bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Prototype this по-русски - выпуск седьмой. О морозе и территориальной целостности.

Существует такое понятие - территориальная целостность. То есть, сохранение места, очертаний и общей площади государства. Несмотря на. И без оглядки на. В странах бывшего СССР непосредственными вопросами территориальной целостности, помимо армии, которая вообще в каждой трубе крантик, этим занимается такая замечательная организация, как пограничная служба, органически входящая в состав страшного КГБ СССР.

Ребят, КГБ у нас даже атомные проекты курировал - а уж вопрос территориальной целостности ему сам бег велел блюсти и бдить.

Так вот. Каждый год береговая линия севера континентальной части РФ отступает на некоторое расстояние. Каждый, кто знает историю Земли Санникова, книгу читал, или кто смотрел одноименный фильм - все недоумевали, как такое может произойти? Как может исчезнуть остров, особенно в зоне с низкой вулканической деятельностью?

Может.

Потому что под слоем почвы на севере вечная мерзлота. Которая очень хорошо размывается водами Северного Ледовитого океана... Всего через пару сотен тыщ лет территория Российской Федерации сократится до размеров МКАД, и вовсе не факт - что территориально это совпадет с тем, о чем вы подумали :)

Шутка.

Посему вопрос о размытии северной оконечности Евразии - вопрос отнюдь не теоретический. Однако помимо достаточно смутных опасений за территорию, мы должны рассматривать и более прагматичные аспекты этой проблемы.

Аспект первый. Навигация. Навигация по Севморпути - большая проблема. Там всего два (если мне память не изменяет) незамерзающих порта. Все остальное перекрывается зимой льдами нахрен, и хорошо бы это были просто льды! А льды-то непростые, поскольку размытие береговой линии приводит к выносу грунта и распределению его по дну моря, то есть - море мелеет. А в мелком водоеме, как известно, при прочих равных высота волны больше, чем в глубоком. То есть волна морская, каковая и так не сахар - в северных морях вообще нечто особенного. И в период замерзания моря она лед ломает, торосит, и ледовое покрытие у нас получается - не стадион "Зенит", а непроходимый для ледоколов зарубежного производства пейзаж.

К тому же - толстый лед хуже тает, то есть с наступлением лета море на севере очищается ото льда с большим трудом и очень поздно. Не проехать - не пройти.

Размывание берега приводит к обмелению моря и ухудшению ледовой обстановки.

Аспект второй. Иная хозяйственная деятельность. Всем известно, что по морю можно не только в круиз, но еще и нефть из него качать. Так, как делают бравые скандинавы. Но вот беда - скандинавы это делают в Северном море, где крутая атлантическая волна, разогнавшись от берегов самой Калифорнии, да еще и подогретая Гольфстримом - бушует так, что не только лед не образуется, но еще и приплывший из Баренцева моря - быстро разбивается в пыль... Посему стоят в том Северном море скандинавские нефтевышки, и хитрые скандинавы денюшку Газпрому не платят, а также услугами украинской ГТС не пользуются. Ишь, чего удумали, нехристи!

Нефтедобыча с обычных нефтевышек на Севере невозможна или затреднена из-за тяжелой ледовой обстановки.

Аспект третий. Инфраструктурное развитие Севера. Поскольку летом верхний слой вечной мерзлоты подтаивает, строительство более-менее серьезных инфраструктурных объектов затруднено. Взлетные полосы аэродромов, железные дороги, дома и цеха предприятий могут просто проваливаться под землю. Чтобы противодействовать такому проваливанию, на самой высотной в мире железной дороге - в Китае - используется принудительное замораживание грунта под полотном.

Зависимость несущих свойств вечной мерзлоты в температурном диапазоне Крайнего Севера не позволяет в обычное строительство...

Выводы - вечную мерзлоту нужно замораживать!

Замораживать вечную мерзлоту можно только одним способом - погружая в грунт трубы и прокачивая их хладагентом. Можно использовать хладагент жидкий. В метро Петербурга и на Ленинских горах в Москве эта технология опробована достаточно давно, доказала свою применимость и надежность. Беда в том, что хладагент всегда дает утечки. А поскольку главное назначение хладагента - оставаться жидким при очень низких температурах, прорыв хладагента в грунт всегда приводит к снижению его несущих свойств, ибо в грунте появляется незамерзший участок... Если, конечно, хладагент - не сжиженный газ.

Но где ж найти столько жидкого азота на всю протяженность необъятной северной границы?

В СССР никто бы последним вопросом не заморачивался. Но мы живем в эпоху дремучего капитализма, и нам об этом думать придется.

А давайте с вами представим себе идеальную грунтоморозильную установку для Крайнего Севера!

Берем многоступенчатый компрессор высокого давления, и контурами промежуточного охлаждения. При каждом сжатии на каждой ступени компрессора газ нагревается, и это тепло мы отводим для обогрева производственных помещений, жилья и так далее. На выходе мы получим газ высокого давления при температуре, равной температуре окружающей среды. Ну например, 200 атмосфер при -20 градусах цельсия.

Если этот воздух "отпустить", дать ему расшириться - он охладится очень и очень... Осталось охладить его в нужном месте, то есть на глубине под землей.

Бурим скважину и втыкаем в нее трубу. Хорошего такого диаметра. В эту трубу опускаем тонкую трубу, чтобы между трубами оставался промежуток. Нам осталось по тонкой трубе подать воздух высокого давления так, чтобы он расширился в самом ее конце.

Шариковый клапан. Аналогичный таковому предохранительному в бытовом газовом баллоне.

Мы подаем в трубу воздух высокого давления. Воздух проходит до конца трубы, где стоит шариковый клапан, и своим давлением открывает его. Поскольку межтрубное пространство сообщается с атмосферой - происходит адиабатическое расширение воздуха, он охлаждается и начинает все вокруг замораживать. Поскольку по узкой трубе вниз идет воздух под давлением, теплообмен между ним и поднимающимся холодным воздухом нам не мешает. Более того - с точки зрения термодинамики у нас получается саморазгоняющаяся система. Чем сильнее поднимающийся расширенный воздух охладит опускающийся сжатый - тем сильнее будет холод внизу. Чем холоднее будет грунт - тем сильнее охладится опускающийся воздух, тем сильнее грянет буря, так сказать...

Единственный механический элемент системы кроме компрессора - обычный шариковый клапан, единственная сложность - подобрать пружину так, чтобы не сломалась при глубоком минусе.

Теперь можно будет не строить особо дорогие плавучие нефтевышки, не елозить вокруг них месяцами на ледоколах, ломая лед - а спокойно наморозить себе остров. Пусть его там торосы по краям рвут - у нас в центре обычная сухопутная буровая, и нам эти торосы до одного места. Или под полотном взлетной полосы таких элементов охлаждения заложить - летом птицы на лету к ВПП примерзать будут. Намертво.

Да, а при чем тут КГБ?

Ну так ведь ГуЛАГ-то, ребята - офигезные закрома рабочей силы. И кстати, будет еще одно средство профилактики преступлений. Фраза "пойдешь замораживать Арктику" может хорошо мотивировать, на самом деле. А то расслабились, понимаешь, на лесоповале...
Tags: Prototype this по-русски
Subscribe

  • Ржу

    Благодаря наводке colonelcassad смотрю этот чудесный ролик. Дюна Ходоровски, возможно, стала бы вторым Чужим - тем более при наличии Гигера, Пинк…

  • Удивительный Ютуб сегодня...

    Пестрит сценами разоблачения шпионов. Я так понимаю (учитывая персонализацию выдачи на основе профиля) - кому-то скучно... Ребята, в журнал…

  • Медузы не видели...

    Катер с девятью пассажирами затонул у побережья Севастополя 29 июля. Известно, что на расстоянии около 10 километров от берега люди увидели в…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments