bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Нежданчик



В будущем Россия может использовать «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» для поставок голубого и бирюзового водорода в Европу, а также построить для этих целей «Северный поток – 3». Такое мнение высказал заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов.

В пользу этого говорят планы ЕС на долгосрочную перспективу. Европа строит планы к 2050 году полностью перейти на зеленый водород. Однако сделать она это не сможет, поэтому ей придется покупать у России голубой и бирюзовый водород, считает эксперт.


Собственно говоря, во всем этом меня заинтересовало только вот это:

«Украинская труба из-за ее состояния точно не сможет быть использована для транспортировки водорода, российские более современные трубы, вероятно, потребуют более высокого давления, при этом потери при прокачке будут существенно выше потерь при прокачке метана (газа). Предпочтительным способом трубопроводной передачи водорода будет все же строительство специального трубопровода с новыми армирующими покрытиями, препятствующими потерям газа при транспортировке», – считает Максим Худалов, старший директор – руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА.

Вопрос - почему? Ответ очень прост. При одинаковом давлении и температуре в одинаковом объеме газа содержится одинаковое число молекул.

Если мы посмотрим на состав природного газа, то увидим, что в него входят нециклические углеводороды с довольно большой молярной массой. Самый легкий из них - метан (CH4). Такая молекула при сгорании образует одну молекулу углекислоты, и две - воды. Эквивалентная ей молекула водорода при сгорании образует всего лишь одну молекулу воды. Таким образом, при одинаковом давлении и температуре одинаковый объем метана позволяет получить в два с лишним раза больше тепла, чем в случае "чистого" водорода. А значит, производительность трубы для перекачки водорода должна быть, грубо говоря, в три раза выше.

Однако это для метана. В состав же природного газа входят и другие углеводороды - этан, пропан, бутан и некоторые другие. У них еще более тяжелые молекулы, и следовательно, объеме переносимой энергии у них выше, что дает еще более существенную разницу между газопроводом для природного газа, и для водорода.

Да, движение газа в трубе зависит не только от давления, но еще и от сопротивления газа. И чем легче молекулы, тем свободнее они перемещаются в потоке, тем меньше газ тормозится. Однако соотношение переносимой теплоты к затратам на преодоление сопротивление все же говорит в пользу природного газа.

Я не знаю, о чем думают европейские энергетики, рассчитывающие использовать старую газораспределительную сеть для работы с водородом. Очевидно же, что потребитель играется от теплоты, получаемой при сгорании газа, ему нужна тепловая энергия, а значит, заменив природный газ на водород в европейской ГТС, мы получим чудовищный энергетический голод повсюду в Европе. У меня есть только одно объяснение таким "наполеоновским" планам - развитие альтернативной энергетики. Использование солнечных батарей в индивидуальном хозяйстве позволяет получить часть энергии, и часть энергии может давать водородопровод - но это только для частных потребителей. С другой стороны, современное оборудование, например котельные, рассчитаны на одну теплоту сгорания газа. И даже природный газ из другого месторождения может не подойти. Более того, в Европе смешивают российский газ с арабским, получая смесь нужных свойств. Естественно, заменив "с кондачка" природный газ на водород, всю эту машинерию придется списать в утиль... Потому, очевидно, планируется некий переходный период, с проведением НИОКР.

Помимо всего прочего, можно ожидать, что в случае применения водорода в Европе будет произведен переход с тепловых электростанций на станции на основе топливных элементов, работающих на водороде и атмосферном кислороде. Это уже вполне современная технология, и она дает высокий КПД. 60-80% - это значит, что меньшим теплом мы получаем большую электрогенерацию. Это может улучшить показатели водородной экономики, и очевидно, это учитывается в проектах.

Существующие проблемы утечки водорода из-за его высокой проницающей способности (даже сквозь металл он ощутимо диффундирует), а также изменения прочностных характеристик металлоконструкций при их насыщении водородом (делегирование стали), очевидно, планируется решать какими-то еще методами...

Однако, в общем, я согласен - оборудование газопровода "Дружба" не годится для работы с водородом, и тем более, в случае перехода Европы на водород он не сможет поставить необходимое количество единиц теплоты.

.
Tags: Мысли дилетанта, Се ля ви...
Subscribe

  • Опять двадцать пять...

    Вот только вот тут вот у нас была такая дискуссия. Мысль о влиянии белка на тробмозы я подумал самостоятельно, и она мне понравилась. Следует…

  • Немного бреда на ночь глядя

    Оксфордский университет опубликовал исследование, согласно которому опасность возникновения тромбоза воротной вены от вакцин Pfizer и Moderna в…

  • Охренеть!

    Прям проморолик "Слуги народа". "Математик" - Арахамия, "Рокер" - это который на самокате катался, "Стерва" - там у нас вообще широкий…

promo bigdrum февраль 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Опять двадцать пять...

    Вот только вот тут вот у нас была такая дискуссия. Мысль о влиянии белка на тробмозы я подумал самостоятельно, и она мне понравилась. Следует…

  • Немного бреда на ночь глядя

    Оксфордский университет опубликовал исследование, согласно которому опасность возникновения тромбоза воротной вены от вакцин Pfizer и Moderna в…

  • Охренеть!

    Прям проморолик "Слуги народа". "Математик" - Арахамия, "Рокер" - это который на самокате катался, "Стерва" - там у нас вообще широкий…