bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Тайны советского кино



Набредя на канал Ютуба, посвященный старым советским фильмам, обнаружил удивительную вещь. Оказывается, в СССР было достаточно немного односерийных фильмов. Нет, конечно, все начиналось с "Веселых ребят" и иже с ними, однако с приходом телевидения односерийные картины, которые должны были втиснуться в киносеанс, начали щедро разбавляться многосерийными - от двух серий и до восьми.

И вот в этом, как мне кажется, кроется одна небольшая технологическая тайна.

Если вы снимаете односерийный фильм, то есть не более, чем на полтора часа экранного времени, то изначально, вы выберете то произведение и тот сценарий, который можно втиснуть в этот период. Отсюда у нас получается практически автоматически линейный сюжет, с минимумом детализации, вы будете использовать компактные яркие образы вместо спокойных "долгих" планов. Вы выберете простые характеры героев, потому что сложные характеры перетянут картину на себя, и получится лажа.

Однако если вы снимаете многосерийную ленту, перед вами стоит уже совершенно иная задача - а именно удержать зрителя у экранов. И потому вы можете снизить интенсивность визуальной и событийной компоненты, сделать фильм более долгим, более плавным, более спокойным. Это в западной традиции каждая серия сериала должна быть законченным сюжетом, в советских многосерийках сюжетные линии редко начинаются и заканчиваются в пределах одной серии. А это означает, что можно брать более сложные сюжеты, с несколькими линиями, что положительно влияет на удобство просмотра. Потому что зрителю не скучно. Вы можете выбирать более сложные характеры, можете давать актеру раскрыться не путем экспрессии, а путем глубокой импрессии и сопереживания зрителя. И поскольку зритель сопереживает, и поскольку сюжет незавершен в пределах серии - постольку возникает особенное сродство зрителю героя, и это дает актеру массу дополнительных возможностей.

Из современных фильмов, с моей точки зрения, хорошим примером подобной работы может служить сериал "Метод". Однако поскольку он задумывался как сериал, а не как многосерийный фильм, и главный сюжет в каждой серии был один - очередной маньяк, а вторая и третья сюжетные линии в силу этого отходили на второй план, получилось менее сильно. Но все равно - и Меглин, и Есеня вызывают у зрителя сопереживание, и внутренняя эволюция героев на экране выглядит интересно и увлекательно. Примерно так же сделан сериал "Менталист". "Числа" отвратителен с этой точки зрения, там никакой эволюции, сплошная экспрессия. Но в "Менталисте" уже есть элементы импрессии, а в "Методе" импрессия героев очень близка той, что мы можем встретить в старых советских фильмах.

Переход от экспрессии к импрессии качественно меняет игру актеров, и качественно меняет характер картины. И здесь получается, что микс, синкретика, когда эпизодические герои экспрессивны, а главные - импрессивны - оно портит восприятие. Лучше всего, когда ВСЕ герои импрессивны - в этом случае возникает максимальная глубина проработки образа, и даже эпизодические роли, такие например, как Лестрейд в "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона" - несмотря на крайнюю сценарную бедность, чисто из-за глубины восприятия зрителя, становятся яркими и глубокими. Однако игра от импрессии - она требует экранного времени...

Иными словами, игра от импрессии, даже в коротких односерийках типа "Здравствуйте, я ваша тетя", порожденная привычкой и требованием глубокой проработки художественного образа героя при отказе от чрезмерной экспрессии как художественного метода, при работе в односерийном фильме все-таки дает результат, цепляет зрителя. К примеру, в "Тете" настоящая тетя появляется в кадре буквально на фигню времени, и практически ничего не делает - но оставляет после себя яркое и незабываемое впечатление...

Таким образом, с моей точки зрения, хороший современный кинематограф будет тогда, когда, при условии работы над многосерийнными картинами, будет введено требование импрессивной игры, и когда актеры приучатся работать с минимальной экспрессией. К примеру, в сериале "Пелагия и белый бульдог" у актеров была такая возможность, и некоторые из актеров продемонстрировали блестящую импрессивную игру, однако излишне экспрессивный образ Пелагии, как и излишне экпрессивный образ помещицы, смазали картину (я досмотреть не смог). Хотя - повторяю - общее решение сериала было прекрасным, картина была атмосферной, но нестыковка импрессии и экспрессии оказалась для меня как для зрителя фатальной...

Вот такие вот мысли у меня под вечер возникли...

УПД. И кстати, вот в этом и причина слабости отечественной (советской) фантастики. Все, что снималось в односерийном формате, выходило слишком уж для фанатов, поскольку с экспрессивной игрой никто не работал, а односерийный формат не позволял. Зато в формате от двух серий порой получались чистые шедевры - достаточно вспомнить "Кин-Дза-Дза", например... Просто потому, что актеры могли играть импрессивно, то есть - привычно и хорошо. Давая характер, а не экспрессию...

И кстати, если говорить об экспрессии - так вот, в современном кинематографе, к сожалению, экспрессивно получается играть только в очень плохих фильмах. К примеру, украинское патриотическое кино с точки зрения экспрессии аж вопиет, и актеры выглядят чертовски неплохо, и вопрос почему? А потому наверное, что разумный человек не будет в этом сниматься, ему культура внутренняя не позволит, и когда очевидный даун играет очевидного дауна, который патетически гонит какую-нибудь дебильную речугу - это выглядит органично на все сто...

:)

УПД2. И раз уж мы заговорили об отечественной фантастике современной, я хочу привести пример идеальной, с моей точки зрения, игры. Причем прошу заметить, что игра исключительно импрессивна. Прошу любить и жаловать, лучшее фантастическое кино постсоветского периода, "Отдай мою посадочную ногу":




.
Tags: Мысли дилетанта, Неоднозначное, О вкусах не спорят, Се ля ви...
Subscribe

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments