bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Разговор с диспетчером



Естественно, расследование еще далеко не окончено. Вот тут интересное обсуждение этой записи. В общем и целом, уже сейчас можно сказать кое-что содержательное.

Давление 757. Вот онлайн-калькулятор, который позволяет рассчитать давление на высоте. Высота аэродрома Палана - 34 метра над уровнем моря. Для такой высоты и давления на такой высоте в широком диапазоне температур (0-25 градусов Цельсия) давление на уровне моря соответствует 760 мм. ртутного столба. По правилам полетов, после взлета с аэродрома, каким бы он ни был и какие бы метеоусловия ни были, пилоты выставляют 760 мм.рт.ст на высотомере, и все эшелоны считаются от этого давления на протяжении всего полета вплоть до подлета к аэродрому назначения. В зоне аэродрома назначения пилоты выставляют давление в аэропорту назначения, чтобы привязаться к барометрической высоте полосы.

Если поиграться с числами на калькуляторе, то видно, что при широком диапазоне температур один миллиметр ртутного столба дает ошибку порядка пяти метров.

В момент происшествия дул ветер, и мы уже писали о возможности несоответствия атмосферного давления по трассе подхода из-за особенностей обтекания рельефа. Далее мы увидим, какое имеет значение наша версия.

Пока что с авиацией у нас все. А теперь давайте поговорим о психологии. Потому что обмен между диспетчером и пилотами - это еще и психология операторной деятельности...

Начнем с голосов. Голос диспетчера четкий, ясный. Диспетчер находится в нормальном рабочем состоянии. Голоса пилотов четкие, ясные. Думаю, никакого опьянения у них (если и когда найдут тела) обнаружено не будет. Пилоты вполне в тонусе, проснувшиеся.

Разговор начинается с шутки диспетчера - "снижаться в море не рекомендую". В ответ раздается эмоционально насыщенный ответ экипажа - "мы в море не снижаемся". Почему это важно? Пилоты отреагировали на шутку диспетчера, что указывает на экстравертный характер восприятия пилотов в момент радиообмена. Пилоты не думали о чем-то своем, не были отвлечены, они восприняли слова диспетчера, и ответили с эмоциональным содержанием. Экстравертное восприятие, восприятие внешних стимулов говорит о высокой готовности экипажа реагировать на окружающую обстановку.

Психологически экипаж был мобилизован, был уверен в себе, и не испытывал проблем с восприятием окружающей обстановки.

Более того, начав общение с шутки, пилоты и диспетчер установили своего рода эмоциональный контакт. Я думаю - они даже понравились друг другу, в смысле, не испытали конфликта, а наоборот, выразили эмоционально доверие друг другу. С точки зрения радиообмена это оптимальное состояние... Но не в данном случае.

Следующая интересная фраза - "по курсу посадки возможен пролет птиц". Это - предупреждение об опасности. Столкновение с птицами при посадке грозит катастрофой. Это предупреждение требует от экипажа взять на контроль определенные аспекты внешней обстановки.

Давайте перенесемся в кабину экипажа.

Посадка - самый сложный и нестабильный участок полета воздушного судна. Множество систем переключаются из режима в режим, происходи сильное изменение высоты и скорости полета, к тому же нужно учитывать факторы погоды, сцепления на полосе и так далее... В течении нескольких минут от пилота требуется все, что он умеет. Какая обстановка была в кабине экипажа?

Давление. При переходе с давления эшелона нна давление аэропорта для привязки к "коробочке" необходимо сменить высоту. Чем больше разница между давлением аэропорта и давлением эшелона, тем больше требуется изменить высоту, а значит поменяется и скорость, и надо газом парировать это изменение. Давление в зоне аэропорта Палана в тот день было ИДЕАЛЬНЫМ.

757 миллиметров против 760 - это считанные метры высоты. Это легко. Это просто. Это изи. Переход с давления на давления в такой ситуации прост, фактически (в силу общего маневра по высоте) не требует внимания, так как при снижении на сотни метров пара десятков метров туда-сюда будет "скушана" на общем маневре, экипаж даже и не заметит.

Это не только облегчает работу экипажа - но еще и РАССЛАБЛЯЕТ экипаж.

Далее. Шутка про снижаться в море. Диспетчер шутит, у нее красивый голос, и экипаж шутит - у всех поднимается настроение. Появляется взаимное доверие между экипажем и диспетчером. А взаимное доверие - оно тоже снимает стресс, потому что диспетчер "хороший", и экипаж "хороший". Вот чтобы вы поняли, какие бывают отношения между пилотом и диспетчером:



В нашем случае диспетчер "хороший", и это РАССЛАБЛЯЕТ.

Итого, идеальное давление, и "хороший" диспетчер - ребята, это просто великолепная ситуация, не находите?

Однако не все коту масленица, как говорится. Небольшой боковой ветер (боковичок) - нелюбимая пилотами штука. А еще туман. А поскольку туман - значит, требуется приборный заход. А раз заход приборный, то и доверие между пилотом и диспетчером является залогом, определяющей успеха. И это доверие есть, и это внушает уверенность и спокойствие.

У Ершова в его цикле о "ездовом псе" есть мысли опытного пилота и командира воздушного судна о диспетчерах. И он говорит - очень хорошо, когда диспетчер сам пилот, это праздник. Потому что такой диспетчер видит, что происходит в кабине, и знает что говорить нужно, а чего говорить не нужно. И Ершов вспоминает, как такой диспетчер при снижении самолета сказал пилотам - "осторожно, там горушка". И сказал это вовремя, потому что пилот как раз (очень сложные задачи у пилота на снижении, много параметров нужно приводить в соответствие друг с другом) шел в эту самую сопку...

Диспетчер Ершова сказал экипажу про "горушку", и спас воздушное судно от катастрофы.

У нас идеальное давление, хороший диспетчер, уверенный экипаж, прекрасное взаимодействие, сухая полоса, и приборный заход. Что может пойти не так?

"По курсу посадки возможен пролет птиц".

Туман. Туман блядь. Нихера не видно. Как пилот может обнаружить стаю птиц, если он землю не видит?

Вы поняли?

Доверие в отношениях с диспетчером - штука обоюдоострая. С одной стороны, это здорово разряжает ситуацию, высвобождает психологический ресурс. С другой стороны - это накладывает на радиообмен между диспетчером и бортом ОСОБУЮ ответственность. Потому что, если как в Шереметьево, диспетчер "плохой", то пилот будет воспринимать его критически, будет злиться, и стараться больше делать сам. А если диспетчер хороший, то любое его слово будет восприниматься некритично.

Туман. Человек, которому вы доверяете, говорит про пролет стаи птиц. Нихрена не видно, но впереди опасность - там, за стеклами кабины.

А у вас приборный заход, и вы должны не в туман вглядываться, а за приборами следить, и по карте глазами елозить, потому что только это вам сейчас и нужно делать.



Опасна ли для снижающегося в гористой местности самолета стая птиц? Однозначно опасна! Можете вы проконтролировать, находясь в кабине пилота, стаю птиц в тумане? Нет, не можете. Ершов правильно пишет - есть то, что диспетчер должен говорить пилотам, и то, что он говорить не должен.

Прекрасное давление, легкая смена высоты на коробочке, замечательный диспетчер, приборный заход (что мы, по приборам не заходили?) при идеальном взаимодействии - сложно, но ничего экстраординарного, есть ПОЛНАЯ УВЕРЕННОСТЬ В УСПЕХЕ. Если бы не эти птицы в тумане...

Что происходит дальше? Диспетчер - действительно хороший, между прочим - выдает экипажу пеленг от оси полосы и удаление. Эта информация нужна экипажу, чтобы точно выйти на полосу в тумане. Диспетчер работает, как и должен работать. Но еще - диспетчер волнуется о том, что в тумане пилоты могут столкнуться с птицами.

Экипаж идеально выполняет указания диспетчера, выдерживает высоту и скорость, и старается выйти на ось полосы в тумане так, чтобы нормально посадить борт. Но еще - экипаж беспокоится о птицах в тумане.

При этом и диспетчер, и экипаж одновременно оказываются отвлеченными от сопки, которую самолет должен облететь - а она тоже в тумане, и ее не видно.



Стая птиц в тумане, опасность, которую нельзя проконтролировать, при наличии у экипажа уверенности в благополучном исходе и доверии между диспетчером и пилотами, приведшем к снижению критичности восприятия обеими сторонами - вот та причина, по которой самолет отклонился от курса к северу, выполняя доворот на ось полосы раньше, чем это было можно делать. Кроме того, экипаж, настроенный экстравертно, закусился, зациклился психологически на птицах (они - вне кабины), в то время как он должен был полностью сконцентрироваться на карте, которая внутри кабины, и ему требовалась известная психологическая интровертность. А ее не было.

Причина выхода самолета на траекторию, приведшую к катастрофе, не связана с плохим выполнением пилотами или диспетчером своих обязанностей согласно подготовке, которую они получили, и правилам, которым они должны были следовать, она носит психологический характер, и связана с установками экипажа на подчинение диспетчеру при приборном заходе на аэродром, лишенный автоматических средств контроля глиссады, а также с неверной расстановкой приоритетов опасности.

Ну и открытым остается вопрос о возможном несоответствии давлений из-за ветровой обстановки, предложенный мной ранее - это отдельный вопрос, который мог сильно повлиять на высоту захода. На несколько десятков метров. Которых экипажу как раз и не хватило, чтобы перемахнуть сопку...

Вот такие вот пироги.


.
Tags: Мысли дилетанта, Неоднозначное
Subscribe

  • Обещанная космическая идея...

    Короче. Посмотрел я сейчас по списку всех планетоходов, запущенных человечеством... И охренел. Проходимость колеса в грунте прямо пропорциональна…

  • Упс...

    ...а я еще одну штучку для космоса выдумал... Вот жеж я гадина, скотина и нехороший человек! Потом расскажу.

  • Кстати по поводу короны...

    Товарищи ученые. А проверьте-ка один рецепт. Моего имени. Всю жизнь жру не задумываясь. Луковый салат. Вот только сейчас употребил с…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments