Этот пост пишется на всякий случай. Поскольку случаи бывают всякие. :)
Вот здесь вот мной была высказана идея ледокольного корабля-дока. Я специально обращаю ваше внимание на то, что сама идея возникла из постановки вопроса, высказанного в фильме, приведенном в этом вот посте, автором журнала - Дмитрием Викторовичем Лобусовым, действующим капитаном ледокола "50 лет Победы". Постановка вопроса заключалась в загруженности ледокольного флота в зависимости от количества проходящих по СМП коммерческих судов.
Сама идея сформировалась в процессе обсуждения с Дмитрием Викторовичем, где он отвечал на мои вопросы и делал критические замечания. Таким образом, он причастен к формированию идеи, и без его замечаний и критики эта идея не сформировалась бы. Иными словами, он имеет все основания считаться соавтором идеи.
В треде, где было обсуждение, приведена ссылка на разработку финской компании - ледокольный нос для баржи. На первый взгляд две идеи похожи, но на самом деле они ДИАМЕТРАЛЬНО РАЗНЫЕ.
Поясняю.
Финская конструкция представляет из себя модификацию изначально неледоходного судна - самоходной либо несамоходной баржи, с целью придания ей ледокольных свойств. Таким образом, активной частью системы является баржа (или несамоходная баржа с буксиром), а ледокольный нос - дополнением, которое сообщает ей дополнительные качества (способность передвигаться во льду).
Идея ледокольного корабля-дока совершенно иная. И эта идея исходит из следующих предпосылок:
1. Корпус судна, не имеющего пояса ледового усиления, может быть пробит льдом, причем даже в том случае, если оно идет вслед за ледоколом, при определенных параметрах ледовой обстановки.
2. Мощности энергетической установки изначально неледокольного судна НЕДОСТАТОЧНО для передвижения во льду, если это крепкий арктический лед, и нужно прочапать по СМП от начала и до конца. Это потому, что энергетические установки коммерческих судов, не предназначенных для эксплуатации во льдах, принимаются из экономических соображений, и потому они существенно меньше необходимой, чтобы передвигаться во льду, ломая его.
3. Толщина льда на СМП может достигать двух и более метров, и потому без специального судна - ледокола - обойтись НЕЛЬЗЯ. Просто потому, что масса корпуса и усилие энергетической установки, необходимое для проламывания льда такой толщины - они ОГРОМНЫ. Коммерческие же суда делаются максимально легкими, чтобы возможно большая часть водоизмещения приходилась на коммерческий груз, а мощность силовой установки выбирается исходя из волнового сопротивления и сопротивления трения корпуса судна при заданной путевой скорости в чистой воде и волнении. Легкое судно с тонкой обшивкой и слабой энергетической установкой НЕ МОЖЕТ передвигаться в арктических льдах - проверено практикой.
Теперь о корабле-доке.
Ледокольный корабль-док - это совершенно НОРМАЛЬНЫЙ ЛЕДОКОЛ, с той только разницей, что он имеет защищенную ото льда док-камеру, в которую упрятывается передняя часть корпуса проводимого судна, не имеющего ледового класса. Это абсолютно нормальный ледокол - тяжелый, широкий, мощный. С проходимостью во льдах, да еще и коммерческой скоростью, в случае СМП - не менее 3 метров. Это ОХРЕНЕТЬ КАКОЙ ледокол.
Задача доковой камеры ледокола-дока - ПРИКРЫТЬ незащищенное коммерческое судно от воздействия факторов ледовой обстановки при движении во льдах. Таким образом, в отличие от финской конструкции, реализующей исключительно "ледокольный нос", корабль-док предоставляет коммерческому судну не только свой нос, но еще и свои мощные борта с ледовым поясом, и свою охренительно мощную энергетическую установку.
То есть это совсем другая конструкция.
В случае финнов ледокольный нос придавал изначально неледоходной барже ледокольные свойства, и только. Ледокольный корабль-док же, имея доковую камеру с ледовым усилением, приобретает новое качество - может самостоятельно проходить маршрут, защищая своими бортами коммерческое судно, не имеющее ледового класса.
Таким образом, речь идет о совершенно отдельной, автономной и независимой идее.
Далее.
Единственная страна мира, заинтересованная в развитии СМП - это Россия. Более того, условия других стран не предполагают создание таких ледокольных комплексов, какой был придуман. У них нет ледовых маршрутов с такими льдами такой протяженности. Им достаточно обычных ледоколов. И они не станут строить себе явно избыточные по возможностям и вложениям комплексы. Более того, поскольку протяженность СМП требует ГАРАНТИРОВАННОГО ресурса энергоустановки, единственным решением здесь может быть только АТОМНЫЙ ледокол. А учитывая требования по толщине проходимого (да еще и с коммерческой скоростью) льда - это должен быть БОЛЬШОЙ ледокол.
Таким образом, единственным интересантом данной идеи является Росатомфлот, и представитель этой организации - Дмитрий Викторович Лобусов - участвовал в создании этой идеи.
Я не знаю, как в Росатомфлоте решат вопросы с авторскими правами, но одно скажу точно - любые посторонние предложения я считаю блокирующими, и на правах соавтора, являюсь лицом, крайне незаинтересованным в блокировке.
Посему, заинтересованные лица и организации, которые хотят строить огромные атомные ледоколы с док-камерами - вэлкам обращаться к Росатомфлоту. Я даже слышать ни о чем не хочу.
Я хочу увидеть это на ходу, в работе, в Арктике, для каковой, собственно, все это и було придумано.
А теперь спокойной ночи...
.
Journal information