Китайцы такие китайцы...
Нет, ну в самом деле, в 60-х (кажется) годах прошлого века Гудиер делал для армии США надувные сверхлегкие самолеты. Специально для того, чтобы придать аппаратам более-менее нормальную аэродинамику, использовались баллоны с большим количеством внутренних связей, то есть оболочка была - своего рода шкуры "мехом внутрь". От самолетиков отказались из-за того, что любая пуля... Ну вы понимаете.
А тут мы видим простой матрас...
Между тем есть весьма любопытная идея об использовании надувных аэродинамических профилей в авиации. Можно взять правильный (а-ля Гудиер) материал, сделать профиль, а затем использовать его в качестве шаблона для выклейки из пластика или углеволокна нормальной плоскости. Ну а когда выклеили достаточно штук - шаблон сдуваем и на полку. Имхо при потоковом производстве - очень удобно.
Кстати изготавливать такой (а-ля Гудиер) шаблон достаточно несложно. Нужно взять химически полимеризуемый (или вулканизируемый) материал, обладающий высокой степенью (возможно, температурной) остаточной деформации. Если между двумя слоями оболочки сшить "мех" из такого материала, чтобы он связывал обе поверхности будущего крыла - верхнюю и нижнюю, а затем засунуть крыло в шаблон и надуть - то "мех" вытянется сообразно профилю. Прокачав затем через раздутый объем газифицированный полимеризатор, мы закрепим длину волокон. Все, что нам останется - использовать полученную форму.
На производстве форму надуют, смажут силиконовой смазкой и произведут выклейку крыла либо иной монококовой конструкции. