Особенно понравилась идея с ветрогенератором. Естественно, плотность атмосферы на Марсе крайне низка, но и освещенность Солнцем там - в разы ниже земной. При современных методах управления зарядом аккумуляторов такой генератор вполне позволит избежать умирания аппарата от запыления солнечных батарей. Самый чувствительный элемент такого ветрогенератора - система ротор-статор - вполне может быть решен путем установки в лопастях неодимовых магнитов, а в мачте - катушки-приемника.
Система поворота на ветер - весьма любопытна. Естественно, для нормальной работы такого поворотника требуется снизить до предела сопротивление трения в механизме передачи, да еще и учесть температурные условия Марса и невозможность использования смазки. Впрочем, однажды у меня была возможность покрутить вручную башню БТР-а. Оказывается, там погон установлен на фторопластовый подшипник, который по полированному металлу дает настолько слабое сопротивление, что поворот не представляет проблем в принципе... А использование вместо цепных, шестеренчатых либо червячных передач (которые очень чувствительны к загрязнениям) или ременных передач (которые обладают высокими потерями на нагрев ремня из-за деформации) фрикциона делает подобный механизм практически вечным.
Journal information