мне кажется, что у них на каждый винтик есть артикул, и есть компьютерная программа, которая помогает во всем этом не запутаться.
Возвращаясь к проектировщикам, с точки зрения техкарт и временных диаграмм, мы получаем дополнительное требование к проекту. Проект должен быть построен таким образом, чтобы при его реализации по всем временным диаграммам получалось наименьшее время простоя, понимаете? Это тоже требует компьютерных расчетов, в основе которых нормативы производительности труда.
Еще раз возвращаясь к складу, с которого все поступает минута в минуту, мы понимаем еще одну вещь. На этом складе все должно быть в наличии, понимаете? То есть условие суперстройки - это стопроцентное предфинансирование проекта. Предфинансирование и предзакупка. На сто процентов. У нас средства часто выделяются порциями, закупка частичная, и потому мы так работать не можем. Там решили строить - значит построят. Значит, на складе начинает комплектоваться полный набор всех фишек, которые можно заранее собрать, а которые нельзя (бетонный раствор) - для тех заранее в плане работы соответствующих производств выделяются мощности, в определенное время и с гарантией.
Вот теперь, когда мы увидели все это вместе, и наши строители вздрогнули, узрев всю свою неполноценность, я хочу сказать вот что.
Рекордные стройки в Китае не каждый день.
Нет никакого сомнения, что большая часть объектов в Китае производится как и у нас - с матом и задержками. Там не везде такая организация. Эта организация требует особенных усилий, и она в общем, оправдана - как показало строительство больниц в Ухане, такое иногда требуется. Не всегда - но иногда НАДО. И есть люди, технологии и мощности, чтобы строить так. Есть культура работы, чтобы работать так.
У нас, к сожалению, этого нет. Или если есть - то очень мало и далеко не везде, где хотелось бы.
Но ведь хочется, правда?
Journal information