А вот вам еще:
И еще лучше (надо, чтобы Яндекс работал):
Тема навеяна вот этим вот. До сих пор не могу успокоиться, глядя на произведение инженеров Эйрбаса...
Как видим по приведенным фото, неубирающиеся шасси в истории авиации давным-давно прятали под обтекатели, и прячут и сейчас. Обтекатели существенно снижают воздушное сопротивление, повышая скорость и дальность самолетов. Сегодня у всех более-менее серьезных самолетов (ну кроме Ан-2 разве что) шасси убирающееся. И все равно, для легких летательных аппаратов выпускаются фирменные обтекатели:
Как видим, продукт на рынке присутствует, в ассортименте, продукт известный... Что стукнуло в голову инженерам Эйрбас... Да ладно, хрен с ними...
У нас в голове кое-что другое. Как всегда - изобретательское. Мы хотим изобрести правильные лапти для самолета...
Аэродромы бывают грунтовые, бывают необорудованные, бывают временные (сезонные)... Все это - аэродромы с естественным покрытием. Хорошо, если есть травка, и она держится. Трава прикрывает землю, и колеса сильно не загрязняются, хотя могут и скользить. На глинистых и песчаных грунтах возможно налипание грунта на колесо, грязь разбрызгивается на внутреннюю поверхность обтекателя, и в результате колесо может даже застрять. И если оно застряет - а особенно зимой, когда намолоченный ком смерзается в полете в монолитную ледышку - то посадка приобретает особенное очарование...
Коротко - это аргументы против обтекателей.
Там, где самолеты летают по аэродромам с неизвестным состоянием полос, обтекатели не практикуют. Аэровездеходы с Аляски в этом смысле вообще максималисты, надо признать...
Однако я должен сказать, что паранойя в этом деле скорее вредит, чем помогает. И вот почему.
Подавляющее число пилотов легкой авиации - любители. Профессионалов мало. А это значит, что такой пилот не заморачивается усложненным пилотажем (отказ двигателя, отказ органов управления), не изучает полеты в СМУ и ночью, не изучает метеорологию, и тем более - не обучается определять свойства почвы с высоты птичьего полета. Да, опытный, профессиональный пилот, работающий в своем регионе, с лупой излазивший вдоль и поперек карту, тысячу раз осмотревший - а возможно, даже и с земли - различные площадки, может всегда выбрать ту, на которую можно сесть в случае чего. (Вру - далеко не всегда можно сесть).
Если вы любитель, вы просто не проделаете тот объем работы, не выучите те уроки и не получите ту практику, которая позволила бы вам рассекать на вездеходе с большими колесами. Потому что большие колеса внушают чувство уверенности, а нет ничего хуже, чем уверенный в себе идиот за рулем самолета, пытающийся совершить вынужденную посадку в неизвестной местности на неподготовленную площадку...
Итак. Большие колеса большинству пилотов только вредят. Лучше, если пилот будет осмотрителен, осторожен, предусмотрителен - это гораздо лучшая страховка, чем вездеходное шасси на самолете. Потому что такой пилот не будет садиться где попало, а будет летать от одной асфальтовой полосы до другой - и это правильно.
А на асфальтовых и бетонных полосах, исключая случаи заснеживания, нет ничего, что могло бы помешать использовать обтекатели шасси...
Более того. Обтекатели шасси абсолютно уместны также и на грунтовых аэродромах с травяным покрытием, и на грунтовках с голым грунтом в сухое время также не помешают.
Так что, все? Берем и ставим обтекатели? А где же изобретение обещанное?
Спокойно. Вы же меня знаете...
Итак, главные стойки шасси. Весь вес самолета приходится на два пяточка. Аэродром хороший, грунтовка с травяным покрытием. Но - все равно колеса хоть немного, но проваливаются... Если грунт достаточно мягкий, колесо может заглубиться, и обтекатель ляжет на землю. Очень высокое сопротивление, плохо. Если на пути кочка - самолет ударится обтекателем, и его развернет, будет вава...
Хорошо бы, чтобы на земле обтекатель не мешал колесу катиться независимо от грунта, а в воздухе - прикрывал колесо от набегающего потока, верно?
Окей.
Мы делаем обтекатель двух- или трех-секционным. Передняя и задняя, или только передняя, секция, сделаны подвижно относительно неподвижной центральной части. На земле с помощью тросиков "уборки шасси", передний сегмент обтекателя (или передний и задний) подняты вверх. Колесо спокойно катится. Когда самолет поднялся в воздух, пилот "убирает шасси", то есть - ослабляет тросики, и части обтекателя опускаются, закрывая колесо от набегающего потока воздуха. Воздушное сопротивление уменьшается, и самолет может лететь далеко и быстро. При заходе на посадку пилот "выпускает шасси", то есть - тросиками поднимает сегменты обтекателя, оголяя колесо.
Я бы вам привел возникшую у меня ассоциацию - мужики, которые необрезанные, поймут... :)
Поскольку масса сегментов обтекателя совсем крошечная - речь идет об усилии в килограмм-два, может, чуть больше - вся механика абсолютно ручная. Минимум движущихся деталей. Простота табурета. Ломаться нечему - надежность, надежность и еще раз надежность. И главное - такой обтекатель с "уборкой шасси" можно поставить на любой сверхлегкий аппарат, и он будет пригоден для всех более-менее нормальных полос и условий взлетов и посадок...
Авиалюбители из б.СССР, никто не хочет попробовать конструкцию? :)
.
Journal information