bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Вызов. "Салют-7". Как фильм?



В плане проекта "Вызов" я тут уже достаточно осветил все, что смог вытащить, кроме одного момента - какой нас ожидает кинематографический материал. Какой получится фильм. Смотрибельный или нет...

Я уже посмотрел "Холопа", и высказал свое мнение. Сюжет мне не понравился, работа режиссера была качественной. Скачал, но не посмотрел еще "Текст". Посмотрим, обязательно.

Вчера, скрипя зубами, посмотрел от начала и до конца "Салют-7"...

Я уже писал про этот фильм, но там было в основном на эмоциях, сегодня поговорим предметно и детально. И начнем с технических аспектов...

Корабли выглядят не так, и имеют не такой размер. На поверхности станции нет мест, по которым можно ебашить молотком, и на них даже следа не останется. Скорее наоборот - одно неверное движение, и вы отец всем пиздец... Протыкание пальца в скафандре заусенцем... Таракан в спускаемом аппарате... Непреодолимое желание жидкости избавиться от оков поверхностного натяжения, и обязательно воспарить, а не размазаться по смачиваемой поверхности... Разговоры на произвольные темы со смехуечками во время ВКД...

Все верно. Так не бывает.

Сюжет. Станция "Салют-7" реально была, реально попадала в катастрофу, и ее реально поднимали Джанибеков и Савиных. Есть такая прекрасная книга - "Записки с мертвой станции". Вот мы в цикле "Вызов" чуть-чуть писали о том, что такое работа профессионального космонавта. "Терминатора". Так вот - это книга о такой работе. Реальной.

Так вот. Действительно станция была, и был полный шатдаун, и пришлось очень сильно все восстанавливать в крайне сложных условиях. Но причиной был не метеорит (астероид), а короткое замыкание и срабатывание предохранительного блока.

Пожар. Пожар в космосе был, но был он на станции "Мир". Обошлось без разгерметизации, с пожаром в невесомости справились, станцию спасли и восстановили.

Таким образом, уже на данной стадии видно, что к реальному "Салют-7" сюжет и сценарий не имеют исторического отношения, скорее здесь соединены воедино два действительно героических эпизода из космической программы в одну кинолегенду. И это нам дает ключ к пониманию фильма. Фильм этот - это кинолегенда, это героика, это эпос. Это рассказ о сильных людях, которые в невообразимых условиях делают нечто невозможное...

(Например, я не представляю, как надеть скафандр для ВКД во время пожара в тесном помещении орбитального отсека Союза, да еще и без посторонней помощи - ИМХО это нереально).

И как только мы понимаем, что фильм этот - это эпическая легенда про невъебенных мужиков, так сразу у нас приходит понимание того, почему опять коммунисты хотят уничтожить станцию, почему такие все резкие и грубые, можно сказать, невоспитанные - от представителя Минобороны до жены командира корабля включительно...

На самом деле фильм выглядит неплохо. Он грамотно снят, красивые сцены, красивые планы, красивые эффекты. Более-менее вменяемые диалоги, и что самое главное, как только заканчивается коммунистическая партия - так сразу все становится более-менее адекватно, в рамках гипотезы сценария. Однако без этой гипотезы мы ничего не понимаем, и нас бесит вольность режиссера при обращении с реально бывшими, и реально героическими, событиями...

Реальный героизм подменяется киношной фальшью, и основное в отрицательном восприятии фильма - оно основано именно на этом. Мы не любим ложь, и с точки зрения исторической этот фильм есть ложь... Впрочем, автор на это намекает - все фамилии изменены от реальных, осталось только одно - название станции.

Если бы автор вместо названия "Салют-7" дал другое название, а в титрах указал, что по мотивам реальных событий - этот фильм получил бы оглушительный успех, понимаете?

Фильм снят хорошо, в рамках гипотезы сценария вполне качественно, но одна маленькая ложь, одно несоответствие реальных событий, причем реально героических, с клюквой - оно все порушило. Назови Клим свою картину просто "Салют", без указания номера, у нас бы включился момент аллегоричности восприятия, поскольку "Салют" без номера - это ВСЯ программа, и программа действительно героическая, сложная, очень богатая событиями и самое главное - безумно важная, имеющая огромное научное и практическое значение для всей мировой космонавтики... Достаточно сказать, что ВСЕ орбитальные станции сегодня имеют компоновку, созданную в в рамках программы Салют...

Один маленький просчет.

Неправильное название фильма.

И здесь мы сталкиваемся с проблемой культуры, культурных паттернов. Дело в том, что для нас, для наших людей - история живая. Мое поколение еще застало тех, кто жил при царе, кто участвовал в Гражданской, потом у нас была эпоха бурных преобразований социальных, Великая Отечественная, "оттепель" и застой, распад СССР и "лихие 90-е"... Все это для нас живое, мы включены в этот процесс и не можем абстрагироваться от него. А для американцев история - это красивый героический эпос о том, какие они самые лучшие, понимаете? Для американцев история - это сказка, и они очень фривольно манипулируют историческим материалом, них какой фильм ни возьми, если разбираться с фактами - полное гавно про супергероев...

Но пипл хавает, и хавает на ура - вон как толстеют, в двери не проходят...



Супергерои. Бэтмены...

Клим учился в США, у Спилберга. И учился хорошо. Однако вот это вот американское отношение к исторической правде - оно его подвело. У нас в СССР, с нашим "социалистическим реализмом", и своего говна хватало - надо отдать нам должное. И мы тоже отличались время от времени яркими образцами "наеродного" творчества. Но у нас другая ситуация была...

У нас было две истории. Одна - честная. В песнях Высоцкого и рассказах фронтовиков. Она была жесткая, она была всякая. И вторая история - история официальная, в кинематографе. Парадная и красивая. Но объединяло эти две истории определенное отношение, определенная система ценностей, определенный манифест. И мы воспринимали парадную историю и весь наш кинематограф как красивую аллегорию - и именно в аллегоричности своей он нам дал ярчайшие произведения свои - и любили его за то, что он нам близок в своем манифесте.

Штирлиц - аллегорическая фигура, но мы его любим, потому что он воплощает лучшее, что есть в нас. Капитан Титаренко - мы его любим не потому, что это реальный человек, а потому, что таких капитанов, и майоров, и полковников в ту войну было много. И потому, что за ними стояла правда.

А потом пришли 90-е, и парадная история рухнула, с грохотом и спецэффектами... И тогда пришел фильм "Брат" - снятый на коленке, потому что сейчас были деньги и надо было снять сейчас, но очень талантливым и честным коллективом - и мы увидели правду. Без особой идеи. Без особого смысла. Мы увидели себя такими, какие мы есть, или хотим быть - и никакой аллегории нам уже не надо, время такое - не до аллегорий сейчас...



Так получилось, что история, которая была для нас всегда парадной, вдруг стала нашей лично, резанула по-живому, и вот тут вот с аллегориями стало все совсем плохо... И потому мы стали очень болезненно реагировать на фальш и неправду.

Мы не можем воспринимать историю как аллегорию, потому что аллегоричность восприятия истории для нас рухнула вместе с СССР.

Чтобы выдавать авторский замысел, нам нужен намек на аллегорию. Мы должны понимать, что сейчас нам расскажут сказку. А если нам этого не сказать - у нас начинается предвзятая оценка материала с точки зрения исторического фактажа...

Название "Салют" - аллегория программы, и в рамках такого названия весь фильм смотрелся бы прекрасно. Потому что аллегория дана ЯВНО. А вот название "Салют-7", которое отсылает нас к реальным событиям, доступным в воспоминаниях очевидцев - оно лишено аллегории, и потому мы очень критически к нему относимся, хотя для американца с его сказочно-героическим восприятием это абсолютно нормально.

Смотрят же американцы свои фильмы про полицию? Вы понимаете, НАСКОЛЬКО то, что про полицию снимается в Голливуде, отличается от РЕАЛЬНОЙ полицейской работы? И вот это вот, все эти блокбастеры - их смотря все американские полицейские.

Что они чувствуют?

lecter-11.jpg

Вот такие вот пироги...

Вопрос - а что будет в фильме с рабочим названием "Вызов" (название кстати очень хорошее, аллегоричное, многозначное - это и медицинский вызов к пациенту, и жизненный вызов, и вызов к начальству - много вариантов)? И вот тут вот, суммируя все то, что я увидел в реалити-шоу, я могу сказать, что фильм должен получиться.

Фильм должен быть, безотносительно к месту проведения съемок, от хорошего до отличного.

Почему?

1. Космонавты участвовали не только в качестве актеров, они помогали править диалоги. Соответственно, у нас не будет супергероя-командира из "Салют-7", а будут более-менее живые характеры.

2. Космонавты снимаются реальные, не актеры, и потому рисовки и наигрыша ожидать не следует. Собственно говоря, в девятой серии реалити-шоу, там Новицкий рассказывает, посмотрите - ребята, никакой особенной крутизны не надо, понимаете? Он просто стоит, рассказывает, и всем становится ясно, кто тут на самом деле крутой. А отсутствие наигрыша - это живое восприятие зрителя.

3. Наконец, в кино мы увидим настоящие приборные панели аппаратуры...



ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА ЗАКЛЕПОЧНИКИ БУДУТ ДОВОЛЬНЫ!!!!!

Также будут настоящие костюмы, скафандры, станция и спускач. То есть - мы имеем не только безупречность более-менее героев второго плана, но и безупречность реквизита.

4. И теперь самое пикантное. Несмотря на то, что фильм снимался на натуре, на реальной станции - сюжет фантастический. ЭТО ФАНТАСТИКА. Аллегория зашита в сам жанр, понимаете? Хирургические операции на орбите по-настоящему никто еще не проводил, и даст бог - не придется (тьфу-тьфу-тьфу). ЭТО ФАНТАСТИКА, сама ситуация - это аллегория, и она служит способом раскрытия конфликта главного героя (врача в исполнении Юлии Пересильд).

Я догадываюсь о некоторых вещах, но не скажу.

Иными словами, Клим в этом фильме складывает воедино все удачные компоненты, в которые он кстати умеет весьма неплохо и даже хорошо, если не сказать отлично - и я не вижу препятствий к тому, чтобы получилось хорошее кино.

Еще раз. Возвращаемся к "Салют-7". Фильм, из-за НЕПРАВИЛЬНОГО названия заведомо был обречен на негативное восприятие публики. Один маленький просчет - и публика восприняла его в штыки. И несмотря на это - его называют "спорным". Потому что вот кроме того, что всем не нравится (отступления от исторической правды конкретной экспедиции), в фильме все же присутствует нечто, что не позволяет его хаять вот так вот сразу и целиком. И понятно, что присутствует...

Даже на фоне "Гравитации", которая любым железячником-заклепочником воспринимается как "фууууу" (я не смог смотреть, честно, минут двадцать выдержал и нахрен стер), "Салют-7" смотрится не хуже. Более того - автору удается проломиться сквозь негатив осведомленного зрителя, и дать более-менее приемлемый финал.

А вот если бы название было правильным - то и восприятие зрителя не было бы искажено неправильной установкой...

А с другой стороны - если бы Клим не ошибся с названием для "Салют-7", не было бы удивительной экспедиции, замечательного реалити-шоу, не было бы очень разных, но очень волнительных переживаний у всех, наблюдающих за проектом, поскольку просто отсутствовала бы творческая мотивация у режиссера...

Давайте говорить прямо - именно провал в прокате "Салют-7" стал для Клима Шипенко тем самым вызовом, который и привел его в космос...

Амбициозная художественная натура. Художника обидеть может каждый - но не всегда следует это делать...

:)

Короче. "Салют-7" вовсе не так плох, если сделать редактуру и убрать "7"-ку, оставив в названии и самом фильме только слово "Салют" - то я думаю, смотреться будет на порядок лучше. Как аллегория. И да, от "Вызова" я ожидаю, в смысле я вижу все предпосылки - гораздо большего.

Такие дела.

lecter-1.jpg

О! И самое главное!

НАКОНЕЦ МЫ НЕ УВИДИМ В ФИЛЬМЕ СССР ТАКИМ, КАКИМ ЕГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ РЕЖИССЕР!!! :)


.
Tags: Вызов, О вкусах не спорят, Тонкое жизненное
Subscribe

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments