Нехорошо.
Вместе с тем у нас давным-давно существует и прекрасно используется такой вид транспорта, как железнодорожный. И почему-то рельсы - не плавятся. И вот загадка - железнодорожное полотно никуда почему-то не проваливается...
Загадка.
В свое время для быстрого дорожного строительства использовались бетонные плиты. С разбиравшихся аэродромов и свежеизготовленные. Аэродромная плита хороша. Она крепкая. Она большая. Она выдерживает вес грузовика легко и с запасом. Только вот беда - в стыки плит осенью натекает, зимой замерзает, весной тает - и под плитами образуются промоины. Несмотря на дренаж. И хорошо бы - промоина по центру, проехал - и не узнал, так нет же - по краям. Едет грузовик, наезжает на край плиты, она под ним поддается, он проезжает ее до конца, она поддается в другую сторону, под днищем образуется ступенька - и все, прощай, ведущий мост!
А еще из-за подвижности бетон по краям плиты выкрашивается, и вся дорога оказывается в поперечных и продольных противотанковых траншеях. Я когда студентом был, по такой дороге ездил в велопробег Москва-Псков-Новгород. От Волоколамска на Псков не дорога была - а наш пиздец Гудериану, в некоторых местах грузовики на обочину съезжали и предпочитали грязь месить, в грязи застревать и в ней же тонуть...
Ну вот как так получается, что железные дороги - годами, а обычные - от дождей до заморозков? Причина - в разном режиме работы автодороги и железнодорожного полотна.
В автодороге вес машины концентрируется с четырех точках. Под каждым колесом. Удельное давление большое. Асфальт (особенно под южным солнцем - мягкий. Он и должен быть мягким, чтобы термическое сжатие/расширение не рвало полотно. Потому усилие передается непосредственно на гравийную подушку, на песок под ней. Если там вымоина образовалась - дорога проваливается, получается яма. В железнодорожном полотне усилие передается на рельс, а тот распределяет его далеко вперед и назад, то есть - вдоль дороги. А рельсы лежат на шпалах, и потому усилие передается поперек - на всю ширину полотна. Получается, что масса вагона не сосредоточена на жалких квадратных сантиметрах площади опоры, а распределена на много квадратных метров. И самое главное - если насыпь осела, и пара шпал повисла в воздухе в сантиметрах над насыпью - распределение веса по рельсам и шпала мприводит к тому, что поезд только слегка покачивается. И на общую картину такая мелочь не влияет. А весной приходят дорожные рабочие и подбивают/подсыпают гравий.
Вот было бы хорошо объединить живучесть железной дороги с простотой использования автотрассы! И этого есть у нас!
Представим себе гравийную подушку со шпалами и рельсами (на самом деле - с поперечными и продольными балками), на которую брошены бетонные плиты. В такой системе вес грузовика распределяется на десятки квадратных метров подушки, а если где-то что-то и играет - то рельсы и шпалы это дело нивелируют. Одно плохо - горб на дороге приводит к качанию плит, образуется ступенька (однако гораздо меньшая), плита выкрашивается по краю... Как сделать так, чтобы плиты покрытия не выкрашивались?
Плиты выкрашиваются потому, что под одной из точек опоры образуется пустота. И плита становится - неустойчивой. А если сделать так, чтобы плита была устойчивой при любом рельефе под ней - тогда она качаться не будет, не будет разбиваться, и прослужит долго и счастливо...
Существует вид опоры, который устойчив на любом рельефе. Это - трехточечная опора. Трехногая табуретка никогда не будет качаться, потому что на любой поверхности три точки всегда найдет точку опоры. Теперь представим себе вот такую вот картинку:

На гравийную подушку (черное) кидаются бетонные тумбы (темно-серый) с широкой нижней опорой (синяя). На тумбы укладываются треугольные плиты таким образом, чтобы опираться на них углами. Едущий по такой дороге грузовик опирается на плиты, те - на тумбы, тумбы - на гравийную подушку. Если какая-то из опор (тумб) просядет, то лежащие на ней плиты просто изогнутся. На дороге вместо выбоины образуется "волна". Самое главное - плиты в такой конструкции перестают "прыгать", так как все время опираются надежно. А это значит, что они не будут разбиваться - и прослужат дольше.
Давайте представим, как может выглябеть ремонт такого дорожного полотна. Допустим, какая-то из тумб просела. Приезжает бригада с краном, поднимает плиты, поднимает тумбу, подсыпает гравия, трамбует, ставит на место тумбу и укладывает плиты. И все... Больше ничего делать не надо... Более того - такое полотно у нас получается модульным и быстросборным. Где-то на ЖБК штампуются плиты и тумбы, а потом "на месте" они просто укладываются на подушку...
В тех же регионах, где вообще все швах - я мерзлоту имею в виду - под тумбы можно подложить поперечные (шпалы) и продольные (балки) элементы:

Конечно, в постройке такая дорога дороже обычной. Однако, как мне представляется, она будет сохранять свои эксплуатационные характеристики намного дольше обычной. Причем сохранять именно паспортные характеристики, а не "проехать теоретически можно"...
Journal information