bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

МКС или Марс?



Раз пошла такая пьянка...

Еще год назад дискуссия "МКС или Марс" была весьма оживленной, и произошло это по причине планов США отдать МКС в частные руки, а самим сосредоточиться на Луне и Марсе. Я еще тогда говорил, что станция на низкой околоземной орбите НЕОБХОДИМА, и что Луна лучше Марса в плане следующей цели долговременного присутствия человека в космосе. Проект "Вызов" открыл новые возможности и горизонты, и сейчас мы рассмотрим все аспекты "борьбы МКС с Марсом".

Будет весело.

Мало кто заметил, но МКС на орбите уже более 20 лет. Все к ней просто привыкли, выросло поколение, которое не знало мир до МКС (а я помню еще Салют-6!). Однако, в сравнении с Салютами и Миром у МКС есть одно качество, которое делает ее уникальной, практически эпохальной вехой в истории космической экспансии человечества...

МКС - первый объект с непрерывным присутствием человека.

Станции Салют летали и работали как с экипажами, так и в автоматическом режиме. МКС без человека не летает - вот уже более 20 лет на орбите Земли НЕПРЕРЫВНО работают люди.

Почему это важно?

Представим себе, что мы летим на Марс. И вот мы летим, летим, летим - и у нас отказывает туалет. Ломается. Что делать?

Чтобы вы поняли - собрать грузовик на МКС та еще задача, а на Марс грузовики просто так летать не будут, невозможно это по техническим причинам. И если сральник сломался - значит до конца полета экипаж должен будет срать в носовые платочки...

Вот уже два десятка лет с лишним на МКС работает система жизнеобеспечения. Это срок. Это - ресурсные испытания. И не в условиях, максимально приближенных к реальным, а в реальных условиях. И каждый отказ, каждый затык - это информация для конструкторов и изготовителя. И замена компонент - это новая строчка в ведомости комплектации ЗиП.

Маленький момент. Чтобы достичь Марса, и вернуться назад, нам нужен туалет, способный со стопроцентной гарантией работать на протяжении трех лет без отказов и без вопросов. И нам нужен не только туалет. Нам нужна система поддержания постоянного газового состава в атмосфере. Которая не ломается. Нам нужны беговые дорожки, которые не ломаются. Нам нужна система возобновления питьевой воды, в идеале мы должны включать углекислоту в биологический цикл на станции...

Интересно читать фантастика, да? Там где про оранжереи, и космические ковчеги, сотни лет бороздящие космос. Вот только чтобы такие ковчеги сделать - нам нужно оборудование, которое за эти сотни лет не превратится в труху бесполезную, понимаете?

Причем работать это оборудование должно в условиях, в которых обслуживание не производится...

Илон Маск может строить свою ракету, и даже если у него вдруг (такая фигня) получится - все равно без сральника, способного выдержать условия полета на Марс, его экспедиция погибнет. Захлебнется дерьмом...

МКС - первая и единственная в истории человечества площадка, на которой отрабатывается непрерывное функционирование искусственной биосферы.

Да, не замкнутого типа, требуются расходные материалы.

Так ведь даже на Земле так и не смогли построить замкнутой биосферы...

Сегодня у нас на Земле огромная беда с экологией, и не в последнюю очередь потому, что экологическая активность человека подменяется политиканством и популизмом. Настоящая природоохранная деятельность пока что эпизодическая, носит эпизодический характер. Нет комплексной программы, основанной на научных фактах. Снижение выброса углерода ничто по сравнению с исчезновением лесов, к примеру... Нас спасает огромная инерционность процессов в масштабе планеты, и эксперимент "Биосфера-2" показал, что при уменьшении масштабов процессы значительно ускоряются. В этом смысле опыт поддержания искусственных сред обитания, каковой средой является МКС - бесценен. Даже если они не замкнуты, все равно постепенная автономизация таких сред - это шаг вперед.

Итак, наше несовершенство в создании искусственной среды обитания, и ресурсные ограничения аппаратуры, которая используется для организации такой среды - естественные препятствия на пути человека в космос.

Без МКС Марса не будет, понимаете?

Далее. На МКС люди столкнулись уже с проблемами материалов. Материалы стареют, и этот процесс, который можно пережить на низкой околоземной орбите - в космосе уже пережить нельзя будет. Объект с гарантированным ресурсом в три-пять лет можно один раз сгонять на Марс, но при его чудовищной стоимости это будет пиррова победа. Снабжение МКС обходится дорого, снабжение станции на лунной орбите будет в десятки раз дороже. То, что мы построим там сейчас - оно по уровню снабжения отбросит нас в лучшем случае во времена Салют-6. В лучшем случае.

Логистические ограничения на снабжение дальних космических поселений (мы рассматриваем станции как поселения) требует принципиально иных по своим качествам технологий и конструкторских решений.

Сегодня скафандр для ВКД выбрасывается после десятка выходов в открытый космос. Восемьдесят часов работы - вот его реальный ресурс. На МКС его можно заменить, прислать новый, на орбите Луны это уже проблема, очень дорого. На орбите Марса его заменить будет НЕЛЬЗЯ.

Мы можем прилететь на Марс - я это допускаю. Мы даже можем походить по поверхности, оставить свои следы на марсианских песках. Но ближайшая пылевая буря сотрет эти следы, и засыплет все то, что мы там оставим. И будет очень хорошо, если это будут не обломки нашего корабля, понимаете?

Итак. Комплексная ресурсная исследовательская платформа - вот что прекрасно и дешево реализуется на околоземной орбите, и вот без чего мы НИКОГДА не освоим космос. МКС или Марс - неправильный вопрос.

Правильный - что еще мы должны сделать на МКС, чтобы добраться до Марса.

Я уже писал, что старые, вышедшие из строя модули, которые сейчас топятся - это бесценная информация. Это материалы, которые разрушились, и нам надо знать, как они разрушаются, чтобы искать новые материалы. Это системы, которые вышли из строя, и нам надо знать, как именно они вышли из строя. Чтобы создавать более жизнеспособные системы. И поскольку сейчас все это богатство опыта находится на околоземной орбите - нам нужна исследовательская платформа, которая сделает все это доступным, и сами исследования возможными.

Чтобы создать конструкции с гарантированным сроком эксплуатации в сорок лет и больше - а именно такой срок оправдан для полетов на Марс, и для системного изучения и освоения Луны - нам требуется большая, и очень квалифицированная работа на низкой околоземной орбите.

И здесь мы возвращаемся к проекту "Вызов", то есть - к системе экспресс-подготовки глубоких узких специалистов для работы в космосе. Материаловедов. Химиков. Физиков. Технологов. Врачей. Которые смогут, разгребая "кладбище погибших кораблей", в смысле - залежи отработавшей техники, исследовать РЕАЛЬНЫЕ процессы, происходящие в космосе, и найти РЕАЛЬНЫЕ способы увеличения ресурсов конструкций до необходимых величин. И исследуя человека, найти возможность помочь ему шагнуть дальше.

Ребята, давайте возьмем обычный земной город. Любой. Выйдите на улицу, пройдите по его улицам, подумайте, сколько лет окружающим вас зданиям. Им многие десятки лет, некоторым - сотни. Некоторым - за тысячу. Мы все примерно грамотные и приблизительно представляем, сколько денег тратит город на строительство. Посмотрите, сколько реально строится, и представьте себе одну маленькую картинку...

Представьте себе, что каждые двадцать лет вы должны сносить КАЖДОЕ здание в своем городе, и строить его снова...

Представили?

Теперь вы понимаете, о чем я говорю - только потому, что наземная инфраструктура имеет колоссальный ресурс, наша цивилизация существует в самых лучших и приемлемых для нас земных условиях. А в космосе условия хуже, намного хуже, там все намного дороже - и значит, вопрос ресурса инфраструктуры является ГЛАВНЫМ.

Чтобы оправдать марсианскую эскападу, нам нужны конструкции с гарантированным ресурсом в сорок лет и более, и без такого же ресурса нам нечего делать на Луне. Полететь на нее мы можем хоть сейчас - но чтобы там остаться и работать, нам нужен минимум сорокалетний ресурс конструкций и базовых систем...

Представьте город, который каждые двадцать лет стирается с лица земли и отстраивается заново...

Возвращаемся к Марсу как к цели. Сколько сейчас человек на Земле могут предметно и в деталях ВООБРАЗИТЬ себе марсианский полет? Намекаю - Илон Маск в их число не входит. Это могут только профессиональные космонавты. Посмотрите численность космического отряда США. 16 отряд астронавтов НАСА - 44 человека. Это самый дорогой и самый многочисленный, и один из самых подготовленных космических отрядов в мире. Это "терминаторы", это люди, которые умеют выживать в космосе... На низкой околоземной орбите.

Это охренеть сколько охуллионов долларов, это охренеть сколько человеко-веков работы, учитывая обслуживающий персонал, это самая богатая страна мира и самые амбициозные ребята - и все их реальное умение заключается в способности не сдохнуть в космосе в нескольких сотнях километров от Земли.

Действующие космонавты РФ сегодня - 28 человек. Это профессионалы из профессионалов. Но их всего 28 человек... Остальные отряды ГОРАЗДО менее многочисленны, в том числе китайский, хотя Китай в этом смысле уверенно набирает темп.

Сколько людей Илон Маск собрался отправить на Марс?



Еще раз. Количество людей, в силу огромных затрат, жесткого отбора и беспощадных тренировок способных не умереть сразу в космосе, а прожить какое-то время - меньше двух сотен на весь шарик, включая кандидатов. И за каждым из них - десятилетия тренировок и отбора, колоссальный труд и средства ведущих стран мира.

Чтобы покорить космос, чтобы начать его осваивать, а не ставить никому не нужные рекорды - человечество должно, помимо технологического и технического скачка, в смысле ресурса космических конструкций, решить вопросы кадровые. Потому что сегодня осваивать космос НЕКОМУ.

Смотрим на "Вызов". Экспресс-подготовка, ориентированная не на производство одинаково все плохо делающих универсалов, а на специалистов, которые могут быть объективно полезными в очень узких областях. Она экспресс, она дешевле, она быстрее. Она позволяет отбирать и в первом полете обкатывать в реальных условиях людей, которые смогут там РАБОТАТЬ. Не универсально, надежно и гарантированно работать, как профессиональные космонавты - а просто работать по своим глубоким, но необходимым человечеству вопросам. Гораздо эффективнее космонавтов в узкой, но нужной области. Но есть одна проблема.

Эти люди не могут выживать в космосе ДОЛГО, у них недостаточная подготовка и тренированность. А это означает, что такие "дешевые" космонавты - они для низкой околоземной орбиты. Но зато их может быть МНОГО.

У нас вырисовывается любопытная система.

Орбитальная станция на низкой околоземной орбите, как база подготовки, учебный центр и рабочая площадка для исследователей. Персонал - некоторое количество профессиональных космонавтов, контролирующих процесс, работающих на ВКД и так далее, и большее количество экспресс-космонавтов, проводящих глубокие исследования, и проходящих отбор и подготовку в "группы продленного дня", в смысле - на углубленный курс.

Те, кто показал хорошие результаты, и в ком есть потребность (при наличии также мотивации) после первого полета уходят на углубленную (но все же еще не профессиональную, чтобы не потерять в качестве специалистов) подготовку. Они становятся "космическими ефрейторами". Они могут дольше работать в космосе, у них - более долговременные экспедиции, уже с дополнительными элементами в виде тренировочной программы. Они прекрасно знают проблемы новичков и помогают им, разгружая профессиональных космонавтов, вместе с ними занимаются профессиональной деятельностью, продолжая свое обучение в реальной работе.

Наличие "ефрейторов" позволяет улучшить программу экспресс-подготовки, разгружает профессиональных космонавтов для сложной и интересной работы, а также готовит из "ефрейторов" командиров, прививая им навыки управления профессиональными коллективами в космосе.

В дальнейшем в части космических навыков наши "ефрейторы" могут пойти на профессиональный курс, став профессиональными космонавтами, либо остаться опытными инструкторами, предпочитая научную работу (для чего они в космосе и нужны) по специальности, сочетая ее с инструкторской деятельностью. Эти же ученые-инструкторы-"ефрейторы" являются кадровым резервом, кандидатами, которые, неоднократно отработав в космосе, приобретя навыки адаптации и реадаптации, командного взаимодействия в реальных полетах, могут быть использованы уже на Луне в качестве космонавтов-исследователей, обладающих высокими специальными знаниями и навыками, в сочетании с умением выживать в космосе в командном окружении и при квалифицированном руководстве профессиональных космонавтов.

Затраты на подготовку меньше - количество подготовленных людей больше, методы подготовки совершенствуются и дифференцируются, точно так же, как земные учебные предметы прошли процесс разделения (горизонтального и вертикального) и развития.

По море освоения Луны и создания там базы постоянного пребывания человека, лучшие "ефрейторы" (точнее уже "сержанты") начинают летать туда, занимаясь тем же самым - набирая опыт, помогая развивать программу углубленной подготовки, и выступая, по мере накопления опыта, в роли помощников-инструкторов для свежего пополнения. Одновременно превращаясь (как специалисты) в глубоких профессионалов космоса и науки, готовых вместе с профессиональными космонавтами отправляться "куда родина скажет" и делать там "что прикажут"... :)

Многоуровневая система подготовки при условии увеличения числа полетов в космос дает возможности по гибкому формированию экипажей под задачу, создает целую "космическую академию", позволяющую сохранить человека как специалиста при условии наличия дополнительной нагрузки на него как на космонавта.

Вот таким вот образом, с такой системой - мы в космосе выживем. Вот таким образом у нас появятся люди, в количестве, способные выжить в космосе и принести результат, и способные достигнуть Марса, не убившись по дороге.

Но даже в этом случае нам не обойтись без станции на низкой околоземной орбите - станции, где у нас будет "космическая школа" в плане подготовки кадров плюс космическая лаборатория для первой, наиболее дешевой, отработки технологий, процессов и процедур в реальных условиях, а также медицинская исследовательская площадка, станция по обслуживанию околоземных спутников и много чего еще...

Что станет с профессиональной космонавтикой, с "терминаторами"? Ребята, она никуда не денется, и даже станет более востребованной и акцентированной.

Весь путь развития человечества происходит в направлении обытовления знания. Когда-то для работы на компьютере требовалась академическая степень - сейчас этим может заниматься любой. Уже сегодня в составе экипажей к МКС ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствует космонавт-исследователь, не такой профессионал в области космонавтики, но - незаменимый с точки зрения РЕЗУЛЬТАТА экспедиции человек. Задача освоения космоса - она реально сложная, и без дифференцирования этой задачи нам не справиться. Все больше предметных задач будет отходить специалистам, и все более специфичной будет деятельность профессиональных космонавтов. Они будут первопроходцами, они будут открывать двери в новые миры. Они будут руководить экспедициями, и решать главную задачу. Задачу достижения, выживания и возвращения домой с результатами.

Говорят, вооруженные силы становятся настоящей армией только тогда, когда появляется первый генерал, но генерал не может все - ему нужны офицеры и солдаты...

В любом случае следует понимать, что системное освоение космоса - это вопрос ресурса. Ресурса инфраструктурного. Ресурса надежности и долговечности аппаратуры. Ресурса человеческого. Ресурса, который тратится на первое, второе и третье. И в этом смысле орбитальные станции на низкой околоземной орбите будут всегда, их функции будут расширены, численность экипажей возрастет, будет изменена система подготовки, будет усовершенствована и отработана техническая база, количество и спектр выполняемых в космосе операций будет расширен, и на каждом этапе главным будет только одно - РЕЗУЛЬТАТ.

Потому что космонавтика, в своей основе - это не развлечение, а способ выживания человечества как биологического вида, и получение результата здесь важнее любых рекордов...


.
Tags: Автостоп и дальнобой в космосе, Вызов
Subscribe

  • Спонтанная мысля...

    Посмотрел стыковку. И был очень впечатлен красотой Прогресс М-УМ. Возможно, это эффект отличия данного корабля-модуля от стандартной конфигурации,…

  • Про саммит (не песня)

    В общем, ничего принципиально нового сказано не было, если говорить о серьезном, однако элемент веселья есть - к примеру состав участников весьма…

  • Per Aspera

    Глядя на 00:15, испытал двойственные чувства. С одной стороны, очевидные проблемы с отрывом от стартового стола, и уже уверенность, что сейчас…

promo bigdrum февраль 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Спонтанная мысля...

    Посмотрел стыковку. И был очень впечатлен красотой Прогресс М-УМ. Возможно, это эффект отличия данного корабля-модуля от стандартной конфигурации,…

  • Про саммит (не песня)

    В общем, ничего принципиально нового сказано не было, если говорить о серьезном, однако элемент веселья есть - к примеру состав участников весьма…

  • Per Aspera

    Глядя на 00:15, испытал двойственные чувства. С одной стороны, очевидные проблемы с отрывом от стартового стола, и уже уверенность, что сейчас…