bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

О патрициях и галлюцинациях 20

Часть 20. Об урбанизме и феодализме.

Сегодня мы отвлечемся от конспирологии. Мы уже поняли, что глядя на историю Европы с точки зрения цифр, мы видим совершенно другие процессы, чем те, которые нам рисует "романтическая историография". Ну то есть - официальная история нам говорит одно, а если посмотреть в процессе - то мы видим нечто совершенно другое. Появление светской культуры вдруг оборачивается небывалым по размаху церковным строительством, взлет науки - программой по подготовке кадров той же церковью, рост светской власти - Авиньонским пленением пап и ростом влияния католической церкви на политическую жизнь. И даже Реформация, если присмотреться повнимательнее - не ведет ни к каким реформам. Вообще.

Можно продолжать и дальше. Но дальше нам будет трудно. Потому что одно дело обличать, и совсем другое - понимать, что происходит. Обличает у нас желтая пресса. Обличает, обличает, обличает - ну, думаешь, вот сейчас все обличит, и всем все станет ясно. Вот только ясности-то никакой не получается. Потому, что обличение - обличением, но система-то должна быть. Должно быть то, что позволит понять глубинную суть процессов. Обличать можно до бесконечности, обличать аргументированно, но пока мы находимся в рамках парадигмы "романтической историографии", все эти обличения никуда не ведут. Нужна историография реальная, нужна определенная концепция.

И в общем-то, с этой концепции мы наш цикл начинали. Я напомню вкратце.

Сперва мы постулировали преемственность греческой культуры от культуры минойской. Затем - постулировали преемственность культуры римской от культуры греческой. Здесь даже самая романтическая историография не имеет ничего против, ибо сама так считает. Постулируя преемственность римского от греческого и далее - от минойского, мы говорили о качественном изменении на определенном этапе.

Минойская культура обладала монополией на мобильность на морских коммуникациях, но недостаточными человеческими ресурсами для экспансии на материк. Греческая культура, изолированная от остального материка горными кряжами - также обладала монополией на мобильность на морских коммуникациях, и также испытывала недостаток в человеческих ресурсах, хотя и гораздо меньший. В случае Греции это привело к латеральной стратегии экспансии, при которой на материке было основано множество изолированных прибрежных поселений. Каждое такое поселение оказалось уязвимо перед организованной атакой с материка, и ни одно из них не продержалось достаточно долго, чтобы создать великую греческую империю на материке. Рим же монополией на мобильность не обладал даже на Пиренейском полуострове.

В случае Рима, с его протяженной морской границей по побережью, с его относительно проходимыми горами на севере полуострова (Ганнибал даже слонов провел), с его этничеки разнородным населением - речи о монополии на мобильность не шло вообще. Поэтому римская империя не могла остаться компактной высокоразвитой торговой империей по образцу Греции или Крита. Она должна была преобразиться в экспансивную военную державу. И в этом смысле греческое наследие потеряло свое практическое значение, превратившись в фетиш. Отсюда - заимствование религии, общественного устройства, технологии, архитектуры. Однако гораздо более важно то, что фетиш, в отличие от практичных и практических вещей - штука сакральная.

Сакральный характер римской культуры прослеживается в течении более чем тысячи лет после того, как Рим пал. Еще в 19 веке, спустя полторы тысячи лет, как реальный Рим необратимо и стремительно утрачивал свое политическое влияние, в Европе существовала Священная Римская империя германской нации. Я понимаю - итальянцы. Опять же - Рим на их территории. Тут может быть "дурная наследственность", в смысле историческая преемственность - но германцы? Причина, по которой германская нация назвала свое государство Священной Римской империей - может быть только сакральной.

Рим - фетиш Европы. Античность - фетиш всей современной европейской цивилизации...

Маленькая, но очень ехидная ремарка. Как только мы приходим к парадигме фетишизма европейства, для нас сразу становится понятна вся политика США. Открываем "Хомо люденс" Хейзинги, читаем про потлатч ("демократия") и агон ("интересы американской нации") - и все становится на свои места. Ситуация в общем, управляется совершенно архаичными динамиками, она полностью предсказуема и предопределена.

Поддержание фетиша - самая ресурсоемкая форма человеческой деятельности. Как только затрачиваемые ресурсы возобновлять неоткуда... Мы все помним, чем закончился неуемный фетишизм для той Римской империи.

Конец ремарки.

Давайте вспомним, с чего начался тот Рим. Тот Рим начался со строительства Клоака Максима - самой большой в Европе канализации. Еще не было могучего государства, непобедимых легионов, дорог, акведуков и триумфальных арок - а уже строилась самая большая в Европе канализация. Какое в этом было практическое значение? А практическое значение было весьма и весьма велико.

Первое. При строительстве Клоака Максима осуществлялся дренаж огромной заболоченной территории. Казалось бы - места много, причем - реально много, расширяй город в любом направлении. Но - римляне занялись осушением болот. Тем самым они как минимум оздоравливали территорию от комарья всякого и заразы болотной, в отличие от других земель, где оздоровление не требовалось. Само строительство Клоака Максима предопределяло то, что именно здесь, именно тут будет в дальнейшем город, в котором будут жить люди. И пока Клоака Максима существует - люди будут стремиться именно сюда.

Второе. Клоака Максима естественным образом дренировала и санировала огромную территорию. Человек, поселившийся возле Клоака Максима, мог спокойно срать. Он знал, что его говно утечет по этой самой Клоаке в Тибр, и далее - в море. Только на берегах (по-другому назвать нельзя) Клоаки люди могли жить долго, не опасаясь, что утонут в своем собственном дерьме. Жить на берегах Клоаки было удобнее и комфортнее, чем на любых других берегах.

Третье. Уже на этапе строительства Клоака Максима потребовала совместного труда тысяч людей. Причем это были не гастарбайтеры - в то время на той территории можно было прожить, обирая плоды с деревьев - а умелые и трудолюбивые люди. Эти люди построили Клоаку, поселились на ее берегах и были включены в систему управления Рима. Эти люди обладали крайне специфическими навыками. Они не были крестьянами, но зато они копали, тесали камень - то есть, они были рабочими. Тем самым была заложена основа для города.

Внимательно посмотрев на три этих причины, мы видим, что есть одна штука, которая при строительстве Клоаки предполагалась изначально. Эта штука - город, урбан.

Справедливости ради следует сказать, что города на этой планете существовали задолго до Рима. Тот же Вавилон, например - существовал за две с половиной тысячи лет до. Почти тысячу лет Вавилон был столицей Вавилонской империи. В Вавилонской империи существовала развитая система ирригации. Очень похоже на Рим, скажете вы. Но так ли это?

Первое. Вавилонское царство и сам Вавилон возникли в местности с развитым земледелием. Земледелие развивалось на аллювии - речных наносах - в периодически затопляемой речной долине. Чтобы обеспечить максимальный объем земли устойчивым водоснабжением, вавилоняне строили оросительные каналы, создав развитую ирригационную сеть. Вроде бы в Риме тоже была Клоака Максима, верно? Но вавилонская ирригация служила целям сельского хозяйства, в то время как Клоака Максима изначально создавалась для города.

Второе. Вавилон имел развитую архитектуру, геометрическую планировку, многоэтажную застройку, множество храмов. Очень похоже на Рим. Казалось бы. Но давайте посмотрим вот с какой стороны.

В Вавилоне основным строительным материалом являлся кирпич. Это материал, который прямо под ногами. Выкопал глины, вымесил, вылепил, обжог... Даже такие "представительские" строения, как дворцы или висячие сады - сделаны из кирпича. В Риме строительство представительского класса - камень. Строения великие, типа Колизея - включают и кирпичные компоненты, но основу конструкции составляет камень. Который надо добыть, обработать, привезти. На римском болоте, осушенном с помощью Клоака Максима - камня не добыть...

То есть, если мы будем говорить о концепции градостроительства, то увидим разницу. Вавилон, более тысячи лет остававшийся венцом градостроительства планеты - строился утилитарно, из подножного материала. Рим изначально строился как сакральное место, и материал для него везли издалека.

Третье. Вавилон существовал гораздо дольше Рима, если брать период Римской империи. В течении этого периода градостроительные технологии развивались. Однако в Вавилоне как началось все с кирпича, так на кирпиче и остановилось. В Риме же, начавшем с каменного строительства (Клоака Максима), дело дошло до бетона. Крупнейшее на сегодняшний день сооружение из неармированного бетона - римский Пантеон. Купол диаметром 43 метра - это монолитная бетонная конструкция. И эта конструкция стоит уже более 800 лет!

Строительство в Риме, осуществлявшееся из привозного материала по новейшим технологиям, не оправдано с коммерческой, утилитарной точки зрения. Однако как только мы начинаем предполагать, что оно осуществлялось, как строительство сакрального места - все встает на свои места.

Четвертое. Население. В Вавилоне жило порядка 150 тысяч человек. Ну, понятно - царь, двор, обслуга, администрация, торговцы, ремесленники, военные... Все, больше никого не было. Все просто и функционально. Не больше и не меньше того, что необходимо для функционирования древнейшего в мире царства. В Риме жило до полутора миллионов человек.

Каждый город существует не сам по себе. Каждый город имеет влияние на окружающую территорию. И чем больше это влияние, чем большую территорию город защищает и обслуживает своим производством - тем больше в нем жителей. Однако это влияние и обслуживание находится в прямой корреляции с показателем мобильности. Если от города до границ зоны влияния день пути - тут все понятно, тут проблем нет. Если неделя пути - уже сложности. Если от города до окраинного поселения проходят месяцы в дороге - нужно строить новые города, потому что влияние оказывать как-то не получится, не успеешь...

Полтора миллиона жителей в 100 году нашей эры, даже с учетом дорог - это очень и очень много...

Шутка дня заключается в том, что даже с учетом строительства дорог и городов в провинциях, столько не нужно в принципе. Основу военной организации Рима составляли легионы - вполне себе компактные формирования (типа современных дивизий). Эти легионы располагались регионально в местах своей ответственности. В редких войнах Риму требовалось больше одного легиона сразу. Ни один из соседей Рима не мог выставить против него столько бойцов, чтобы два-три легиона не справились. Даже против Ганнибала римляне выставляли легионы по одному.

То есть, из полутора миллионов мы военных вычитаем. Ну никак в Риме не мог базироваться миллион военных. И 100000 солдат там не могло базироваться, ибо военные - известные распиздяи, напьются-подерутся... Ну, 50 тыщ оставим (это потолок) - но это же капля в море... Сенаторы, обслуга. Ребят, в сумме ну никак не больше 10 тысяч будет - это если даже предположить, что у каждого сенатора на каждый ноготь было по одному перцу с напильником, а на каждый зуб - по стоматологу. Мастеровые - ну десять тыщ самое то. Сто тыщ - много. Торговцы - еще пара тыщ...

Что делает оставшийся миллион жителей?

Чтобы прокормить миллион, нужно собирать харч по всей империи. Чтобы одеть-обуть миллион - нужно везти ткани и шкуры со всей империи. Чтобы расселить миллион - нужно много-много кирпича и строителей. Нужна вода. Нужны отхожие места. А чем таким этот миллион занимается? А это римские граждане - бездельники и пенсионеры... Отслужил в легионе где-нибудь в Испании - получи пенсию и статус гражданина, тыняйся по пыльным улицам, испражняйся в Клоаку и нихрена не делай... Самое интересное заключается в том, что когда гунны пришли грабить Рим - эти самые граждане даже не плюнули в их сторону...

Пребывание, окормление, одевание и развлекание такого количества бездельников является экономически неоправданным. Чисто утилитарно. Более того - в особо отрые периоды (как при Нероне, например) это даже опасно, ибо неуправляемая толпа такого размера - это нечто. Так почему же, зачем же? А ответ простой. Существование этой толпы оправдано, если Рим - сакральный город. А как может город быть сакральным, если у него нет толпы фанатичных поклонников и адептов?

И наконец, последнее. Каждое объединение людей, каждое компактное проживание людей создает определенную субкультуру. Каждый город оставляет после себя определенный культурный след. Оставил свой след и Вавилон. Но след Вавилона растекся, рассеялся по всему миру, как и следы многих и многих городов после него. Рим создал совершенно уникальную штуку. Рим создал городскую культуру. Рим - первый в истории город, в котором можно было родиться, вырасти, прожить всю жизнь и умереть. Рим - первый в истории город, в котором жизнь полностью зависела не от урожая или неурожая, а от соблюдения определенных правил. Рим - город, который перевел человеческое существование из реальной плоскости в номинальную.

То есть, говоря современным языком, Рим явился городом трансцендентным. Трансценденция Рима заключается в самодекларации фетиша, и этим фетишем является сам Рим. Весь современный урбанизм есть лишь бледная тень этого фетиша, дошедшая до нас через века. Это как в произведениях Желязны - есть Эмбер, а есть отражения. Так вот - тот Рим есть Эмбер всего нашего мира. Кстати Желязны - человек именно городской культуры, и фактически его произведения могут быть факультативным чтением по некоторым аспектам римской архетипики. Не менее интересным чтением может быть цикл Айзека Азимова "Фонд". Будучи основан на «Истории упадка и разрушения Римской империи» Гиббона, он может служить путеводителем по мозгам современных европейских и американских политиков. Именно в "Фонде" можно найти практически все следы того, что мы обсуждаем здесь, и того, что происходит вокруг. Другое дело, что здесь мы даем ключ, понятный для всех, кто имеет иную архетипическую структуру :)

Я, конечно, не Сэлдон, но я же и не римский гражданин, мне можно не заботиться о последствиях для империи :)

Но давайте вернемся к нашим баранам римлянам, их империи, и поговорим о предмете их фетиша. Давайте задумаемся вот о чем. Каким образом создавалось Величие Рима? Оно понятно - бог богом, но ведь боги храмы не строят, и храмы из земли не растут. А создавалось все это людьми, их трудом.

Чтобы построить дом, строителя надо напоить-накормить, одеть-одуть, дать ему матерьял и инструмент. Иными словами, на одного строителя приходится крестьянин/ткач/сапожник/портной - выбирай, кто ты будешь такой... И здесь, когда мы думаем эту самую мысль, нам вдруг становится ясно, что без Подола провинции Рим существовать не может в принципе. Потому что жрать будет нечего миллиону бездельников и тунеядцев. Мы приходим к мысли о том, что основу Римской империи на самом деле составляет трудовое крестьянство система налогов, взимаемых с латифундий и провинций. И там, в этих провинциях, люди должны недоедать, недопивать, трудиться в поте лица, обеспечивая существование свое и существование Рима.

Во времена Римской империи главным трудовым резервом были рабы.

Следует сказать вот о чем. Рабство издавна, еще до Римской империи, было общепринятым и уважаемым способом организации производительных сил. Вот во времена Древней Греции, например, даже некоторые уважаемые люди побывали рабами. Диоген, например, да-да, тот самый, который попросил Македонского не заслонять солнце. При этом пожизненного рабства, о котором так много пишут и снимают сегодня не было. Раб мог быть выкуплен, мог выкупиться сам, мог даже получить наследство от хозяина. Освободившись из рабства, он мог вернуться домой.

Рабство как форма организации труда возникло из традиции брать пленных. Пленных брали, и принуждали к труду. Труд такой был дешев, и после некоторого количества времени рабов отпускали. В книге Ефремова "На краю Ойкумены" очень неплохо дано описание порядков той поры.

Так вот, в Римской империи главной рабочей силой были рабы. За ту же самую работу свободный человек должен был получать намного больше, чем раб. Поскольку рабов было много, и ими как-то нужно было управлять и не допускать бунта, римляне придумали интересный "свет в конце тоннеля". После выхода из рабства человек получал статус полноправного гражданина Рима. Рабство (что бы о нем не писали наши с вами современники) было настолько окультурено, что римские граждане продавались в рабство сами - на время или до выкупа.

Если бы не было рабов - не было бы Рима. Именно дешевизна рабочей силы позволила римлянам создать такой тип хозяйствования, который обеспечил более высокий уровень жизни, более высокую техническую оснащенность, большую производительность в рассчете на затраченную копейку.

Рабы были и ы Древнем Египте. Древний Египет также занимался градостроительством и так далее. Но фетишем Древнего Египта был фараон, пусть и богочеловек, но весьма компактное в смысле размеров образование. И он не был вечен. Рабы были и в Карфагене, и в Греции, и на Востоке... Но только Рим смог создать систему рабовладения, только Рим смог создать такое администрирование рабами, при котором труд раба был достаточно эффективен для поддержания функционирования империи.

Восстание Спартака представляло опасность для Рима не потому, что они могли чего-то там разграбить и пожечь, а потому, что рушилась сама основа экономического процветания. Заметим - как только размеры Римской империи достигли максимума, который могла потянуть имперская администрация, как только количество римских граждан превысило некую критическую отметку, как только воевать стало тупо не с кем (а значит, некуда стало девать выкупившихся рабов) - так сразу империя и начала разрушаться. Потому что свободные люди хотели жить и зарабатывать, труд их стоил дороже рабского, и реализовать себя в производстве продукции они не могли. Получилась именно та толпа, которую Нерону пришлось развлекать своими экзерсисами. А дать им работу он не мог - потому что тогда экономика бы рухнула. В конце концов она и рухнула, ибо с точки зрения экономики что подорожание сырья, что избыток бездельников - одна и та же расходная статья. Получилось так, что поддержание фетиша потребовало слишком большого количества ресурсов...

Империя и рабство неразделимы. Все без исключения империи в обязательном порядке используют рабство. Петр в болота Невы сколько народа положил? А ведь Петр строил город-трансценденцию, строил империю. А когда негры в Америке получили права? Нет, ребята, права они только при Кеннеди получили...

Давайте подумаем вот о чем. Если империя и рабство - это две стороны одной медали, то что происходит в наше время? Я вам сейчас покажу. С 1929-го по 1939-й год во всем мире была Великая Депрессия. Для борьбы с безработицей Теодор Рузвельт создал трудовые лагеря. За пайку и пару баксов свободные граждане страны равных возможностей горбатились на стройках великой страны. На 2008-й год (или 2010-й, точно уже не помню) 80% муниципальной собственности в США - это то, что сделали эти трудовые армии.

Еще раз, для тех, кто в танке и не понимает - менее, чем за десять лет "трудовые армии" в стране, сотрясаемой жесточайшим экономическим кризисом, создали в четыре раза больше, чем за семьдесят лет - свободный труд в самой свободной стране мира. Гитлеровская Германия. Строительство автобанов, заводов... Сталинский и послесталинский СССР. Не подскажете, что, кроме моста на остров Русский, было построено в свободной России?

Так это мы к чему все?

Рассматривая эволюцию Европы, мы указывали на преемственность европейской цивилизации от Римской империи. Мы указали (и думаю, что доказали) факт подмены бога-Христа в католичестве богом-Римом. Мы указали на фетишизм европейцев как на существенную и необходимую компоненту римской архетипики. Однако дальнейшее рассмотрение требует от нас ответа на простой вопрос - что есть феодализм?

Если отвечать на этот вопрос по Марксу, то получается парадокс. Потому что даже в 12-15 веках способы производства не сильно отличались от имевшихся в Древнем Риме, а феодализм уже был практически повсеместным явлением. С точки зрения эволюции общественного устройства феодализм является ярко выраженным шагом назад по сравнению с Римской империей. То есть, мы имеем не эволюцию, а деволюцию. Позднейший пример феодализма - крепостное право на Руси - тоже, в общем-то, ответа не дает. Во время заселения Сибири туда ехало огромное количество крестьян, ни один из которых не был крепостным. То есть крепостничество на Руси имело место быть в европейской, самой развитой, части ее территории.

Так в чем же дело?

А дело в том, что как в Европе, так и в европейской части России наблюдался крайне интересный феномен. Они были экономически замкнуты. Тот Рим развивался путем экспансии, пока не достиг естественных непреодолимых пределов. Католическая Европа, воспроизводившая Рим в уже известных и обжитых пределах, оказалась изначально замкнутой, ей просто некуда было проводить экспансию. Россия, несмотря на огромные необжитые территории, тоже особенно туда распространяться не могла - именно потому, что территории были необжиты. Оттуда черпать было нечего, туда наоборот - нужно было вбухивать и вбухивать...

Когда Рим достигает пределов, возникает конфликт между дешевизной рабского труда и дороговизной свободного труда граждан. Свободные граждане вынуждены бездельничать, потому что никому не могут продать свой труд. Он дорог. И с этого момента либо мы должны отказаться от рабского труда, увеличить норму себестоимости производства, и следовательно - отказаться от поддержки фетиша (то есть - похоронить Рим), либо - найти способ ограничить приток новых граждан. Создать высшую касту граждан, каковая каста будет управлять наследственными пейзанами.

Феодализм тем отличается от античного рабства, что он пожизнен. Даже выкупаясь у феодала - ты теряешь все. Поэтому как раб - ты привязан к своему наделу навечно. Феодализм - это то же самое рабство, только без морковки в конце тоннеля.

Феодализм неминуемо порождается римской архетипикой на поздних стадиях развития, когда экспансировать уже некуда.

Теперь понятно, почему США никогда не заберут заводы из Китая? Теперь понятно, почему в США никогда не будет восстановлена промышленность? Теперь понятно, почему в США всегда будут мексиканцы-нелегалы?

Рим создается трудом рабов и порождает новые формы рабства. Это не потому, что люди как таковые суть жадные и грешные. Это такова системная организация европейского общества. Не поняв этого, мы не сможем адекватно воспринимать Европу.

Tags: О патрициях и галлюцинациях
Subscribe

  • Ух ты...

    Оказывается, рэп может быть осмыслен...

  • Ковидное

    Первое. У меня умер товарищ. Не так чтобы близкий друг - были знакомы, иногда вместе на праздниках пересекались. Был врачом, последние годы вроде…

  • Синемафилическое

    Тьма (2021). Скажем так - пригляделся. Итак, представляем... ИНДИЙСКИЙ ХОРРОР. А теперь общее впечатление. Целиком я не просмотрел,…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments