bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

О патрициях и галлюцинациях 21

Часть 21. Half-life по-римски, или о полураспаде империй.

В прошлой части мы коснулись такого понятия, как фетиш. Собственно говоря, о фетише мы говорим с самого начала этого цикла. Мы проследили корни этого фетиша в его предках - в Минойской и Греческой культуре. Мы показали ту точку, в которой вполне утилитарные вещи, такие как архитектура и социальное устройство, стали самоценностью, то есть из разряда производных от реалий бытия перешли в разряд максим, диктующих восприятие этих самых реалий. Мы обнаружили, как символ этого трансцендентного образования, коим являлся город, воплотился в одном-единственном городе - Риме.

Кстати, кто не заметил, и у Кампанеллы, и у Томаса Мора в их утопиях идеальными образованиями являются именно города :)

Мы установили, что фетиш, как расходная часть бюджета, требует огромного количества невозвратных инвестиций. Единственная цель этих инвестиций - самодекларация фетиша. Мы установили, что для того, чтобы для этих инвестиций существовала реальная экономическая основа - необходимы рабы. Мы узнали, что в условиях замкнутого пространства, в котором нельзя осуществить "круговорот рабов в природе", в западной социальной системе, производной от римской архетипической модели, неминуемо происходит формирование кастовой структуры. Происходит формирование феодальной, колониальной, транснационально-корпоративной систем.

Кстати, вы помните, у Кампанеллы и у Томаса Мора, в их идеальных утопически-"социалистических" обществах - таки были рабы. То есть выросшие в той культуре люди, умные и образованные, считали рабство закономерным и нормальным явлением в идеальном - по их меркам - обществе :)

Но сегодня мы поговорим не об этом. Вещь, о которой мы поговорим сегодня, уже рассматривалась нами в цикле "О нас и прочей хуйне, или почему мы никогда не будем жить хорошо". Вот тут рассматривалась. Иными словами - мы поговорим о социальных динамиках, сопровождающих процессы культурного нивелирования.

Дано - есть некое территориально протяженное государственное образование. Условия задачи - вокруг нет других сравнимых по уровню образований, способных оказать сопротивление экспансии данного образования. Требуется выяснить - что произойдет с данным государственным образованием в процессе неограниченного распространения во все стороны.

Ключевое понятие, которое мы должны здесь ввести - "связность общества". Те, кто знаком с математикой хотя бы вплоть до термина "связность множества", интуитивно понимают, о чем идет речь. Множество является связным, если от любого произвольно взятого элемента множества можно пройти до любого другого, двигаясь от одного элемента данного множества к другому, и не встречая по пути элементов других множеств. Говоря иным языком, это понятие может быть переформулированно так: множество связно, если оно представляет из себя один целый кусок. Если мы попробуем представить себе некий аналог этого понятия в приложении к общественным образованиям и структурам, то формулировка может быть такой:

Общество является связным в смысле критерия А, если любой член общества разделяет критерий А.

Почему формулировка такова, почему мы не говорим о существовании "маршрута" от члена общества к члену общества? Во-первых, потому, что "маршрут" (семейные, личные, клубные, профессиональные отношения) являются одними из суммы возможных критериев, но вовсе не исчерпывают всех вариантов. Во-вторых, наличие (в силу миграции) людей, живущих в разных странах, но состоящих в одной из таких форм связи, вовсе не делает их принадлежащими одному обществу.

Анализировать общество с точки зрения связности можно по-разному. К примеру, наличие профессиональной связи с криминальным уклоном разбивает общество на множество криминальных группировок (ну и огромное количество изолированных некриминальных элементов - граждан). Это (анализ таких разбиений) - парафия соответствующих организаций. А если мы будем в качестве критерия рассматривать симпатию к Анджелине Джоли - то получим совершенно другое разбиение. И так далее.

Заметим, что восхищение титьками Анджелины Джоли само по себе еще не делает из человека киномана или американца. :) Это ремарка такая, если кто не понял. :)


Возникает вопрос - если критериев, по которым мы можем оценивать связность, много, и если таковые критерии могут быть назначены произвольно (а это так), то какой смысл в рассмотрении общества с точки зрения связности? Не является ли это очередным вопросом о числе ангелов, помещающихся на кончике иглы?

А мы и не будем исследовать вопрос о связности общества в терминах конкретных критериев. Мы поставим вопрос иначе - сколько критериев делает общество связным? Иными словами, нас интересует вопрос не о качестве, а о количестве. Ибо как мы знаем - количество все равно рано или поздно переходит в качество...

Итак, исходно мы имеем некий один народец. Латинян. Они имеют общее управление (царь), общие верования, общую культуру, общий язык, общие обычаи, связаны родственными связями (народец компактный, еще недавно имевший родоплеменную структуру). И вот этот народец начинает бороться с соседним народцем - италийцами. И побеждает тем или иным образом. У нас сразу возникают проблемы с общим языком и общими обычаями, родственными связями. До известной степени возникают проблемы с общей культурой. С общими верованиями и общими связями...

Но народец не стоит на месте. Постепенно в орбиту государства латинян (ныне известного под названием Римской империи) попадают греки, иберийцы, египтяне, даки-шмаки всякие без числа... Что получается? А получается то, что по реальным критериям, то есть по вполне утилитарным признакам, начиная с языка и домостроя и заканчивая космологией (то есть суммой представлений об устройстве окружающего мира) - у нас общих признаков не остается... Что у нас остается? Правильно - общее управление, то есть - римский сенат (и/или император).

По мере территориального роста, по мере роста численности населения в рамках одной компактной общественной структуры (государства) связность общества понижается. Не потому, что много мелких образований - это хорошо, а несколько, или одно, крупное - это плохо. А просто чисто из математических законов. Ну вот так сложилось, что соседи живут одинаково, а уже за сто километров в сторону - совершенно другой мир.

Ребят, от Киева до Чернигова - ехать всего ничего. Предлагаю киевлянам съездить в Чернигов. Вы попадете в совсем другой мир. Съездите во Львов - там все совершенно иначе. Съездите в Харьков, в Донецк, в Симферополь...

Чем больше становится государство, тем меньшее объединяет его членов. Нарушается идентичность... Причем речь идет не о территориях, речь идет - о количестве людей. Фактически разделение человечества по признаку государственности в значительной степени происходит по критерию административного влияния. И уже затем - по культурным признакам. Современная нам государственность, основанная на контроле территории, ничего общего не имеет с государственностью античной, когда большая часть народов образовывала компактные общества исходя из культурных и родственных связей.

Для борьбы с понижением числа критериев связи в обществе латиняне использовали фетиш. Вечный город. Рим.

Чтобы люди с разными культурными импринтами не перегрызли друг другу горло, в Римской империи была сформирована некая суперкультурная концепция. Концепция величия Рима. Ты мог молиться кому угодно (уж если совсем кому-то жуткому - в составе похоронного общества), говорить на каком угодно языке, считать хоть в двеннадцатиричной системе счисления - но до тех пор, пока в твоем сознании римские законы, римский сенат, римский император, римские легионы воспринимались как "моё" - ты был римлянином до мозга костей...

Римский фетиш, римская архетипика, римский Рим как репрезентация этой архетипики - хрень функциональная. Необходимая. Несмотря на колоссальные затраты (строительство, администрирование, военное дело) - это единственное, что делало империю империей. Как только Вечный Город перестал быть единственной силой в этом мире, а это произошло, когда появился Иисус Христос - так сразу связность и начала трещать по швам...

Давайте посмотри на другую империю - на Золотую Орду. При завоевании территории монголы вваливали пиздюлей очередным покоряемым и добивались от них капитуляции. Потом они садились с начальником (князем) покоренного народа и говорили - родной, не трясись так, все будет пучком. Вот таким пучком, и вот таким пучком, и вот таким...

Обычаи, и в значительной степени - законы покоренных земель монголами не затрагивались. Религии не затрагивались (при монголах Православная церковь была освобождена от податей). Зачастую те же самые люди оставались во главе бывших государств. Монголы просто собирали дань (деньги, товары), и обеспечивали функционирование доселе невиданных административных структур - почты (ямы), дорог (трактов), судов (впервые в истории Азии - формальных, на основе Яссы), внутренних органов (на основе территориальных формирований из местных при небольшом числе "гвардии" из своих).

Монголы не создали фетиша. И потому, несмотря на более совершенную общественную структуру, позволившую небольшому народцу консолидировать колоссальнейшую территорию - их империя распалась гораздо быстрее. Не из-за внешних или внутренних врагов, а просто по банальной математической причине. Она потеряла связность...

Давайте посмотрим, что происходило в средневековой Европе. Католичество распространялось, пока не распространилось. На территориях, подвергшихся распространению, католичество при поддержке местных элит (которым втюхали идею Рима) вступало в конфликт с местными религиозными, культурными и всякими иными обычаями. Общество весьма просто, быстро и закономерно сепарировалось на "знать" (тех, кто поддерживал католичество) и "чернь" (тех, кто не поддерживал или поддерживал недостаточно активно). Знать консолидировалась по критерию самодекларации фетиша, чернь фетишу сопротивлялась. Знать, пользуясь поддержкой католической церкви, вовсю подчиняла чернь. Любила, так сказать, ближнего...

Тут вот что интересно. Какая связь между процессами поляризации общества и войнами? А связь прямая. Чем более поляризуется общество, тем более необходимы войны. И вот почему. В процессе поляризации чернь, естественно, не хочет, а знать старается мочь. И если войн нет - мы имеем налицо гражданский конфликт. В перспективе - гражданскую войну. А если нормальные, конвенциональные войны есть - мы имеем возможность сублимировать гражданский конфликт в межгосударственный. Во время войны знать с каждой из сторон взаимно делегирует противнику функции "плохого полицейского", чтобы самой выступать в роли "хорошего"...

Конвенциональная война есть прививка от гражданской.

В конвенциональной войне победитель никогда не будет становиться на стороне угнетенных классов побежденной стороны. По одной простой причине. Дашь чужим пейзанам свободы - свои восстанут. По этой причине, как ни печально житие своих пейзан - любой военачальник изо всех сил будет пиздячить чужих. Свои посмотрят на этот процесс, и подумают - да ну его нахуй, такие приколы! Взаимные конфликты знати, выливающиеся в резню чужой черни, на всю жизнь вбивают своей черни в подкорку, что своя знать, какая она ни есть - все-таки своя, родная...

Иными словами, процесс поляризации общества неминуемо ведет к войнам с внешним противником. Ибо несмотря на смерть, разрушения и прочие вкусные плюшки, неминуемо и закономерно настигающие обе стороны - такая война позволяет консолидировать общество, которое ничем иным консолидировать уже невозможно...

Я достаточно понятно объяснил про "мировой терроризм"?

Мы уже смотрели на то, как распространение самой доброй религии на земле по территории Европы коррелировало с числом военных конфликтов. Религия, которая призывает подставлять другую щеку, и война, где главное врезать - и такая корреляция. Казалось бы - необъяснимо. Но как только мы начинаем рассматривать гипотезу, согласно которой Христос к так называемому христианству (точнее, к католической его версии) не имеет никакого отношения - все становится закономерно и естественно. Вплоть до деталей. И математически точно.

