bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Немного кинокритики



Фильм - я имею в виду эту документалку, потому как на просто ролик из Интернета это не тянет, слишком хороший уровень - неожиданно хороший. Неожиданно качественный. Неожиданно радующий на общем сером фоне.

Фильм не претендует на абсолютную правду, он выражает мнение автора и его позицию. А также содержит некоторое количество дополнительной фактологической информации, которая весьма полезна для людей мыслящих...

Первое. "Брат" был снят, потому, что нужны были деньги. Он был снят "на коленке", быстро, сценарий переписывался под актерский состав. Не было готовой фигуры героя, не было время для вживания в образ, для большого количества дублей и так далее. Балабанову нужны были деньги, пока была открыта такая возможность.

Говорится, что Балабанов, познакомившись с Бодровым, переписал сценарий под него. За этим обстоятельством мы видим прозорливость художника, очарованного личностью актера...



Все гораздо проще. Балабанов понимал, что актер должен был СУМЕТЬ сыграть в фильме. В фильме, который лепился буквально из ничего. И потому первоначальный замысел - про изуродованного войной парня, превратившегося в чудовище - рассыпался в пыль. Не было времени на работу над ролью, актер мог сыграть только самого себя. И здесь на первое место выходил не масштаб актерского таланта, не "звездность" - а прежде всего серьезность отношения к данной картине.

Бодров подошел на роль потому, что относился к этим съемкам, к работе экспромтом сегодня на сегодня, к халтуре ради бабок - СЕРЬЕЗНО. Он был готов вложиться в картину своим отношением - и потому роль была переписана под него. Условия съемок были дикими, были конскими, все это была авантюра чистой воды, и нужна была буквально бригада (да-да, в этом самом смысле), готовая идти до конца в это работе.

Роль была переписана под Бодрова потому, что он серьезно относился к съемкам и был готов выложиться, и была переписана для того, чтобы он смог сыграть, чтобы у него получилолсь.

Так мы приходим к пониманию того, что Бодров, играя Данилу - играл самого себя, не играл даже, а раскрывался, в рамках общего сюжета фильма. Примерно так же Виктор Цой играл в "Игле". Непрофессионально, неправильно с точки зрения композиции сцены, там в "Игле" куча провисаний действия и так далее, все это нескладно - но честно. От души. С любовью...



Теперь мы можем ответить на вопрос, почему образ Данилы получился (в халтуре-то!) таким сильным, почему он стал культовым для не одного уже поколения молодежи...

В те времена было советское кино. Но это было кино о совсем другой уже жизни, понимаете? И в те времена было западное кино. И оно тоже было о совсем другой жизни. И была такая обстановка в стране... И вдруг появляется картина, в которой раскрывается внутренний мир современника, раскрывается честно, от души, с любовью, и хотя герой фильма - не ангел, но он человек, и он такой же как мы...

Бодров заставил нас почувствовать себя людьми. Снов почувствовать себя людьми. Понять, что несмотря на вот эту вот катастрофу, на скотство прогрессирующее кругом в те времена - что все это преходяще, а мы - мы люди. Даже в этой обстановке мы - люди. Несовершенные, со своими проблемами и прибабахами - но люди.

Еще раз. Этого не было изначально в замысле режиссера. Этого не было в сценарии. Это получилось потому, что актер серьезно отнесся к картине, а режиссер, в погоне за денюжкой, не стал упорстовать в своем режиссерском "я так вижу", а дал актеру раскрыться. А раскрываться Сергею было чем, слава богу, душевные качества у него присутствовали...

Вот эта вот фраза "ты Россию сыграл" - она в корне неверна. Никто не играл Россию. Потому что все они там были Россией. И показывали, пусть и через придуманный сюжет - себя самое.

Экзистенция "Брата" - это чудо, которое возникло из вот таких вот странных обстоятельств, и весь фильм получился потому, что собрались хорошие люди, и попытались изо всех своих нищих сил сделать красиво. И получилось не только красиво - но и с душой...

Балабанову сильно повезло. Ему сильно повезло, что надо было работать быстро, и времени уже не было. Потому - появилась душа. Такая, какая есть, какая была на тот момент, со всеми своими плюсами и минусами... И эта душа была увидена, воспринята аудиторией, и стала ей любимой. Ибо нельзя не любить самого себя. В каждом человеке, которого мы любим - мы любим самого себя. Свою душу. Так устроена психика. Бодров оказался нужным человеком в нужной роли, режиссер не стал пилить напильником, сметав все на живую нитку, и все это были мы тогдашние - и мы узнали себя в этом фильме. И он нас покорил.

Вот и все.

Пытаясь провести параллели с фильмом "Брат-2", автор документалки бросается в психоанализ, у него там соответствие и несоответствие художественных образов какое-то, и так далее... Это было бы уместно, если бы "Брат" создавался как нормальное кино. Как замысел режиссера и сценариста, воплощаемый актерами. Да, "Брат" и "Брат-2" - представляют из себя франшизу. Технически это франшиза. Но франшиза не может быть душой, а душа не может быть франшизой. И поскольку первый "Брат" был фильмом неправильным, был выплеском души съемочной группы, то второй фильм, "Брат-2", оказавшись в заввисимости от главных героев первого фильма, тоже пошел "неправильно".

Наперекосяк.

Когда автор документалки говорит, что герои первого и второго фильмов не сочетаются друг с другом - он прав. В сценарном смысле, в биографическом - они несочетаемы. Но если мы посмотрим на эти фильмы как на репрезентацию, как на манифест, как на попытку выкричаться души - то все как раз получается очень даже хорошо. Более чем.

"Брат-2" продолжает, стопроцентно мотивированно и абсолютно логически, фильм "Брат".

Я не зря выше вставил киноцитату из "В бой идут одни старики". Внимательно послушайте слова Титаренко (актер Быков). Внимательно, вникая и сопереживая.

"Брат" - это про то, как "от Бреста до Сталинграда топали", "Брат-2" - это "от Сталинграда сюда, до Днепра".

Герои в обоих фильмах, несмотря на крайне реалистичную игру и передачу актерами эмоциональных движений и мыслей персонажей (здравствую, метод Станиславского и соцреализм!), глубоко же метафоричны. И вся игра героев, весь сценарий, со всеми своими проблемами кажущимися - это необходимый логический скачок, чтобы показать движение души.

От Бреста до Сталинграда.

И от Сталинграда до Днепра.

И потому фильм "Брат-2" стал для нас не менее близок, чем ранее "Брат". Ибо душа у нас - она одна, и оба фильма - это наша душа, просто на двух разных исторических отрезках...

Осталось дойти до Берлина, с любовью...

А все остальное - не имеет значения...


.
Tags: Мысли дилетанта, Настроение, Неоднозначное, О вкусах не спорят
Subscribe

  • Дорогие женщины!

    Стремясь успеть вовремя, рискую навлечь ваш гнев преждевременным поздравлением, но все же. Поздравляю вас с праздником, желаю вам больше мудрости и…

  • Прав и неправ

    С одной стороны, Яша, безусловно прав. (В этом месте часть моих читателей зааплодировала, а вторая часть возмущенно начала метать в меня гнилые…

  • Опять космонавтика и маленькое замечание

    Касательно вот этого вот и моего комментария. Усталостные трещины в металле, которые подвергаются коррозионному воздействию - это вава. Идея с…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments