bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Синемафилическое



Итак, фильм "Спутник" (2020).

Начнем с общей оценки. Посмотреть стоит. Однозначно. Бондарчук здесь играет роль, и играет достаточно неплохо. Собственно говоря, какая роль, так и играет, полностью адекватно, уверенно, очень качественно. Мне испортили просмотр, заспойлерили, потому я последние минуты смотрел на перемотке, было не интересно. Чтобы вы избежали такой участи, настоятельно рекомендую сперва посмотреть, а потом читать дальше.

В конце концов, я это пишу, не чтобы доставить удовольствие вам, а чтобы доставить удовольствие себе.

Посему кто не послушался - тот сам себе дурак.

А мы приступаем.

Ребята, фильм хорош, однозначно хорош. Почему? Потому что снимали не блокбастер. Вообще я думаю, что снимать фильмы надо прежде всего на отечественную аудиторию. Как только что-нибудь снимается "на там" - так сразу импотенция жуткая выходит, а как снимается "на здесь" - так и тут смотреть можно, и там интерес вызывает. Почему?

Ребята, американцы не смотрят Голливуд как мы, они устали, им подавай свежатинку - и потому любой национальный колорит, при хорошем художественном уровне - и там возымевает успех.

Так вот. Мне кажется, что "Спутник" там понравится больше, чем последние "Вторжение" с "Притяжением" вместе взятые.

Первое - декорации. В общем и целом, обстановка "страшного тоталитарного Мордора" присутствует, но не довлеет. Декорации достаточно аутентичны. Единственное - аммуниция спецназа несколько пересовременена, и у героя Бондарчука шапка поверх ПШ смотрится неправильно. Ибо если не шинель - то фуражка, шапки поверх ПШ солдаты носили, конечно - но это никому не нравилось, а уж большой начальник может себе позволить и фуражку, тем более что это полностью по форме и удобно. Чай, не козацкого войска генерал...

Так вот. Декорации вполне утилитарны. И это очень хорошо. Почему? Потому что обычно, пытаясь снимать фантастику, декораторы под гениальным присмотром режиссера сочиняют нечто эдакое. А актер, попадая в ЭТО, тупо не знает, как себя вести. И движется неестественно. А в знакомой, или привычной, обстановке - человек и ведет себя плавно, красиво, "удобно". А если "удобно" актеру - удобно смотреть и зрителю.

Второе - Тоталитарный Мордор. Не обошлось без, да и фабула фильма как бы подразумевает, ибо иначе распадается сюжет. Вообще, читая воспоминания советских космонавтов, приходишь к выводу - никаких триллеров в советской космической программе быть не могло в принципе. Не та обстановка. Соответственно, для триллера нужно было добавить нечто эдакое, и Мордор здесь первый на очереди.

На самом деле, даже читая воспоминания о "шарагах", где казалось бы, должно быть таки да - неожиданно видишь вовсе не такую уж апокалиптическую картину. Самое любопытное в воспоминаниях сидевших, и "отшарашившихся" то, что после переезда с зоны в КБ им приходилось проходить определенную реабилитацию. Психологически обстановка в "шараге" сильно отличалась, и процесс психологической перестройки был. Не вольному воля, конечно - но вполне себе место, где просто не нужно было делать глупостей.

Так вот. Обстановка на объекте - вполне себе "шарага". Не казематы, а просто режимное предприятие. Что уже очень приятно. И лепо для глаза.

Мотивация героев. Здесь все как обычно, то есть плохо. У нас вообще в фантастике не очень важно (исключая шедевры типа "Кин-Дза-Дза") с мотивацией, и потому здесь в пределах нормы. Гипотеза триллера требовала Мордора, в Мордоре должны были быть супермордорцы, и в общем, герой Бондарчука - он такой. Умыкнуть из советской системы без разрешения начальства только севший экипаж... Сами понимаете - такое только под силу супермордорцу. Так вот, даже супермордорец дан без надрыва, без пережима. Скажем так - если бы в Обитаемом Острове Странник игрался как Семирадов - я был бы в восторге.

Вы не смотрите, что он вежливый. Большой начальник может позволить себе быть вежливым. Сталин никогда каблуком по трибуне не стучал, понимаете?

Но как только мы принимаем триллер, как только мы принимаем Мордор в качестве фантастической гипотезы - так сразу Семирадов из вежливого "доброго" генерала превращается в того, кем и является. В человека, который умеет гениально контролировать себя, и который умеет привлечь нужных людей, и заставить их работать. Более того - это человек, который думает, и думает успешно и результативно. Во второй части, где баба коня с избой производит, он просто не успевает понять, где же он ошибся, но все равно контролирует себя и максимально качественно пытается вернуть контроль. Тот факт, что у бабы крыша поехала из-за ребенка в приюте - он просто не подумал.

Подумал бы - все было бы иначе.

Баба. Я не знаю, где Акиньшина этого нахваталась, возможно, у нее есть знакомые психиатры, или консультацию заказывали - но игра идеальна. Очень качественно. Исключая поведение на комиссии в самом начале - но там как раз шла индоктринация зрителя в Мордор, и потому натянули сову на глобус. Поведение идеально, вплоть до постановки голоса - великолепно. При этом у нее нет вот этой вот популярной диссидентской мотивации, она остается в системе, просто остается на своем уровне. Она не борется с системой и не гадит ей, она вот так вот в этой системе живет просто. Впрочем, при такой разнообразной актерской биографии она, я думаю, научилась готовиться к роли...

Космонавт... Ну, я в детстве пролистал книжку "Профессиональная подготовка космонавта". Короче - с космонавтами в советской фантастике проблемы. Сыграть так, как это есть - зритель не поймет (а может как раз поймет), актер не сможет. Впрочем, я в журнале об этом уже писал. Опять же, космонавт не наш, а мордорский.

С другой стороны, как раз для своей роли, для сюжета типаж подобран отлично. Но с реальными космонавтами ничего общего.

Чужой... Ну, как всегда. Чужой как всегда, и в отдельном смысле даже ничуть не хуже, чем у Ридли Скотта. Там вообще непонятно что, но мы же зохавали... Здесь по крайней мере он упрощен, несмотря на нефункциональную физиологию и аномальные биологические характеристики.

Теперь по конфликтам, которые образуют сюжет.

Конфликтов ровно два. Первый конфликт - разделение на своих и чужих. Это - главный конфликт фильма. Для Семирадова земляне-зеки более чужие, нежели пришелец. Для Климовой - наоборот. Это конфликт парадигм, конфликт сознаний, конфликт установок. Это составляет фабулу фильма, и ради этого конфликта его смотреть стоит. Второй конфликт...

Был в советском кинематографе такой фильм "Вход в лабиринт". В этом фильме гений создал лекарство против страха - "метапроптизол". В "Спутнике" существо питается страхом - кортизолом. Таким образом, второй конфликт ленты - это противостояние человека и его страха. Семирадов не может преодолеть этот конфликт, в то время, как Климова его преодолевает. И в фильме она делает это ради других людей. Не ради неограниченных ресурсов, которые ей обещает Семирадов за работу с чужим, не ради славы и так далее - а ради маленького мальчика, который может остаться сиротой.

Так что мораль у фильма есть, и мораль глубокая, что выводит его из списка триллеров категории "в общем, все умерли" и делает вполне осмысленным кино с вполне советским контекстом, если руководствоваться аллюзией к "Вход в лабиринт".

И вот если мы объединим приемлемый уровень зашквара, который ситуационно обусловлен, и без которого нельзя было обойтись, хорошие декорации и игру актеров, с осмысленностью ленты - то получится, что в фантастическом кинематографе б.СССР состоялось событие. Появилась хорошая лента. Потому что в этой ленте главное не фантастическая обстановка или фантастические приключения, главное в этой ленте люди, такие же (или почти такие же), как мы с вами.

Это снято для нас, и это снято хорошо.

Остается пожелать нашим фантастам, чтобы пришла им в голову идея... Мммм... Как бы так сказать...

Короче.

Фантастический триллер про чужого можно снять и без чужого. А также без крови и "рога в одну сторону, копыта в другую". Так снять, что у зрителя матка наружу вывалится. Снять без Мордора, в нормальном антураже. С космонавтами, которые реально похожи на космонавтов, и наземниками, которые реально похожи на наземников. И с людьми, которые похожи на людей - и роль Климовой в данном смысле Акиньшиной удалась великолепно, то есть - это возможно.

Ждем?

Tags: Неоднозначное, О вкусах не спорят, Се ля ви...
Subscribe

  • Дорогие женщины!

    Стремясь успеть вовремя, рискую навлечь ваш гнев преждевременным поздравлением, но все же. Поздравляю вас с праздником, желаю вам больше мудрости и…

  • О жидких бабушках и твердых патриотах

    Собственно говоря, комментировать тут особенно нечего, кроме вот этого вот тезиса о глупости. О запредельной глупости заказчиков, которые…

  • Прав и неправ

    С одной стороны, Яша, безусловно прав. (В этом месте часть моих читателей зааплодировала, а вторая часть возмущенно начала метать в меня гнилые…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Дорогие женщины!

    Стремясь успеть вовремя, рискую навлечь ваш гнев преждевременным поздравлением, но все же. Поздравляю вас с праздником, желаю вам больше мудрости и…

  • О жидких бабушках и твердых патриотах

    Собственно говоря, комментировать тут особенно нечего, кроме вот этого вот тезиса о глупости. О запредельной глупости заказчиков, которые…

  • Прав и неправ

    С одной стороны, Яша, безусловно прав. (В этом месте часть моих читателей зааплодировала, а вторая часть возмущенно начала метать в меня гнилые…