bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Социальная кибернетика и психотроника, или вывих мозга как общественная парадигма - 28

Части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27.

Вниз по лестнице, ведущей вверх.



Собственно говоря, предыдущей статьи данного цикла не планировалось в принципе. Замысел был другой. Но потом оказалось, что попытка проиллюстрировать тот материал, который я хочу дать вам в этом выпуске, не сделав отступления - невозможно. Ну и так получилось, что само отступление получилось информативным и содержательным. Извините.

А поговорить я хотел о замечательной книге "Человек-манипулятор" превосходного психолога Эверетта Шострома. Каковой Эверетт Шостром был учеником уже упомянутого нами сына бондаря из Киевской губернии Абрахама Маслова, простите - Маслоу. Что, как бы, уже преемственность и интересно, особенно в свете нашего способа глядеть на пирамиду Маслоу...

Существует два перевода Шострома, один - сокращенный (и его нам в принципе достаточно), и другой - полный. Впрочем, там в конце у нас уже идет терапия, это - для специалистов. Поскольку мы с вами разбираемся в достаточно специфическом вопросе, а именно в вопросе психотронного воздействия на человека - нам как бы клинические вещи ни к чему, разве что с точки зрения осознания сложности терапевтического процесса. Ну а поскольку нам терапией не заниматься - мы можем обойтись и "коротким вариантом".

Книга Шострома посвящена исследованию психологических манипуляций. А как мы с вами знаем, психотроника в первую и последнюю очередь - это манипуляция. В чистом виде. В дистиллированном. Альфа и омега манипуляции есть психотроника. Это ясно даже и ежу, как говорил один литературный герой...

Отличие психотронного воздействия от обычной бытовой манипуляции есть его предельный характер.

Собственно говоря, я сейчас поискал, какую цитату привести, и понял, что цитировать придется целиком. Так что лучше почитайте - книга простая, понятная, жутко интересная, и практически применимая на практике в обыденной жизни. Мы же ограничимся моим пересказом, моими воспоминаниями и уклонениями в сторону специфики психотронной реальности.

Начнем с иллюстрации. Во времена моей бодрой и буйной сектантской молодости я как-то столкнулся с ситуацией. Дело было на одной из посиделок с "учителем", на шее которого я тогда мертво повис вцепившимся клещом. Собралась высокодуховная публика искателей истины ("бездельников" по Мирзабаю), дабы приобщиться, так сказать, к источнику... Собрались, сидели, трындели, все такие возвышенные были, что чуть еще - и выйдем в стратосферу. А учитель все мрачнеет и мрачнеет. И вот все заканчивается, все расходятся, довольные донельзя, а он мне и говорит - "что за идиоты, хотел ведь интересную ситуацию устроить, не дали".

Кстати, это был тот самый человек, который позднее сказал мне - "нет слаще духовной власти, потому что она абсолютна"...

Как я уже писал, жизнь сектантская иррациональна, полна магии и скрытых смыслов, волшебства и озарений. В переводе на обычный язык это означает, что мы имеем дело с ярко выраженной психотронной реальностью, в которой логика бессознательного вырывается в обыденность. В данной ситуации, абсолютно помимо нашего желания, нерефлексируемый и неуправляемый, проявляет себя феномен групповой суггестии. Если вы помните, мы говорили уже об этом, и мы приводили пример, связанный с транзакционными играми по Берну, когда говорили о секте Абая. Раскол в группе Мирзабая, произошедший из-за культурной нетерпимости части "бездельников" к ученикам-русским, привел в действие механизм групповой суггестии. Абай, как "самый умный", а также как человек с самыми большими амбициями, под действием группы слабо вменяемых товарищей, взял на себя роль "родителя". Ну и чем закончилось - вы помните.

Не только гуру суггестирует группу, но и группа тоже суггестирует гуру. То же самое наблюдается, правда в менее патологических формах, и в обыденной жизни. Например, не только политический лидер ведет за собой сторонников, но и сторонники также тянут за собой политического лидера. Это надо понимать четко. И если в отношении политиков это до какой-то степени осознается, то в отношении сект, к сожалению - нет. Надеюсь, соответствующие лица из соответствующих структур почитывают этот текст. В конце концов - когда еще они получат объективный анализ "с той стороны", да?

Теперь давайте рассмотрим следующий вопрос. Вот в данном примере (хрен с ним, с Абаем - возьмем мою историю) где манипуляция, если есть одна только, вроде бы, суггестия? Посмотрите, подумайте, вспомните ранее читанный материал. Я подожду.

Люди приходят в секты не потому, что они глупые. Они приходят потому, что не способны выдержать систему отношений, сложившуюся в окружающем их мире. В семье, на работе. Потерпев жизненную катастрофу. Потеряв в силу болезни, изменения социального статуса, или иных факторов социальные ориентиры, в конце концов. Им нужно что-то простое, что не вызовет излишнего напряжения ума, с одной стороны, и что-то комфортное, безопасное - с другой. Такое, что поправило бы пошатнувшееся чувство защищенности, подлатало бы покоцанную самооценку, придало бы окружающему кошмару вид пусть химерной, но осмысленности и целеустремленности. За миром они идут, за миром, покоем и уверенностью. Это чисто подсознательный, чисто эмоциональный стимул. Но - очень глубокий и сильный, тем более, что общественное порицание его непрерывно поддерживает и подпитывает. (Что делают наши гайцы? Наши гайцы звиздячат их еще сильнее. Их ведь ничему другому не обучали, верно? Но это - в скобках.)

Олицетворением, источником такого мира, покоя и уверенности для них является гуру. Соответственно, с одной стороны мы имеем мощнейшую мотивацию (она не мотив, пока не осознанна), с другой стороны - метод удовлетворения путем общения с гуру. Так рождается действие. И это действие носит ярко выраженным манипулятивный характер.

Неважно, что хотел сказать или сделать гуру. Ты мне дай покоя! Мира мне дай! Чтобы я почувствовал себя защищенным! Чтобы я почувствовал себя человеком, а не вошью, не парией... Вот на самом деле та красная линия, на которую нанизана вся сектантская жизнь. Потому и самоуничижение допустимо едва не в крайних формах, и превознесение, и все что угодно. Выпросить, вымолить, выцыганить, вытребовать, зубами вырвать... Это позиция капризного эгоистичного голодного ребенка, позиция "собаки снизу" по Перлзу, в самой ультимативной своей форме. Вот что пишет об этом Шостром (ну наконец, добрались до места, где можно воткнуть цитату):

ПАССИВНЫЙ манипулятор - противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, разыгрывая "собаку снизу". В то время как активный манипулятор выигрывает, побеждая противников, пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. И лучшие его помощники - вялость и пассивность.

И все это происходит неосознанно, все это происходит на интуиции (хотя нет - интуитивная деятельность все-таки когнитивна), на рефлексах и инстинктах...

Да ребята, и я переплыл эту реку. Широка эта река - редкая птица доплывет до середины...

В противоположность "болезным", гуру бывают разных типов.

Есть люди беспринципные, циничные, с развитым целеполаганием, умеющие торговать миром и покоем. В сущности своей, этот тип людей наиболее близок к наркоторговцам. За наркотики могут и под локотки взять - а тут еще докажи, если люди сами так к тебе липнут. В совершенно патологических случаях возможны длительные, массовые, развитые секты. Шикарный, можно сказать, хрестоматийный пример - сайентологи. Такие гуру никогда не берут все, имеют развитый инстинкт чувства меры, очень хорошо знают кодекс. В сериале "Менталист" показана секта визуализаторов, да... Я когда смотрел на Стайлза, просто рыдал от умиления и чувства узнавания, да...

Есть люди, считающие секты бизнесом, но в определенный момент срывающиеся. Групповая суггестия - мощная штука, да... Гуру не выдерживает, начинает отбирать все, начинает считать себя богом. Примеры - Белое Братство, Чарльз Мэнсон, Абай, Аум Синрикё. Это второй тип.

Есть люди, не извлекающие выгоды из сект, но по тем или иным причинам (сочувствие, жизненная ситуация) вынужденные играть роль гуру. Навскидку - эпизод из Библии, когда Христос с учениками бежит от толпы поклонников, накормленных пятью хлебами и двумя рыбами, сперва отправив учеников, а затем, раздав "мира и покоя" - и сам, уверенный, что по воде его никто не догонит. Точно так же и эти люди бывают вынуждены терпеть.

По поводу последних пикантная подробность. Существует целый класс "кающихся грешников". Это такие "болящие" (термин не мой, подслушано у одного батюшки), которые ходят из церкви в церковь, накапливая благословления, исповеди и причастия. Фактически - используя вместо секты - церковь (отличие есть, мы до него еще дойдем). Кто посещал церковь - тот видел и знает. Периодически за такими "страдальцами" (хотя почему в кавычках - люди-то больны) приходят гуру первого типа, порождая всевозможные "Школы духовного подвижничества" (на редкость мерзкая и богопротивная организация была, не знаю, есть ли сейчас), и сосут, сосут, сосут...

К слову сказать, нормальная церковь (то есть Русская Православная церковь Московского Патриархата) имеет давний и солидный опыт работы с потенциальными сектантами из числа своих прихожан. Работают кнутом и пряником, послухом и работой "на храм", молятся за них и склоняют к молитве - то есть грамотно используют групповую суггестию и повинуемость, референтные группы и трансовые состояния. Молодцы.

Существует еще и четвертый тип гуру. Подобно третьему типу, это люди, вынужденно возглавившие дружный коллектив психов. И подобно второму типу - не справившиеся с групповой суггестией. Я сейчас приведу один не вполне очевидный пример, вы не торопитесь плеваться - подумайте. Речь идет об ансамбле Семь Симеонов. Какая ж это секта - скажете вы. Это ж семья. А вот и нет, ребята, по динамике психологических процессов это - совершенно нормальная секта с гуру третьего типа. Позднее перешедшему в четвертый тип.

Семья многодетная, реальность советская. Денег мало, надо работать. Мать детей поднимала, была защитницей/кормилицей. По количеству детей, да в связи с необходимостью работать, времени должного каждому ребенку уделять не могла, как и отец. Соответственно мы имеем классический случай динамики малых групп. 11 детей - это вполне на детдом тянет, однако, при значительно меньших временных ресурсах, которые можно выделить каждому ребенку в отдельности. Поскольку реальность советская, денег мало, родители горбатятся, у детей вырабатывается комплекс зависимости от родителей, плавненько так - переходящий в почитание. А так как отношения в небольших семьях (с другими пропорциями взаимных обязательств и времени на общение) и отношения в такой семье - отличаются, появляется феномен социального дистанцирования Овечкиных от окружающих людей. Вот тебе, как говорится, и Рабиндранат Тагор полный комплект социальных динамик...

И неслучайно инициатива бегства за границу исходила именно от матери. Потому что именно она была тем самым гуру третьего типа, который не справился с групповой суггестией. А благодаря дистанцированию членов семьи от социума (типично сектантские приколы) бывшая против угона Ольга никому ничего не сообщила, но - покорно пошла со всеми и приняла участие в...

Страшненькая судьба у семейки, да?

Говорить о мотивации гуру достаточно сложно. В силу групповой суггестии со стороны членов секты значительная часть мотивационного комплекса скрыта от осознавания, и чаще всего - ситуационно-зависима. Вместе с тем следует особо обратить внимание на тот факт, что отношения между гуру и сектантами всегда носят трансакционный тип родитель-ребенок. Это вытекает из самой сущности контингента, так сказать. В общностях с традиционным внесемейным патернализмом (сельские жители старых деревень, родоплеменные отношения, страны Востока, в первую очередь - ислама) существует целая культура "мудрых людей", "аксакалов". В нашей же, европейской культуре, не только найти "аксакала", но даже и вступить с ним в отношения, если он есть - проблема, нет у нас такой культуры, нет у нас такой системы отношений. Семья у нас жестко отгорожена от социума культурными нормами, и преодоление либо разрушение этих норм носит чаще всего патологический характер. Отчего, собственно говоря, народ и шарахается от "сектантского мира", не имея возможности опознать происходящие процессы, не различая нормы и патологии.

На самом деле, ребята, определение, опознание этих процессов требует от нас таких знаний, такого жизненного опыта, нужно так хлебануть... И в то же время не стоит забывать, что христианство тоже когда-то было мелкой сектой в иудаизме...

Но вернемся к той части мотивации, которая осознается. И здесь, как говорится, все тоже далеко не шоколадно... Специфика первых двух типов заключается в меркантильном интересе. Грубо говоря - в бабле. Причем речь идет не о вынужденном заработке или приработке, речь идет о совершенно нормальном и осознанном выборе - дурачить людей. Как тот же Стайлз, например, или как Кривоногов. У человека есть профессия, есть знания, есть социальный статус, но в какой-то момент он понимает, что разводить лохов, если это делать правильно и системно - выгоднее. Потому что работать не надо - бабло несут сами. Разница между первыми двумя типами и вторыми двумя в том, что в первых двух случаях гуру от этого прется. А во вторых двух - испытывает муки совести, совершенно реальные.

Был у меня знакомый травник, интересный такой, деревенский, правильный. Но - жить ему пришлось в городе, на пенсию хрен проживешь, а молвой земля, так сказать, и - клиент так и прет. Ну и как-то мы с ним разговариваем, и он мне жалуется. Пил он тогда регулярно, и в общем - пил невесело, да... Так вот. Жаловался он мне на то, что клиент пошел тупой и настырный. Травки - они ведь разные бывают, верно? Так вот, клиент пошел такой, что дозировку может в два, а то и в три раза превысить. Ну типа днем времени не будет - почему бы все три дозы сразу и не принять, верно?

В народной медицине существует масса сборов, включающих в себя, например, беладонну. Сборы эти в определенных случаях дают совершенно удивительный эффект. Но - требуется точность дозировки и регулярность приема. На старом селе это дело уважали... И вот приходит клиент на два, что называется, пакетика, а дуб дубом. И такому таблетку волшебную - хрен. Потому что тупо отравится. И приходится ему делать слабенький, хиленький сборчик, и длинный - отсюда и до победы мировой революции - курс назначать. А он приходит и приходит, а там еще эффект плацебо "доктор мне лучше", а потом опять плохо - а он, кретин, курс прервал...

То есть вот сидит специалист, и вылечить может, а обстановка такая, что разве что ромашку раздавать. И помочь не откажешься - оно ж тупое приходит, оно ж к врачу не пойдет, ему же к "страсексу" надо обязательно, а вокруг буйным цветом...  Стыдно человеку, оттого и пьет... А человек был хороший, добрый и знающий.

Бывают ситуации, когда деньги у страдальца взять надо. Потому что приползло вот такое на пузе, и видишь - можно так и так, но понимаешь - оно ж, сука, забудет. Нужно ему якорь поставить, чтобы помнило, чтобы делало. Клин в башку вбить. Значит, денег надо взять, или услугу какую стребовать - тогда человек необязательный получит обязательство, а значит - есть шанс. Между прочим, христианская епитимья - точно того же сорта ягода. Когда вы на исповеди батюшке душу выворачиваете, батюшка смотрит (а он не дурак, там дай боже отбор и подготовка), что да как. И если видит, что имеется не до конца отработанный вытесненный материал, то есть недокаялся человек - накладывает епитимью крепкую. Чтобы зафиксировалось и отработалось. А если видит, что все хорошо - так и просто отпускает...

И кстати, если на вас епитимью наложили - уворачиваться не советую, бог шельму метит...

Необходимость брать деньги за чужие грехи-болячки в случае гуру третьего и четвертого типов ничего приятного не приносит. Даже если помог - не приносит. По большому счету, стыдно это - на чужом горе наживаться.

Как уже было сказано, гуру третьего и четвертого типов ведомы сочувствием, состраданием, желанием помочь. Однако получаемая в результате оказания помощи душевная радость, выгода душевная окупается редко. Установившиеся внесемейные отношения типа родитель-ребенок обременяют. Болящие возвращаются вновь и вновь, с новыми и новыми проблемами, становятся психологически зависимыми. И рано или поздно осознание того факта, что был вот нормальный человек с проблемой, а ты сделал его психологически зависимым типом, отказывающимся решать, да и осознавать даже, собстенные проблемы... Ну, вы поняли.

Отдельно следует поговорить о духовной власти, об ощущении своей власти над душой человека. Гуру первого и второго типа власть эту ищут, за властью этой охотятся. Еще бы - она есть источник и необходимое условие их благосостояния. Они за эту власть руку не отрежут, конечно. Если она своя. А чужую - за любо-дорого смотреть. Их от этой власти прёт. И вот если был гуру первого типа, и его пропёрло до полной потери контроля - тогда он превращается в гуру второго типа, и начинаются всяческие эксы.

Та же самая духовная власть в случае гуру третьего типа, как правило, тяготит. Однако есть некоторая категория гуру, которая воспринимает такую власть как дар свыше, или как подтверждение своей исключительности, или нужности своей на этой вот социальной позиции. Дальше идет "и вот Остапа понесло", потом, как правило - тихое принудительное освидетельствование и дурка. Потому что это не меркантильный негодяй, тут - глубинная мотивация, тут - серьезная деструкция личности идет, вплоть до шизофрении и психозов. К примеру, Нинель Овечкина, суггестируемая своими многочисленными детьми, и пытавшаяся - из совершенно понятного желания матери обеспечить своим детям лучшую долю - как-то их устроить, настолько потеряла связь с реальностью, что пошла на преступление.

Существует еще один превосходный исторический пример гуру третьего типа, который семимильными шагами шел к типу четвертому, да не дошел. Я об этом человеке писал в цикле о русской идентичности. Да-да, это Распутин. Хлыст, сектант (изначально, кстати - христианский сектант), человек талантливый и в определенных аспектах - гениальный, пришел к царю молить его спасти Россию. Ну ладно, ты такой твердолобый верующий, вот у тебя есть миссия - давай, моли! Работка-то - аховая, адовая работенка, надо сказать. Но - наличие глубинной мотивации в данном случае совпало (к сожалению) с недостатком внутренней культуры и непредсказуемыми обстоятельствами. Нет, там, конечно, наложился конфликт с духовенством и знатью, да, но проблема в другом оказалась. К сожалению, Григорий смог помочь больному гемофилией царевичу Алексею. А мать его - царица Анна Федоровна, естественно, как вы понимаете... В общем - заклинило Анну Федоровну, как есть заклинило - намертво.

Каждая мать суггестируема здоровьем своего ребенка, и в случае болезни редкая мать сохраняет вменяемость... И вот так получилось, что царица стала выделять Распутина. Оказывать ему признаки почтения. Заступаться за него, то есть - превозносить. Угождать ему. Беда Распутина в том, что он это принял. Так он стал гуру третьего типа.

Слава Распутина ширилась, рос круг поклонников и множились недоброжелатели, и в какой-то момент Григорий почувствовал, что что-то не так. Он задался вопросом, не искушаем ли он дьяволом. И тогда он начал вызывать к себе проституток на ночь, и просто смотреть на них, испытывая себя искушением. Молва пошла - гуляет Гриша. На царские деньги - гуляет. Болезнью наследника зарабатывает...

Никому и в голову не приходило, что Распутин занимался гораздо более страшной вещью - святость качал...

Однажды Григорий сказал о себе - "погибну я, и погибнет Россия". Можно это считать шизофреническим бредом, а можно - гениальным предвидением. И вот почему. Дело в том, что появление Григория, простого человека, при дворе - приблизило царскую семью к народу. Народ почувствовал, что Романовы - истинные цари, народные, правильные. По сути своей Распутин был консолидирующей Россию фигурой, как когда-то Козьма Минин. Это очень тонкая, очень опасная работа, тут чувство меры должно быть - идеальным. Тут надо знать, когда и что можно брать, а когда и что - нельзя. Если бы Распутин понял это вовремя, если бы занял правильную позицию - все могло бы завершиться совсем иначе. Это как раз тот случай, когда "Остапа понесло", и не донесло до конца - то есть до изгнания из Петербурга и отлучения от церкви - только по причине убийства.

Впрочем, хрен в данном случае оказался не слаще редьки.

Таким образом, гуру первого и второго типа манипулируют человеком с целью получить над ним власть, а вместе с ней и выгоду. Гуру третьего и четвертого типа манипулируют человеком с целью получить подтверждение чувства собственной нужности или исключительности. И в совершенно крайних случаях - становятся рабами чужого призыва о помощи, когда в силу каких-либо причин не в силах прервать навязанную им роль "родителя" при беспомощных "детях". Думаю, можно говорить о гипертрофированном сострадании или маниакальном чувстве социальной ответственности, или - о суггестируемом извне принуждении к роли родителя-спасителя-учителя.

Власть духовная сладка, ибо она абсолютна. А еще власть духовная убивает - с абсолютной эффективностью. Доказано опытом.

В известном смысле, зачастую положение гуру еще отчаяннее, чем положение сектантов.

Мне ж в свое время в одной тусовке квалификацию дали. Медальку на груть повесили. Кусочек духовной власти выделили, да... Спасло меня одно - я книгу Шострома успел прочитать прежде, чем влип серьезно во все эти игрища. Читайте Шострома, ребята - это удивительная книга. И получилось у меня, как с атомной бомбой. Знаете, что главное с атомной бомбой? Главное с атомной бомбой, ребята - это обораться от ужаса до того, как первый раз в жизни погладишь дрожащими пальцами яркий, веселенькой красной расцветки пластик...

В дальнейшем у меня было несколько ситуаций в жизни, когда приходилось применять. Каждый раз я старался выкрутиться другими способами. Потому что это - последнее средство, крайнее, гаденькое и подленькое. Гнилое это средство - духовная власть...

В большинстве случаев потом мне было стыдно.

Механизм манипуляции, как мы видим на рассмотренных примерах, состоит из эмоциональной вилки, на одной стороне которой плохо (больно, страшно), на другой - хорошо (кайф, покой, защищенность). Эти оценки - хорошо и плохо - условны. Давайте вспомним замечательный фильм "9 ярдов", когда жена-стерва направляет мужа-тюфяка к бандитам, чтобы продать им бывшего подельника. Она ведь ничего хорошего ему не предлагает, но это - хороший полюс, потому что на другом - она обещает устроить ему ад. То есть бывают и такие вилки - плохо и совсем-совсем плохо.

Достаточно часто эмоциональная вилка представлена полюсами, которые являются несопоставимыми. Например, или ты мне купишь - или ты дурак. В данном случае мы имеем некоторую вещную операцию, операцию затраты денег не покупку, а на другом полюсе - аргумент из совсем другой категории. В самом деле, я могу не купить то, что просят, потому что оно плохое, поломается быстро, или будет ненужным, или деньги нужны на что-то более важное, или это просто каприз с целью помотать нервы. С другой стороны мы видим самооценку. То есть реально, конечно, как раз отказ от покупки и будет свидетельствовать, что я не дурак. Это если мыслить рационально. Но когда тебя ставят в данную ситуацию, рационализм отключен, ибо объективное действие противопоставляется субъективному фактору. В результате, если манипуляция проходит, то есть я не хочу терять свою самооценку - я как дурак приобретаю ненужную вещь, отчего чувствую себя уже полным дураком. Но - дураком управляемым. И дураком, которому говорят, что он умница.

Наличие эмоциональной вилки в системе выбора уже свидетельствует о факте манипуляции. Неважно, на каком уровне - то ли это бытовой уровень, то ли глубинный импринтинг в специальных условиях. Однако наличие вилки, в которой полюса несопоставимы, относятся к разным категориям вообще, говорят о попытке получить контроль. О психотронном воздействии говорят, неважно - делает это специалист или истеричная барышня, возжелавшая играть роль царицы.

Мы же с вами знаем, мы уже сказали, что манипуляция, причем манипуляция, связанная с динамиками групповой суггестии, проявлена и в политике. Нам ведь интересно посмотреть на пример, верно? Ну так давайте посмотрим.

Всего год назад Украина была мирной страной, с более-менее нормальным уровнем дохода населения, с прогнозируемой экономической ситуацией. По сути своей, перед страной стоял вопрос - как развиваться дальше, чтобы экономическая ситуация улучшалась, чтобы людям жилось лучше. Сейчас мы имеем гражданскую войну, провал в энергетике и коммунальном хозяйстве, прогнозируемый, в смысле ясно, что случится, и неопределенный, в смысле непонятно, насколько сильно, спад ВВП, и необходимостью не выбирать, как жить дальше, а решать, что делать, чтобы вернуться хотя бы к тому, что было...

Если мы представим себе, что эта ситуация была результатом психотронной атаки (а вот здесь вот я показал, каким образом формируется сектоподобная структура отношений), то мы должны обнаружить... Правильно, эмоциональную вилку. Давайте подумаем, а была ли, точнее - есть ли - эмоциональная вилка в современных событиях на Украине?

Такая эмоциональная вилка есть. Звучит она так. Либо вы отмежевываетесь от России, прекращаете с ней сотрудничество и включаетесь в процесс изоляции России от международного сообщества - либо "ви не маєте гідності".

Ребята, гідність - это в переводе на русский "чувство собственного достоинства". Чувство. Собственного. Достоинства. Во-первых, это чувство, то есть - категория эмоциональная. Во-вторых, это собственное, то есть присущее вам, мне, ему, им - персонально и имманентно. Я сам решаю, есть оно у меня или нет - это если в норме смотреть на этот вопрос. Достоинство - это значит, что я сам назначаю себе цену. То есть чувство собственного достоинства, гідність - это психологическое переживание моего права самостоятельно принимать решения, основываясь на своем имманентном праве распоряжаться своей судьбой.

Что мешает испытывать гідність, торгуя с Россией и зарабатывая тем самым деньги на жизнь, здоровье, образование и будущее себя и своих детей? Почему нужно разрушить источник благосостояния, не получив ничего взамен? А ведь рост торговли с Западом у нас что-то не наблюдается, да еще и в перспективе нас ждет гибель оборонки, промышленности и еще целый букет приколов... Почему кто-то другой ставит нам условия, на одну чашу эмоциональных весов положив наше благосостояние, а на другую - чувство, которое в норме мы должны испытывать сами к себе, без какой-либо связи с посторонним мнением?

Так что эмоциональная вилка, да еще и построенная из разных категорий, несопоставимых в принципе - в наличии. Картина, как говорится, маслом... А это значит, что есть манипуляция, и значит - нужно читать Шострома, ибо у него там и типология дана, и структура отношений, и целеполагание...

Возвращаясь к нашей гипотезе о психотронном характере сегодняшних событий на Украине, мы должны задуматься вот над каким фактом. Если мы имеем некую сектоподобную систему отношений, то у нас должна быть не просто суггестия - у нас должна быть взаимная суггестия. Как между гуру и сектантами. Можем ли мы обнаружить такой момент?

Такой момент, несомненно, есть. На протяжении месяцев конфликта в Донбассе в украинской прессе регулярно появлялись сообщения об участии российских воинских частей в боях, о поставках бронетехники и так далее. Госдеп США, в лице Дженифер Псаки и других, регулярно оперировал этими свидетельствами, как объективными фактами. И вот недавно двое западных журналистов сообщили о наличии российской воинской колонны на территории Украины. Затем президент Украины сообщил об уничтожении этой колонны. И после этого - Вашингтон сообщил, что не может подтвердить вторжение этой самой колонны в Украину. Лично у меня возникает вопрос - что сейчас думают в Вашингтоне? Если они разобрались, что колонны не было, тогда об уничтожении чего докладывала Украина? На основании чего она решила, что что-то было уничтожено? И наконец - насколько сообщения Украины соответствуют действительности?

А ведь это очень серьезный момент. Мы уже сталкивались с заявлениями Вашингтона о событиях, которые не имели места. Теперь мы сталкиваемся с заявлениями Украины о событиях, которые не имели места. Если каждая из сторон действует, опираясь на информацию другой, без проверки, без подтверждения - это нормально или как?

Это нормально только в случае взаимной суггестии...

Описывая поведение манипулятора, Шостром указывает на вещный характер восприятия им окружающих людей. Манипулятор воспринимает окружающих как вещи. Он чувствует себя хорошо, когда может, условно говоря, переставить стул. И чувствует себя плохо, когда он стул переставить не может, когда стул сопротивляется, когда он сам начинает двигаться. Операторное поле манипулятора состоит из вещных операций. Он может взаимодействоать с вещами, только используя свои вещные свойства. И потому сам себя воспринимает как вещь. А воспринимая себя как вещь - он сам становится предметом манипуляции...

Заметьте, я не обвиняю никого, я говорю о совершенно объективных вещах. Это не злой умысел (по крайней мере пока у меня нет таких фактов), это трагедия. Взаимная суггестия - это всегда жуть и кошмар. Поверьте мне, я насмотрелся...

Путь манипуляции делает человека вещью. Именно об этом говорил Эрих Фромм в интервью, приведенном нами в прошлой статье. Говорил еще в 1958-м году. Я не делаю ничего, кроме как разворачиваю те вещь, которые Фромм говорил тезисно - в конкретные примеры, анализируя механику процессов и предлагая вам обращать на это внимание. А еще на эту тему есть прекрасная книга Шострома. Почитайте, интересно и полезно...

Вам ведь не хочется считать себя стулом, верно?
Tags: Вывих мозга
Subscribe
promo bigdrum february 17, 2019 22:31 4
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments