bigdrum

Categories:

Мой комментарий к записи «Памятка о фантастике для зануд и чайников :)» от divov

На самом деле эклектика современного мира породила еще один "жанр" - фэнтезиастику. Это когда вокруг небывалого разворачивается невозможное, и наоборот. Примеров масса. Тот же "Телепорт" (фильм). Левитация - невозможное, битва олигофренов с суперлюдьми - небывалое. Причем что характерно, никакого добра и зла с обоих сторон уже нет - просто обе стороны хотят жить и жрать. :) Туда же улетают все "Люди Икс".

Мысль о том, что моральность есть непременное требование литературы, замечательно сформулированная Фейербахом ("писатели - совесть человечества"), к сожалению, стала чужда современности. Как классическая немецкая философия конденсировалась вокруг идеи Абсолюта, воплощенной через абсолютный порядок вещей (орднунг), так и моральность литературы выросла из данной философии. На этом месте должна быть цитата Канта про Вселенную и моральный закон. Оттого Шиллер, Гете, и все такое. В других культурных системах уже не так. Даже в "Божественной комедии" мы видим не столько моральность (хотя казалось бы, самое место, при описании чистилища), сколько свидетельство о наблюдаемом. Однако немецкая литературная школа (кстати, как и немецкая философия - породившая коммунизм) уступила место английской классической школе, в которой моральность не есть непременное условие, в силу присущей англосаксам главной темы (вместо Абсолюта у британцев Величие).

И вот с этим вот Величием случилась большая задница.

В современных произведениях, основанных на англо-американском эклектическом темплейте, моральность не есть действующее, не есть актор. Самая романтическая сказка (фантастическая), наверное - "Пятый элемент", где мы видим на протяжении всего произведения сплошную рубанину, одни победы главного героя, и все же в конце Величие Зла сокрушает Величие Земли, ничего не остается, и главный герой, деморализованный и практически сломленный, остается с коматозным "пятым элементом", не выполнившим своей функции. Это - логическое развитие Действия, и это Действие приводит к Краху. И тогда, уже сломавшись, он отдается "последнему чувству", и это чувство чудесным образом всех спасает, повергая Зло. Вроде бы здесь есть мораль, но на самом деле это не так. Потому что чувство это не эволюционировало на протяжении произведения, весь фильм не о чувстве - он о другом. Он о Действии. А в немецкой традиции мы бы видели именно эволюцию чувства.

В этом смысле современная фантастика, как кино-, так и книжная, в большинстве случаев пуста, уныла и стерильна. Нет Чувства, которое порождает Мораль, оттого нет Совести как фактора, как действующей силы.

Потому современная фантастика крайне редко радует. Возможно, Дэн Симмонс, вот первый сезон "Видоизмененного углерода" был прекрасен, но второй все убил... Короче. Если фантастика - это о людях, то фэнтезиастика - это о том, как небывалое лажает, и ему требуется невозможное, либо наоборот, и все это с совершенно циничным мордобоем и смертоубийством... :)

Лучше всего видна моральность фэнтезиастики в замечательном фрагменте из фильма "Догма":

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded