
Предыдущие части: 1, 2.
Продолжим потихоньку...
Итак, мы с вами знаем из предыдущей части (со ссылкой на очень интересные книжки, и на современные научные представления), что гормональная и нейронная активность человека взаимосвязаны, и что в этой вот связи у нас происходит психическая деятельность, и составной частью этой деятельности являются эмоции. А также мы знаем, что эмоции тотальны и универсальны, то есть - чувство наслаждения при сексе и чувство наслаждения при решении математической задачи имеют одну и ту же природу.
И здесь наш взгляд сам собой направляется на Зигмунда Фрейда с его концепцией либидо... :)
Прежде всего, давайте поговорим о вкладе этого интересного человека и великого ученого в науку.
Попытки лечения душевных заболеваний имеют многовековую природу. Концепции душевного здоровья развивались, совершенствовались, и видит Бог - рано или поздно человечество создало бы нечто, что мы сейчас знаем под психологией, психиатрией и так далее. Отличительная черта науки заключается в том, что ее прогресс определяется не талантами отдельных людей, а потребностями общества и объективным характером окружающего мира. Так, неэвклидовой геометрией занимался еще Омар Хайям, но только во времена Лобачевского она стала отдельной областью науки, и только при Альберте Эйнштейне нашла свое применение в теории относительности. Так вот, с комплексом наук о психике человека все точно так же. Не Фрейд - так другой. Время пришло. К тому же во времена Фрейда прогресс был огромный, наступление шло по всему фронту, и наступление довольно успешное. Фрейд просто выковырял из земли тот булыжник, которого так не хватало для фундамента настоящей, современной науки о душевном здоровье.
Каковы два самых главных результата деятельности Фрейда?
Первый - работа "О толковании сновидений". В то время между низшими проявлениями психической деятельности (рефлексами) и высшими проявлениями (мышлением и поведением) зияла огромная пропасть. И пропасть эта отличалась качественным различием в исследуемых явлениях. Если рефлексы с точки зрения атеистической науки как бы были понятными и естественными, то проявления сознания, разума - оставались необъяснимыми, ибо апеллировали к субъекту (а наука объективна и в силу научного метода имени Рене Декарта оперирует объективным) и к свободе воли - понятиям априори ненаучным, ибо требование воспроизводимости и повторяемости в сфере деятельности разума как качественного явления невыполнимо по определению.
К слову сказать, что такое "разум" - наука не знает до сих пор, ибо то, что мы имеем в сфере работ по ИИ - всего лишь попытки из говна и палок соорудить нечто похожее. Ну примерно, как карго-самолеты изображают реальные лайнеры...
Так вот. В работе "Толкование сновидений" Фрейд предположил объективную природу сновидений как психического феномена. А значит - возможность исследования высших функций сознания научными методами. Поскольку сновидения происходят в бессознательном состоянии, и следовательно, субъект и свобода воли в это время отсутствуют (спят) - появилась возможность применения научного метода, которым ученые владели, вместо изобретения какого-то еще метода, которого у ученых не было (и нет до сих пор).
Рассматривая сновидения как феномен, подлежащий исследованию, Фрейд протоптал тропинку от физиологии к психологии, преодолел ту самую пропасть, перед которой замерла мировая наука.
Поскольку в сновидениях человек оперирует (или оперируем - тут до конца не ясно) теми же категориями, которые составляют его жизнь сознания в состоянии бодрствования, возникла возможность посмотреть на сознание человека "с изнанки", увидеть, как оно устроено. Подглядеть, что с чем связано и что на что влияет. До Фрейда такой возможности не было, благодаря Фрейду такая возможность появилась.
Следует сказать, что предмет исследования психоанализа - сознание человека - так и остался субъектным и "свободовольным", и не мог быть исследован (и крайне сложно исследуется сегодня) напрямую. Пропасть сохранилась. Однако, получив благодаря снам возможность работать с "кусочками" сознания, уже не несущими на себе фактор субъектности, Фрейд допустил, и более сотни лет развития психологии как бы практически подтвердили его допущение, возможность объективного исследования механики процессов, лежащих в основе сознания, мышления, разума, воли и всех этих прочих ранее магических и мистических штучек...
Когда коммунисты в СССР ругали психоанализ - достаточно вспомнить историю Зощенко, вокруг книги "Перед восходом солнца" - то не подозревали, что ругают на самом деле материалиста из материалистов, человека, который отобрал у божьего творения ореол святости и положил его на анатомический стол...

Разница между Базаровым и Фрейдом заключается исключительно в том, что человек для науки интереснее, чем лягушка.
Кстати, в приложении к Фрейду совершенно иначе начинает восприниматься фраза "чем черт не шутит, когда Бог спит". И ведь действительно - если воля и разум относятся к субъектным (мистическим, божественным) сущностям, то вот бессознательное, как автомат психической деятельности - это уже от зверя. :)
Для того, чтобы протоптать эту чудесную тропинку через непреодолимую, казалось бы, пропасть, Фрейд разработал аналитический метод. Суть аналитического метода заключается в том, что постулируется протекание жизни сознания, разумной деятельности человека, в соответствии с определенными объективно присущими человеческой психике процессами. Таким образом, сновидения например, не являются "прямым текстом". Их нельзя брать и использовать как прямое свидетельство, прямой психический материал. Однако, в соответствии с аналитическим методом, они представляют из себя определенный психологический процесс (объективный), несущий информацию о породивших его причинах (проблемах, болезнях, импринтах и так далее). И психоанализ заключается не в том, что "со мной говорил ангел", а в том, что существует определенная динамика психической деятельности, и этот самый ангел, если с ним разобраться, может оказаться, к примеру, симптомом конкретной психологической травмы, или - последствием сильного эмоционального переживания.
Аналитический метод - великое изобретение, имевшее ранее и имеющее и сегодня великое значение.
Вторым существенным вкладом Фрейда в науку, вкладом фундаментальным, является ранее упоминавшаяся работа "Психопатология обыденной жизни", в которой Фрейд показал, что то самое бессознательное, которое проявлено в сновидениях, и которое, при использовании аналитического метода, является вполне предметом научного интереса и исследование которого дает результаты - оно и в состоянии бодрствования прекрасно себе проявляется. Именно в этой работе Фрейд показал, что бессознательное не есть продукт деятельности человека во сне или в состоянии болезни, но есть универсум психической деятельности, просто когда мы спим - этот универсум обнажен, а когда мы бодрствуем - к нему добавляется еще наш "разум", о котором науке пока ничего не известно, ибо сие есть мистика, мракобесие и исключительно уникальный по своим проявлениям феномен.

Такие дела.
Теперь возвращаемся к концепции "либидо", которую широкая публика ошибочно считает сутью психоанализа. Ребята, а знает ли широкая публика, сколько вообще есть психоаналитических школ? Их три. Британская, французская и американская. И они друг от друга отличаются, причем существенно. А сколько существует видов психоанализа? А вот посмотрите - причем это только так, по верхам... К примеру, сюда не входит экзистенциальный психоанализ, который сегодня более, чем востребован.
Рекомендую замечательную книгу "Человек в поисках смысла" Франкла.
Концепция "либодо" как единственной сущности присуща только Фрейду, и к тому есть несколько важных причин.
Первая. Понимаете, психология - это очень интересная такая область деятельности. Пока не припрет, нормальный человек психологией заниматься не сможет. Ибо грань, отделяющая сознательное от бессознательного, у нормального человека прочна. Практически все психологи, которые оставили существенный след в науке - у них у каждого были какие-то проблемы, иногда очень серьезные. Так, Карл Густав Юнг страдал легкой формой шизофрении, а у Зигмунда Фрейда был сексуальный невроз. То есть - наличие сексуального невроза определенно влияет на область интересов, не так ли? То есть, первой причиной сфокусированности Фрейда на либидо как раз и является личная проблематика.
Здоровый человек может быть прекрасным физиологом, но для занятий психологией требуются расширенные операторные возможности, а их дает только индивидуальная проблематика и ее преодоление.
Вторая. Девятнадцатый век, век феминизма и раскрепощения, бурных социальных преобразований и технического прогресса, век больших надежд и восторга. Истерии, неврастения и мистика. Иррациональная вера в науку и столь же иррациональное увлечение иррациональным. Оживление трупов электрическим током, и пересаживание желез от обезьян к человеку. Век взрыва сексуальности. Вспомните Перестройку и 90-е - даже сегодняшние времена по сравнению с теми выглядят пуританскими. Несублимированная сексуальность в эпоху перемен естественна, и Фрейд жил как раз в такое время.
Фрейд был обречен исследовать несублимированную сексуальность, ибо именно она давала в то время наибольшее количество патологических проявлений.
Я вам зачем это рассказываю? Я вам это рассказываю потому, чтобы вы поняли с одной стороны, что психоанализ - это не сексуальное расстройство рассудка, а метод работы. А с другой, поскольку у нас данный цикл был инициирован делом "историка и правозащитника" Дмитриева, мы все-таки будем говорить именно о сексуальности. В определенной степени, с привлечением аналитического метода. :)
Два момента. Установление Симоновым универсальности эмоций как регуляторного фактора человеческой психики, из которого, в частности, следует возможность рассмотрения "либидо" по Фрейду в качестве источника человеческой эмоциональности вообще (что было раньше - курица или яйцо?), и продуктивность работ и идей Фрейда в их исторической перспективе, о примерах каковой продуктивности мы неоднократно писали, говоря о рекламе и PR-технологиях, позволяют говорить о том, что в определенном смысле тезис о "либидо" и его роли в психике человека был гениальной интуицией старика Зигфрида. Просто вот этот вот тезис - он реализуется несколько не в лоб, несколько не прямо, он чаше всего бывает опосредованным.
Еще раз. Тезис о том. что либидо реализуется опосредованно - это центральный тезис нашего с вами исследования, понимаете?

Далее мы как раз и будем заниматься этим самым опосредованием, в том числе патологическим его формам, такие дела.

.
Journal information