Но давайте отвлечемся на секунду от этого частного вывода (несмотря на его глобальный характер). Нас ведь интересует вопрос - каким образом изменяется количество критериев связности общества, верно? Что мы видим? А мы видим, что в процессе распространения католичества на различные народы общее количество верований на территории Европы - уменьшалось. И общее количество культурных особенностей, обычаев - уменьшалось. И общее количество языков на территории Европы - уменьшалось.

Знаете, как выглядит идеально окультуренная местность? Местность, которая идеально окультурена, выглядит, как залитая бетоном абсолютно ровная площадка. Плац для маршей и парадов... Вот такой вот плац и есть результат распространения одной консолидирующей идеи на большое число людей и квадратных километров...

Чем большее количество людей рассматривается в качестве одной консолидированной общественной формации, тем меньше количество критериев, по которым эта формация является связной. Я знаю, что вы уже догадались, но потерпите немного. Математика - самая веселая из наук. Если, конечно, вам нравится додумывать мысли до логического конца...

Давайте посмотрим на это дело немного с другой стороны. Вот у нас есть некие элиты. Во Франции, например, есть масса провинций. В рассматриваемый нами период эти провинции обладали собственными дворами, некоторые из которых боролись с короной за престол. А в Германии были свои. А была еще Испания, Италия... Как-то так получилось, ребята, что родственные и культурные связи никуда не делись. То есть, вроде бы и есть он - один бог на всех - а вроде бы и нет. Потому что вдруг так оказывается, что француз германцу вполне себе люпус эст, особенно когда герцоги дерутся. На бытовом уровне, вне наоса, а зачастую - и в наосе - как-то так не очень Христом отдает. Вот, вроде, и ладан - а для каждого он по-своему пахнет. В церкви мы (если католики) говорим на латыни. Кто не знает латыни - просто слушает бормотание, крестится и зыркает вокруг. А дома говорим на своем языке, верно? И вот этот вот свой язык, свое культурное окружение никуда не девается. Официально внедряемое сверху католическое единство вступает в противоречие с имеющимся внизу франко-итальяно-испано-британо-германским мироустройством...

Когда создавалась католическая церковь, произошло несколько фундаментальных вещей. Первая - официальным языком церкви была принята латынь. Как бы дело делалось еще в той Римской империи - и это было нормально и естественно. Когда создавалась церковь, она потянула за собой римскую архитектуру. Это естественно, наш бог - самый бог из всех богов, и ничто так его не славит, как самая архитектура изо всех архитектур. Величие католических соборов призвано напоминать прихожанам о величии Господа, служба на "божественном", но непонятном языке - о неисповедимости и величии путей господних, о таинстве замысла господня...

Но крестьянину-то все это пофиг. Он как не понимал этого, так и не понимает. Он может испытывать трепет, может преклоняться перед могуществом, может быть раздавлен чувством обреченности перед богом, тем более, что ничего кроме преклонения и подчинения церковь от него не требует... А элита? Герцог какой-то? Что с ним? А он тоже трепещет, преклонен, раздавлен и обречен, но он ведь не крестьянин, он хочет быть римским если не императором - то сенатором хотя бы...

Герцог не подписывался на то, чтобы быть половой тряпкой у Папы в прихожей...

Отличительная черта, консолидирующая католичество повсюду в мире - от Собора Святого Петра до последнего прихода на Маршалловых островах - католический язык и божественная миссия Папы - делали любого правителя земного тварью дрожащей. А правители земные быть тварью дрожащей ох как не любят...

Давайте отвлечемся от социальной психологии и немного вспомним физику. Предположим, что у нас есть большая плоская емкость (например, протвинь), и в этой емкости разлита вода всюду одинаковым слоем. А снизу емкость подогревается. Равномерно. Абсолютно равномерно. Разогретая вода будет пытаться подняться вверх, а холодная (которая наверху) будет стараться опуститься вниз. Очень похоже на нашу средневековую ситуацию, верно? Произойдет вот что. Где-то, в какой-то точке горячая вода найдет "дырочку" наверх. И устремится. И с определенной площади в эту дырочку начнет засасывать горячую воду - и все туда же, наверх. А по краям "дырочки" холодная вода начнет опускаться вниз. И когда будет опускаться, то обязательно, в силу трения жидкости (каковое трение хоть и очень мало, но нулю не равно), будет отсасывать холодную воду еще дальше вокруг "дырочки". И вот там дальше, когда слой холодной воды сверху истончится - появятся новые "дырочки наверх" для горячей воды.

Сформируется система конвекционных ячеек. Этих ячеек будет много, и число их будет зависеть от толщины слоя жидкости, от интенсивности нагрева. То есть - от свойств материала. Ну вот нельзя так греть жидкость, чтобы конвекционные ячейки - и не образовались...

Получается интересная картина. Получается, что в статистически вполне однородной среде (вода на протвине или католическая Европа) неминуемо возникают конвекционные ячейки, каковых ячеек много. Не одна ячейка, не один император и не один сенат - много императоров и много сенатов, много Римов... Знаете почему? Потому, что пейзане везде одинаковые, а вот герцог - это в точности тот объем воды, который подогревается...

И мытьем либо катаньем - но вода дырочку найдет.

А ведь Европа - это далеко не статистически однородная среда. По ландшафту, по географическим условиям - это очень даже разнородная среда. И по этническим группам - очень даже разнородная, даже и сейчас. И по культурным особенностям - далеко не плац с бетоном. И потому вполне естественный даже для статистически однородных сред процесс формирования "конвекционных ячеек" не просто шел, идет и идти будет - он хуярит во всю ивановскую, только успевай подогревать...

Потому и получается, что какую универсальную теорию не выдумывай - "не мир принес я вам, но меч"...

Рассматривая идею о связности общества, мы приходим к мысли о том, что чем большее число людей связны по критерию, тем слабее природа этой связи. Чем больше империя, тем проще и редуцирование объединяющая общество (делающая его связным) идея, тем слабее связность. Тем сильнее процессы, приводящие к формированию "конвекционных ячеек".

Процесс формирования конвекционных ячеек в средневековой Европе не мог не привести к формированию княжеств, герцогств, баронатов. Это понятно даже и ежу. Не менее важно то, что он не мог не привести и к реформаторскому движению. Это как бы тоже ясно. Мы уже иллюстрировали этот процесс, говоря об орденах в католичестве. Насколько силен этот процесс?

В Европе существует одна территория, которая нагляднейшим образом демонстрирует силу статистики и статистических процессов. Это самая пассионарная, еще и в недавнем прошлом, часть Европы. Это государство, в котором глава государства является одновременно религиозным лидером (кто там говорил о светской культуре европейсства?). Это государство, очень компактное и изолированное от остальной части. Речь идет о Британии.

Маленькая страна, которая обладает монополией на мобильность на всей своей территории, причем - уже полтысячи лет точно. Компактная. С сильной властью. Со стабильным заморским источником доходов (колонии, ныне - "Содружество"). И тем не менее до сих пор у короны остаются нерешенные вопросы с Шотландией и Ирландией, вплоть до комендантского часа в Белфасте.

Вот такие пироги.

У нас совершенно не понимают сути происходящих в Европе процессов. Потому, как только начинаешь приглядываться - волосы встают дыбом. Ибо в действительности все не так, как на самом деле...

Tags: О патрициях и галлюцинациях
Subscribe

  • Какой русский не любит рвать шаблоны...

    Мотособака. Гхм... Знаете, что это мне напоминает? Ага... Отсоси, Энакин Скайуокер! Тут, гхм.... Короче, интересно, будет ли событие…

  • Без темы

  • Синемафилическое

    Да. Я таки раздуплился посмотреть этот сериал, и посмотрел первые четыре серии. Подряд. Наверное, я сделал это зря, вот сейчас я начинаю понимать,…

promo bigdrum февраль 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments