
Предыдущее: 1, 2, 3, 4, 5.
Отлично.

В прошлой части мы с вами познакомились с основами продаж в том объеме, который позволил нам провести параллели между различными проявлениями одной и той же психологической деятельности человека - между стереотипами покупателя и майданами. Наша парадигма ясна, и нам требуется всего лишь дополнить картину несколькими мазками, чтобы увидеть всю концептуальную красоту, с птичьего, так сказать, полета.
И сегодня мы поговорим про социальные сети, ребята.

Социальных сетей много. Что с ними не так?
Смотрите. Мы с вами рассматривали стратегию торговли, схему торговых отношений между продажником и покупателем в общем. Так, как она рассматривается в "Магии маркетинга". Однако в той же "Магии" вводится понятие "целевой группы". То есть в качестве покупателей мы рассматриваем не все население страны, или штата - а ту его часть, которая наиболее вероятно нам подходит. Если вы продаете корм для крокодилов - вряд ли вас интересуют кошатники. Сечете? То есть, можно говорить о том, что в рамках общей стратегии продаж, и в рамках реализации этой стратегии, население делится на наших покупателей, ненаших покупателей и непокупателей для нашего товара. Такой подход делает продажи товар-специфичными, и при сохранении общей стратегии позволяет сосредоточиться в правильном месте. В рыбном. В баблоносном.
Иными словами, "целевая группа" - это маркетинговый метод, который позволяет оптимизировать деятельность продажника, и максимизировать получение прибыли в единицу времени, в то же время работая полностью в рамках общей стратегии.
В той же "Магии" дается рекомендация, и если мне память еще окончательно не отшибло, там целая глава посвящена тому, что нужно посещать профильные выставки, клубы, интересоваться обществами любителей и так далее - то есть, речь идет о том, что люди с определенными интересами кучкуются, и если определенные интересы являются положительным признаком для продаж вашего товара - вам нужно идти туда.
Еще раз. Общие методы работают независимо от товара. Схемы и стереотипы работают независимо от товара. Однако в конкретике вам требуется учитывать специфику вашего товара. И вот учет этой специфики происходит в маркетинге через понятие "целевой группы" и через ряд приемов, методов и стратегий. Причем прошу заметить, что все эти стратегии - они тоже универсальны, однако будучи зависимы от конкретного товара - они по-разному воплощаются в конкретных приложениях.
Например, вы не можете продавать пиццу с доставкой по обычной (бумажной) почте, но никто не мешает использовать директ маркетинг в Интернете - что собственно, сегодня и происходит...
Теперь, после того, как мы немного разобрались с целевой группой, и поняли, что это товар-специфическая такая штуковина, мы можем переходить к продажам ржавых холодильников всем без исключения. Антикварам мы будем продавать их как старинные предметы. Старьевщикам - как источник запчастей и способ провести время. Цветоводам - как ящики для сохранения рассады холодными ночами. Дизайнерам интерьеров - как элемент декора.
Вы поняли шутку юмора?
Каждая целевая группа обладает своими специфическими представлениями и желаниями. И чтобы продать товар в рамках целевой группы, мы стараемся описать выгодные, с ее точки зрения, качества нашего товара в системе понятий этой целевой группы. Ржавые холодильники у нас одни и те же - но мы по-разному их подаем, под разными углами рекламируем, понимаете?
Бесполезно продавать дизайнеру ящик для рассады, или антиквару источник запчастей. Однако, отпозиционировав товар в рамках целевой группы - мы можем уже рассчитывать на определенный оборот.
Каждая целевая группа покупает товар по одной общей внутри нее причине, и одни целевые группы наш товар покупают, а другие не покупают.
Теперь смотрим на социальные сети. Каждая социальная сеть предполагает определенный стиль общения. К примеру, мой журнал невозможно перевести в твиты. Его невозможно адекватно перенести, например, в фейсбук. Он мог бы влезть в Хабр, но там сильно акцентированная аудитория. А вот а ЖЖ-шечке мне самое то. Лампово и уютно.

И точно так же, точно такие же соображения относятся к любому пользователю соцсетей.
С точки зрения маркетинга каждая социальная сеть является золотым дном. Почему? Потому что в рамках каждой соцсети у нас собираются люди с общими признаками, которые превращают их в одну целевую группу. И если мы отпозиционируем наш товар так, как я показал на примере с ржавыми холодильниками - вуаля!
Соцсети - это естественный механизм формирования готовых целевых групп, ребята.
Каждая социальная сеть, в силу особенностей реализации и политики администрации, формирует свой единый уникальный стиль общения. И здесь у нас работает сразу несколько факторов, невидимых для обывателя, но бесценных для маркетолога.
1. В соцсетях человек ведет себя естественно, он раскрывается. А если он раскрывается - он становится беззащитным. Он - легкая добыча.
2. Соцсети - дело добровольное. То есть, если кто-то почувствует, что в Фейсбуке ему лучше, чем в ЖЖ - он переходит туда. И наоборот. А это значит, что у нас уже на первой итерации возникает эффект стандартизации.
Подобно тому, как продажи по единой схеме всеми продажниками научают потребителя совершать покупки одинаковым образом, подобно тому и добровольность и разнообразие соцсетей формируют у нас некоторое количество сообществ людей, в рамках одной соцсети абсолютно стандартно себя ведущих.
Однако это только первая итерация. Потому что, причем достаточно быстро, вступает в силу и вторая итерация.
Дело в том, что общение в соцсетях с одной стороны, более интенсивно, а с другой - в силу добровольности - более комфортно, чем общение в реале. Мы говорим в том формате, который нам больше по душе, на те темы, которые нас интересуют, да еще и с людьми, которые соблюдают тот стиль общения, который нам имманентен. Если сравнить общение в реале и общение в соцсетях - здесь лучше, здесь приятнее, здесь свободнее и здесь интереснее. Соответственно, в рамках жизни в соцсети человек как бы "глубже дышит", получает гораздо больше гораздо более чистого "эмоционального воздуха".
Соцсети затягивают - и затягивают совершенно объективно и закономерно, вот этой вот возможностью общаться по интересам с интересными людьми, в очень комфортном формате.
Вот я не верю, что меня читают те, кому это не интересно, понимаете? Те, кому не интересно - они просто перестают меня читать. Они исчезают из моей сетевой жизни. В реале так не бывает - а тут пожалуйста. С точки зрения коммуникации, соцсеть - это самое лучшее, самое комфортное, самое райское место из возможных.
Я вас подвожу к той мысли, что участие в соцсети, в силу эмоциональной наполненности процесса, уже побуждает эмоцию, уже создает радость, и в рамках рассмотренных нами в прошлых частях вопросов, с точки зрения маркетинга является комплиментом.
Итак, мы можем сформировать пункт третий.
3. Соцсети - это мощнейший комплимент для эмоциональной сферы человека, и будучи комплиментом, они обладают побуждающим эффектом.
Давайте про побуждение к действию.
Флешмо́б[К 1] (произносится флэшмоб; от англ. flash mob[К 2], дословно — мгновенная толпа [flash — миг, мгновение, mob — толпа][К 3]) — заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия (сценарий) и затем расходится. Флешмоб является разновидностью смартмоба. Сбор участников флешмоба осуществляется при помощи электронных средств связи (в основном это Интернет).
Добавлять что-нибудь надо?
Давайте посмотрим на вот эту вот моду на селфи. Мода на селфи появилась тогда, когда в рамках соцсетей появилась возможность выкладывать фотки. Сперва выкладывали просто котиков/песиков, а затем пошли постановочные фото.
Каждый год люди падают со скал, с балконов, с крыш, с мостов - потому что хотят сделать "красивое селфи". Оно тупое, оно офисное чмо из большого города - нет, оно лезет на скалу в шлепанцах, чтобы сфоткаться, типа какое оно крутое и классное...
Сука, где инстинкт самосохранения??????
Думаете, оно полезет, если отобрать у него фотоаппарат и/или мобильный? Хер оно полезет. Еще и отбиваться будет, потому что страшно. Потому что без фотоаппарата или мобильного отсутствует возможность выложить в Интернет, то есть - не работает механизм, сценарий, который заканчивается комплиментом. Разбиться можно, удовольствие получить - нельзя. Потому инстинкт самосохранения работает, ну по крайней мере лучше, чем в нормальной жизни, и по крайней мере, местами. Хотя бы некоторыми.
Но упаси господи дать ему палку с камерой - это ж Бэтмен глаза зажмурит от ужаса, что оно начнет творить...
Когда человек делает селфи для соцсети, он бессознательно находится не в реале - он находится в Интернете, в своем аккаунте. У него неправильная оценка реальности окружающей, загрубленная, и в то же время он находится под воздействием чудовищной силы эмоции. Той эмоции, которая сгенерирована соцсетью, и которая - в виде комплимента - будет получена от всяких лайков, когда он свое тупое никому не нужное действие в реале совершит.
Такова сила побуждения, что люди перестают чувствовать страх смерти, а надо бы...
Там, где есть побуждение - там есть продажи. Это аксиома. И здесь мы тут же вспоминаем об анбоксинге. То есть, заходите вы на сайт какой-нибудь компании, а там и написано - "опубликуйте в сети анбоксинг нашего товара, пришлите ссылку с номером чека, и будете участвовать в конкурсе на бесполезную дешевую херню, которая вам нафиг не нужна, а нам влом ее утилизировать".
И шо? Думаете, не работает? :)
На самом деле, глядя на окружающий мир и населяющих его людей, я, человек, заставший мир времен Холодной войны, и мир без Интернета, и первые шаги Сети в этом мире - ужасаюсь. У людей современных наблюдается конкретный разрыв отношений с реальностью. Психологически они постоянно где-то там, но почти никогда не здесь. На самом деле происходит качественное перерождение человека.
Во времена Холодной войны опасность была реальной. Люди ее воспринимали, как реальную. И потому действовали с оглядкой. Сегодня, если мы посмотрим на политическую жизнь США, как наиболее яркий пример, мы увидим, что люди совершенно не думают о последствиях. У них отсутствует осмотрительность, они сами себе что-то выдумывают, и сами потом в это верят. Есть у человека поведение имманентное, и есть демонстративное. Имманентное, это когда стоит миска с супом, и лежит ложка. И ты берешь ложку, и начинаешь есть. А демонстративное - это когда ты берешь ложку, высоко поднимаешь ее, кричишь - "смотрите, я взял ложку, как вы думаете, что я с ней буду делать?".
В жопу ты ее засовывать будешь, нет, не угадал?

Так вот, политика США в последние годы - это одно сплошное "не угадал" с моей стороны.
Сочетание перечисленных факторов делает соцсети мощнейшим инструментом маркетинговой деятельности. То есть - деятельности, устроенной по правилам и принципам маркетинга. И возвращаясь к нашей теме, я хочу задать очень простой вопрос.
Если мы, в рамках нашей парадигмы, увидели связь между маркетингом и майданами - так стоит ли удивляться, что в каждой "революции" с поразительной предсказуемостью у нас фигурируют соцсети, и имеет место сетевая активность?

.
Journal information