bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Немного банальностей, или "Симпсоны навсегда" - 2

Сегодня мы поговорим о другом. Ну, это такой мем англоязычный - "Think different", в смысле - "думай иначе". Под этим лозунгом развивается весь современный маркетинг, значительная часть ИТ-индустрии и бог его знает что еще, включая политику. Один из самых популярных пользователей в ЖЖ имеет даже имя - drugoj. Думает иначе.

А давайте посмотрим на те значения, которые имеет это самое "Think different" в переводе на русский. "Думать иначе" - это как? Вывернуть наизнанку мозг? Отрицать законы формальной логики? Намеренно затупить? Выебнуться? Обдолбиться? Упороться?

Один и вариантов перевода одного из моих любимых сериалов - "Охотников за мифами" - даже включает фразу "я отрицаю вашу реальность и заменяю ее своей собственной".

Дожили...

Вопреки широко распространенному мнению, человек разумный появился не тогда, когда взял в руки палку (привет, Кларк и Кубрик!). И не тогда, когда раскроил череп своему собрату (опять привет, Кларк и Кубрик!). А тогда, когда социально согласованное поведение стало обязательным условием выживания вида.

Дрессировщики (да и публика тоже) знают, что среди животных существуют удивительно умные и талантливые создания. Однако ни собаки, ни дельфины, ни слоны, ни лошади - своей цивилизации так и не создали. Просто потому, что вот эти вот удивительные таланты не наследуются и не закрепляются в качестве нормы. Еще раз повторяю - гений - это круто, но общество развивается только тогда, когда гениальность в ее проявлениях становится нормой. Не как качество - увидеть что-то новое и думать иначе, а в своих проявлениях. Не умел человек считать, научился, научил других - и через несколько поколений уже все умеют считать. Это норма. Сперва это было достижение гения, а потом раз - и стало социальной нормой.

В свое время, занимаясь наблюдениями проявлений архетипов, я пришел к интересному восприятию общественных процессов. Оказалось, что в современном мире креативная функция мышления играет очень малую роль. Существуют колоссальные массы людей (около 90% от общего количества), которые в жизни своей вообще ничего нового не создают, ни одной новой мысли не выдумывают, а если даже и выдумывают - то пугаются этой мысли, как черта страшного, с рогами и копытами. Все свое время эти люди думают одни и те же мысли, совершают одни и те же поступки, говорят одни и те же слова... И добро бы крестьяне какие - так нет же, совсем наоборот. Учителя. Врачи. Инженеры. Ученые. Энциклопедисты.

В этом нет ничего ненормального. Социальные стереотипы для того и создаются, чтобы люди им следовали. Ибо только укоренившийся, только обладающий неким критическим числом адептов социальный стереотип дает с течением времени результат. И этот результат - всегда качественный. И потому эволюцию человека следует рассматривать не с точки зрения отдельных достижений отдельных людей, а с точки зрения эволюции стереотипов. Развитие общества, эволюция общества, является на самом деле эволюцией стереотипов.

Возникает такая картина... Ну представьте себе человечество в массе в качестве некоего клеточного автомата. Каждый человек - это клетка, взаимодействующая со своими клетками-соседями. У нее есть некий набор свойств и законов, которыми она управляется. Это - основа. И над этой основой существует некоторое множество конфигураций. Каждая конфигурация задается неким стереотипом, и представляет (образно говоря) совокупность всех клеток (людей), которые в нее входят (следуют этому стереотипу). Любое "Think different", являющееся отклонением от стереотипа - начинает задавать новые конфигурации. Конфигурации зарождаются, развиваются, живут, воюют друг с другом, умирают... Паразиты сознания.

Зарождение каждой конфигурации имеет статистическую природу. Ну вот неизвестно, где и когда появится новая мысль. Где пявится новый Гитлер, новый Христос, новый Будда, новый Джордж Буш-младший... Это стохастический процесс. В некоторых конфигурациях это более вероятно, в некоторых - менее, но в общем и целом, возможно везде. Естественно, некоторые конфигурации чреваты разрушением большого количества других, а поскольку чаще всего конфигурация разрушается вместе со своими носителями (клетками, или людьми), то существует нечто, выполняющее роль гомеостаза.

Общество - это клеточный автомат с элементами гомеостазиса. А вовсе не совокупность живых людей...

Живому человеку что надо? Дом, работу, семью и чтоб всякие обличенные властью не ебали мозг всякими пидарастическими абстрактными идеями. А если для жизни требуются какие-то не совсем пидарастические идеи (помните - "социально согласованное поведение"?), то и хуй с ним...

Методы, которыми продвигается новое в обществе, достаточно однообразны и немногочисленны. Это в точности информационные метода. А вы слышали, что Петр Петрович жука съел, и говорит - это круто? А давайте попробуем! И понеслась... Мясоедение, сыроедение, аэробика, шейпинг, система Брегга, система Мюллера... А вы слышали, что Гала стирает так, что зачем платить больше? Ой-вей, а мы и не знали...

Современные маркетинг построен на рекламе. Современный маркетинг - это такая игра. А давайте представим, что вы без нашей продукции жить не сможете? Вот и все. Вот и весь секрет. И никаких секретов больше нет. Глобальный маркетинг, директ маркетинг, вирусный маркетинг, гепатитный маркетинг, циррозный маркетинг... Методы, которыми распространяется та или иная информация, не имеют никакого отношения к самой этой информации. Продаются стиральные порошки, женские прокладки, продукты с ГМО и продукты без ГМО, политики, государства, социальные и экономические системы...

Так называемый "свободный рынок" - это вотчина маркетинга. Ты не можешь обойтись без одного, другого, третьего, пятого, десятого... Помилуй бог, а как же мы столетиями безо всего этого обходились? И ведь нихреново жили, заметьте... Нормально жили...

Идея заключается в том, что если не пихать человеку насильно это говно в голову - он прекрасно проживет без очень многих вещей. Счастливо проживет. Большая часть той хуйни, которую мы покупаем - мы ей не пользуемся. Так, попонтовались, поигрались - и лежит себе на полке. Хоть жрать не просит, право-слово... Поэтому возникает ситуация, когда возникает необходимость искусственно разогревать интерес. Если интерес искусственно не разогревать - человек остановится на чем-то одном. И будет счастлив. А доходы производителя упадут. Займет он какую-то часть рынка, и все - дальше никуда. И придет свободному рынку писец, потому что из сотен видов стиральных порошков останется один, да-да, тот самый - "Популярный стиральный порошок". Который стирает. Лучше всех. И из всех типов семейных автомобилей - пара-тройка, ну хорошо - пять. Разной вместимости, быстроходности и экономичности. Которые ездят. И не ломаются. И не ржавеют. И паспортный пробег у них до первого ТО - стопицотмильеновкилометров...

Рассматривая маркетинг (как инструмент свободного рынка) с точки зрения парадигмы "паразитов сознания", мы приходим к нескольким выводам. Во-первых, маркетинг есть метод продвижения на конкурентном рынке продукции, которая по своим качествам не выделяется ничем. А то и хуже, чем у конкурентов. Фактически - мы говорим о конкуренции рекламных кампаний, а не о конкуренции товара. И такой маркетинг уже не может опираться на качества продукции, он должен опираться только на себя самое. Если конкурируют два автомобиля, люди очень быстро определят, какой из них лучше. И останется только один. А если конкурируют два маркетинга, то люди будут покупать оба вида авто, потому что выбор из одной шизофрении и другой шизофрении - в общем, достаточно плюралистичен. Одно авто брутально, другое гламурно - но ломаются и бензин жрут оба...

