
Вот тут вот Армен Гаспарян поднял очень интересный вопрос:
А именно - вопрос о воровстве.
Давайте немножко задумаемся об истории вопроса.
В СССР воровство считалось однозначным криминалом. Я хочу вам напомнить о временах продразверстки, когда укрытие урожая грозило смертью от чекистской пули, о знаменитом законе о "трех колосках", о такой реально серьезной организации как ОБХСС... Зачем я хочу вам об этом напомнить? Я вам хочу об этом напомнить для того, чтобы вы поняли один простой факт. Воспитание воспитанием, мораль моралью, но вот присвоение человеком собственности в различных ее видах и формах - оно перебарывается исключительно одним способом.
Огнем и железом.

Человек - биологическое существо, и он собиратель и охотник по своей биологической природе. А это значит, что если что-то плохо лежит - ни один человек нормальный со здоровой психикой не пройдет мимо. Потому что если он пройдет мимо - значит он либо не человек вовсе, ллибо гешефт свой в другом месте имеет.
Пример. Христианство и христианские святые, бессеребренники. Возьмем Левия Матвея, сборщика податей, который бросил деньги на дорогу. Он сам их бросил? Он чего-то устыдился? Нет, ребята. Он встретил перспективу Царства Божия, он встретил возможность обретения бессмертия души. А это - в экзистенциальном плане - гешефт гешефтов.
Условно говоря, Левий Матвей оказался в ситуации, когда у него был выбор - миллиард потом, или десять копеек сейчас. И Левий Матвей выбрал миллиард. А Иуда Искариот выбрал десять копеек, точнее тридцать серебренников - отчего Матфей евангелист и святой, а Иуда - он иуда и есть...
Психика человека построена не на жестких каких-то аксиомах, человек не дискурсивная машина - психика построена на балансе. На противовесах. И практически всегда, за действительно крайне редкими исключениями, плохо лежащая вещь найдет себе нового хозяина в короткие сроки, если конечно, не будет противовеса.
Так вот, если мы говорим о воровстве как о феномене, как об акте присвоения чего-либо, что ранее не принадлежало человеку, как о фактологическом - то всегда должен быть противовес. И если вы не видите противовеса, создающего контрмотив, значит - вы не видите ничего.
Огнем и железом, через страх - так создавались нормы социалистической собственности. И так создавались нормы вообще любой собственности во всех государствах и культурах. Вот в исламе, в варианте шариата - руки рубят. И это нормально, потому что это и есть "огонь и железо", который создает контрмотив мотиву присвоения.
В социалистическом государстве собственность индивидуальная была заменена на собственность коллективную. При этом преступления против социалистической собственности рассматривались как более тяжкие, нежели воровство индивидуальной собственности. С точки зрения идеологии это было оправдано и правильно. Но мы с вами не сферические кони в вакууме, мы с вами - биологические существа. Охотники и собиратели. Как работает биология?
Биология в данном случае работает совершенно иначе.

С точки зрения биологии, мы имеем конкуренцию мотивов. А конкуренция мотивов выражена категориально. В категориях принадлежности. Вот социалистическая собственность - она общая, значит и моя в какой-то мере тоже. А вот индивидуальная собственность - она индивидуальная, значит, не моя. Она мне не принадлежит. Это более строгое утверждение о непринадлежности мне данной собственности. Иными словами, психологически взять общее легче, чем взять чье-то.
В СССР мелкое воровство приняло массовый характер и пропитало все слои общества. "Папа принес с работы" - помните? Это было повсеместно во всех семьях. В ССР позднего времени в журнале "Крокодил" из выпуска в выпуск нещадно клеймили "несунов", а в это время папы и мамы приносили, приносили, приносили с работы...
Это психология.
Я работал на заводе, и мне потребовалось взять кусочек текстолита. Я его взял в цеху из мусорной кучи, из обрезков. Мой начальник меня, пардоньте, выеб во все щели... Причем я его даже домой не нес - мне нужно было на рабочем месте. Выебли так, что просто пиздец. А в это время директор этого самого завода уже потихоньку скупал ваучеры, приватизируя в свой карман ВЕСЬ завод, и сейчас (уже много лет) завода нет, а есть там супермаркет, площади под офисы и так далее... А еще я помню нескольких ребят, которые по профсоюзной линии уже тогда занимались политикой. Никто не понимал, в чем их обязанности, но зато все знали, что они люди влиятельные, хотя и совсем молодые...
На самом деле воровство в СССР было массовым и повсеместным, и только тот факт, что оно непрерывно покрывалось трудовыми коллективами в лице различных товарищей более или менее высоко сидящими - только потому у нас не сидела вся страна.
Взять общее - гораздо легче, чем взять чье-то конкретное, психологически легче.
При этом не стоит забывать и о верхах нашего общества. Партноменклатура со своими спецраспределителями и всякими прочими спецштуками, вплоть до финансов - там это даже за воровство не считалось. И эти люди, получая в свои личные руки и в свою персональную собственность колоссальные средства, неминуемо сочетались с криминалитетом (будучи неподсудны и неподследственны органам КГБ, МВД и прокуратуре). Дело алмазов Галины Брежневой напомнить?
Вступив в противоречие с биологией, идеология с треском проиграла.
А потом началась перестройка. И всевозможные номенклатурные деятели, и партии, и комсомола, и профсоюзов, активно кинулись в кооперативы. Брали у себя же в партийных и комсомольских кассах ссуды, покупали доллары, а затем, когда курс сильно менялся, сдавали часть долларов, возвращая обесценивавшиеся фантики, и брали новые ссуды.
Это были самые идеологически верные и проверенные, понимаете?
Вот таким вот образом произошла массовая криминализация общества еще перед распадом СССР. А после распада, на волне ваучерной приватизации и стремительного нищания общества, когда платить налоги стало просто невмоготу - тогда уже в процесс включились все...
Ребята, я работал бухгалтером в ларьке. Сказать по правде, ларек оказался так себе - ушли в минус. Ибо лохи были и распиздяи те еще. Но я прекрасно помню, как именно ведется бухгалтерия в коммерческом предприятии образца начала 90-х годов.
Я прошел две аудиторских проверки по актам, ни разу не показав документы, и не дав ни одной взятки...

Я к чему это говорю? Я говорю это к тому, что воровство, как присвоение противозаконными методами материальных ценностей, у нас, к сожалению, везде. Я даже говорить не буду про Украину сегодня - потому что Украина сегодня уже даже и не скрывается в своих актах разворовывания себя самое. Достаточно посмотреть на затраты на выставку в Дубае, или на Крымскую платформу, чтобы стало ясно - это просто ВЕЗДЕ.
Процесс "оптимизации финансовых средств" вошел в привычку, понимаете? Вот было воровство на строительстве Восточного. Неприятно, очень оскорбительно для государства и народа - но нужно понимать, что это не жулики какие-то набежали. Это привычка работать таким образом.
Потребовалось несколько посадок, чтобы нашлись люди, которых (возможно, пока еще) не посадили.
Я не знаю, каково сейчас вв России. Я скажу по себе. Мне это занятие надоело достаточно быстро. Просто не понравилось. Хотя по уровню дохода (отчасти благодаря нашим доблестным ребятам, о которых я и сам много порассказать, но это не представляет интереса) я сейчас сильно ушел в минуса. Все равно не нравится. Чувство, что ты никому ничего не должен - это прекрасное чувство, ребята.
Интересная история.
В начале 90-х в Киеве возникла компания, которая работала 100% белым образом. Фраза "белая ворона" - она как раз про них, буквально. Причем компания не просто имела 100% белую бухгалтерию, при этом получая хорошую прибыль, но также находилась под международным аудитом... Ох, если бы вы знали, какой наши органы на нее стояк имели! У меня была возможность подержать в руках один документик...
Ладно, не важно...
Так вот. Люди, которые воруют - по доброй воле или вынужденно - они на дух не переносят тех, кто воровать не хочет из принципа. Раз не берет - значит, шифруется, где-то еще свой гешефт имеет...
Чужой, фас!
Ну это мы отвлеклись.
Возвращаемся к теме разговора. Вы должны понимать, что со времен 90-х у нас КАЖДЫЙ ВИНОВАТ. Кто-то воровал, чтобы создать "первичный капитал", кто-то - чтобы просто выжить. И вот у нас стоит задача - вернуть страну в нормальный режим, когда люди не являются перманентными "несунами", не боятся того, что их арестуют и посадят - а могут спокойно работать, заниматься творчеством, растить детей и у них нормальный уровень дохода, чтобы они не вынуждены были ВЫЖИВАТЬ...
Украинская медицина - это я делаю последнее отступление - вообще выжила только благодаря подачкам от больных...
Вопрос. Воровала ли Ракова? Лично я не испытываю ни одной капельки сомнения. Просто в силу вышеописанного. Более того, я думаю, что если реально трясти, реально серьезно подходить к вопросу - можно легко и непринужденно организовать конвейер, и этот конвейер не будет останавливаться годами...
И все это будут реальные факты, реальные статьи - вы понимаете, о чем я говорю?
Проблема не в том, что когда-то кто-то воровал. Воровали, тащили, пользовались возможностями, уходили от налогообложения - ВСЕ. Проблема в тех, кому это ПОНРАВИЛОСЬ.
Проблема в тех, кому это понравилось, и кто не реализовал соптимизированные средства во что-то законное и полезное для общества, а решил продолжить, и не считает нужным останавливаться.
В России ситуация уже совсем другая, нежели в 90-х или нежели сегодня на Украине. В России можно жить на зарплату. Может, не шиковать - но жить можно. Кушать, шмотку купить, за квартиру заплатить. В Украине нельзя, чтобы не вступить в противоречие с законом, потому что ВСЯ Украина сидит на зарплатах в конвертиках. КАЖДЫЙ украинец получает официальную зарплату - и еще конвертик, в разы более толстый. А в России совсем иначе все, в России можно. Жить на одну зарплату. Или на одну зарплату, и на пару-тройку официально оформленных приработков (лекции, вторая работа, мелкий бизнес какой-нибудь, и так далее).
И в этих условиях состояние российского общества зависит от того, будут ли в нем культивироваться люди, которым ПОНРАВИЛОСЬ, или - люди, которым НЕ НРАВИТСЯ воровать, присваивать, утаивать и скрывать за границей.
По сути своей, в проблеме искоренения массового воровства есть выбор - либо устраивать массовый конвейер непрерывных воров, либо логичным образом нанести обществу МИНИМАЛЬНЫЙ ущерб, соглашаясь с существованием людей, которые были вынуждены в 90-х, или которые оступились, но не совершили ничего серьезного - но одумались-остепенились, и уже не воруют, потому что им не нравится.
На Украину не смотрите - здесь так действовал Кучма, но вы же помните, как это не понравилось его "политическим противникам"...
Амнистия массового воровства, происходившего тогда, когда это было необходимо для выживания, тогда, когда это было нормой социального поведения, когда это было естественно и повсеместно - выглядит противозаконной, выглядит насмешкой над законом. Однако, если рассматривать закон как государственный институт, имеющий комплексное действие, в том числе отсроченное - то прямая реализация закона в данном случае, несомненно, приводит к разрушению государства. А разрушение государства ведет к торжеству беззакония. И в этом смысле, как мне кажется, имеет место политическая целесообразность...
Каждый мальчик, и многие девочки, в детстве дрался - значит ли это, что все хулиганы?
Я вам хочу рассказать об одном человеке. Человека этого зовут Владимир Владимирович Путин. В районе 2010-го, вроде, плюс-минус, в США объявили, что арестуют все его капиталы и активы. Официально объявили, при Обаме. И разведка США, поддержанная разведками стран НАТО, при участии Минфина США (а там очень серьезные специалисты) несколько лет перетряхивали планету. И - ничего не нашли, об чем был официальный результат расследования.
Ребята, Путин не бедный человек. Однако - у него нет активов скрытых, активов наворованных и активов укрываемых. Понимаете? Человек чист - и с точки зрения закона (если бы нашли, учитывая нынешнюю антипутинскую истерию - мы бы об этом знали точно, это с каждого столба свистело бы в уши), и с точки зрения морали, и с точки зрения эмоционального самочувствия.
Одна из причин успехов Путина - он не вор, он не занимается "частным бизнесом" под прикрытием должности.
Так вот.
Было время, да. Время тяжелое. Время жуткое. Но - постепенно это время проходит. И стоит вопрос - готовы ли люди перейти из того времени, того состояния - в состояние новое? В состояние, когда они будут жить более-менее обеспечено, когда они смогут жить, не вступая в противоречие с обществом. Готовы ли они творчески трудиться, или они все еще считают, что воровать - это нормально?
В ситуации с Расковой важно то, что она осознает свою вину. Если бы не осознавала - не бежала бы. В ситуации с Соболь и Волковым все вообще предельно ясно. Эти люди брали заграничные деньги на ведение подрывной деятельности против своей страны. Более того - они эти деньги присвоили, то есть - они виноваты еще и перед своими заграничными кураторами. И они бежали прекрасно понимая, что игрища на этом поприще для них в России закончены.
Вопрос - будет ли когда-нибудь стопроцентная посадка всех воров и фигурантов?
Ответ - обязательно будет.
Однако задача закона - не просто наказать виновника, задача закона - привести его к исправлению и вернуть в нормальное общество к нормальной жизни. Мы все еще живем в переходный период, и все еще есть много людей, преступавших закон по необходимости или недомыслию. Если они исправятся сами по себе - разве это плохо?
Я не думаю, что "позволение сбежать" станет постоянной практикой. Закон будет становиться все суровей и суровей, по мере того, как в России будет нормализовываться обстановка. Однако сейчас на первое место выходит не наказательная функция закона, а воспитательная и дисциплинирующая. Функция, благодаря которой общество получит оздоровление, а не рухнет в раж тотального преследования всех и вся. Каковой раж устроить гораздо проще, чем это кажется на первый взгляд...
И да - в этой ситуации владельцы больших капиталов оказываются в лучшем состоянии, чем владельцы мелких, как минимум потому, что у них есть возможность реализовать эти капиталы на пользу обществу честным образом, несопоставимо большие, нежели у мелких бытовых воришек. Однако главное здесь - не количество наворованного, а то, как этим распоряжается владелец.
Говорят, в 90-х на крыше КБ, занимавшегося разработкой подводных лодок, выращивали помидоры в теплицах. Это - непрофильное использование производственного фонда. Однако КБ выжило, а не обанкротилось и развалилось. И правильно, что руководство КБ не преследуется за бывшее тогда садоводство, ибо легкое преступление по необходимости, принесшее государству несомненную и огромную выгоду от сбережения стратегического оборонного ресурса, ничто по сравнению с результатами...
Это вопрос гешефта, вопрос баланса, понимаете?
Будут искать, будут ловить, будут наказывать. Никаких проблем. Однако гораздо важнее - воспитательная и дисциплинирующая функция, ибо хорошо живется не там, где всех непрерывно наказывают, а там, где наказывать не за что. Потому что люди сами соблюдают, имея к тому все возможности и желание.
А хотите вы жить честно, или не хотите - это ваш собственный персональный выбор.
.
Journal information