Во-вторых, переход экономики с конкуренции продукции на конкуренцию брендов означает только то, что производители начинают меньше времени тратить на повышение качества продукта, и больше - на повышение эффективности маркетинга. Неудобно возить пальцами по экрану телефона? Фигня, вот вам маркетинг. Хреновые фотокамеры в мобилках? Вот вам маркетинг! Аккумуляторы телефонов взрываются в кармане? Вот вам маркетинг! При разработке Боинг-787 Дримлайнер в них поставили те же (по технологии) аккумуляторы, что взрывались в мобильниках Нокия. Естественно, получилось... И нет, чтоб поставить нормальные - просто оборудовали для них несгораемые ящики. Теперь оно гореть не перестанет - но не будет такого общественного резонанса. Вот она - победа маркетинга над здравым смыслом!

В мире маркетинга есть одна интересная штука, называется - инновации. Маркетологи инновации любят. Просто потому, что с инновациями никто из потребителей дела ранее не имел (но то они и инновации), а значит - можно парить любую хуйню. Схавают.

Должна ли развиваться промышленность? Несомненно. Развитие технологии, развитие промышленности - это столбовая дорога развития человечества. Сегодня человек зависим от машин и технологий на все твердые 100%. У кого технологии лучше - тот и молодец. Однако темп развития технологий определяется объективными потребностями общества. Критерии, по которым развиваются технологии - это рентабельность, надежность и необходимость продукции. Автомобилей. Стиральных порошков.

Чем больше продукции создано по данной технологии - тем эта технология дешевле. Потому, что ее стоимость размарывается по всей продукции. Тем дешевле эта продукция, потому что инфраструктурные затраты на внедрение технологии - тоже размазываются. А если продукция у нас мелкосерийная, то и затраты на разработку, и инфраструктурные затраты - наоборот, концентрируются. Затраты на производство возрастают, а ведь нам надо думать и о следующих разработках. Значит, нам требуется повышать норму прибыли. А значит - потребитель платит больше, больше, больше... В мире постоянных инноваций себестоимость промышленной продукции повышается, продукция быстрее обесценивается, быстрее устаревает. А если учесть тот факт, что реальная потребность в данной продукции, в общем, покрывается (а зачем еще производить, если не для удовлетворения спроса?), то получается, что продукция должна быть менее долговечной.

Это не заговор производителей. Запланированное старение (и чем дальше - тем быстрее) не является предметом для расследования общества по защите прав потребителей, прокуратуры или еще кого-нибудь. Это не осознанно. Это не люди такие - это конфигурация такая...

Поскольку в мире маркетинга все происходит очень быстро, люди разучаются делать долговременные прогнозы либо долговременные инвестиции. Зачем, ведь завтра все изменится, верно? В результате возникает ситуация, когда, независимо от темпов промышленного развития, потребности целых областей деятельности оказываются неудовлетворенными. Не будем ходить далеко, возьмем строительство.

В США, самой инновационной стране, большая часть жилищного строительства - это сборные деревянные каркасные дома. Они дешево стоят, быстро строятся, недолго служат и быстро приходят в негодность. Более дорогие - бетонные монолитные или кирпичные дома - строятся в качестве коллективного жилья в городах, но уже в значительно меньших количествах. Строители постоянно заняты строительством быстровозводимых проектов, все довольны. Значит ли это, что в строительной индустрии США все в порядке? Нет. На 2010 год 80% инфраструктурных объектов в США - это то, что было возведено в 30-е годы трудовыми армиями имени товарища Рузвельта. Он так боролся с Великой депрессией - строил мосты, дороги и прочие шняжки. Сейчас все это начинает сыпаться. Каждый инфрапструктурный объект - это очень, очень дорого, и потому - делается на десятилетия вперед. В мире постоянных перемен, в мире маркетинга - такие прогнозы малореальны, если вообще возможны. Вон Денвер, например - целый цветущий город - стал городом-призраком.

Страна не подверглась нашествию врагов, не пала жертвой мора или голода, в ней не было революций и прочих бедствий. Но вот заселить массу жилья людьми, заставить их ходить в уже стоящие в наличии супермаркеты, больницы, школы - не получается. Почему? Потому что для этого нужно что-то в Денвере производить, а это - перестройка инфраструктуры. Это очень и очень дорого, и это должно быть на десятки лет вперед... Опять же - это не люди дураки (точнее они дураки, но в другом месте), это конфигурация такая.

Чарльз Дарвин разработал теорию эволюции в приложении к биологическим видам. Однако точно так же она может быть приложена и к различного рода системам. Развитие общества, точнее - развитие конфигураций - тоже протекает в эволюционном дарвинистском русле. А значит, управляется принципами наследственности и изменчивости. Маркетинг - это апофеоз изменчивости. А вот с наследственностью как-то не сложилось...

И ведь что самое интересное, в мире изменчивости быть первым на самом деле - редкое западло. Если ты первый, впереди тебя - неизвестность, можно и наебнуться. А чтобы быть первым, нужно, чтобы за тобой шли, иначе ты просто превратишься в одинокого нахрен никому не нужного. Что же касается тех бонусов, которые дает первенство - они весьма относительны. Потому, что догонять проще. Есть образец. Смотрим, анализируем. Прикидываем, как у нас говорят, хуй к носу. И делаем свое, но под наши нужды. Уже имея на руках сметы, расчеты, и точно зная - получится. Потому коммунистический Китай себя чувствует превосходно - у него затраты на НИОКР в области промышленности и в области общественной жизни равны нулю. Китайцы посмтрели на то, как СССР наебнулся, сделали выводы. Посмотрели, как на американских заводах работают - стали так же работать. При абсолютно точном знании, что все будет в порядке. И заметьте - ни за кем они не гонятся, а подтягиваются к крепкому и надежному среднему уровню.

Фактически не Америка бежит вперед, а Китай за ней гонится. Нет, это Китай наступает на пятки Америке, а Америка пытается от него убежать...

СССР все время своего существования был впереди планеты всей, набивал шишки. Набивал до тех пор, пока не развалился окончательно. И что произошло? А произошло простое - вместо постоянных прыжков в неизвестное мы начали наследовать опыт, внедряя хорошее и избавляясь от плохого. И в результате наиболее консервативные страны стали наиболее успешными. Теперь уже не Америка бежит вперед, а Россия и Белоруссия догоняют - нет, Америка пытается убежать от России и Белоруссии, но кто ж ей позволит?

Насильственная модификация общественных отношений в Грузии, Прибалтике, на Украине - это инновации. Чтобы новая конфигурация закрепилась - нужны десятилетия стабильности. Политической стабильности, экономической стабильности, социальной стабильности. Если бы оранжевые были нашими, то есть украинцами - то не было бы революций. Была бы нудная долгая каждодневная работа. Создавать успешные предприятия, системно выходить на рынки Европы, работать в области образования и науки, здравоохранения и права. Десятилетиями. Чтобы новая конфигурация не превращалась в рекламную компанию-однодневку. Вот это была бы реальная работа, с реальным, системным, качественным результатом. Результатом, который воспроизводит сам себя. Потому что есть инерция этого результата, есть наследственность этого результата, есть качественные изменения в обществе.

Ну и что, показали какие-то кукольные мультфиьмы...

В отсутствие наследственности изменчивость превращается просто в мутацию.
Tags: Мысли дилетанта, Чотаржу
Subscribe

  • Какой русский не любит рвать шаблоны...

    Мотособака. Гхм... Знаете, что это мне напоминает? Ага... Отсоси, Энакин Скайуокер! Тут, гхм.... Короче, интересно, будет ли событие…

  • Без темы

  • Синемафилическое

    Да. Я таки раздуплился посмотреть этот сериал, и посмотрел первые четыре серии. Подряд. Наверное, я сделал это зря, вот сейчас я начинаю понимать,…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments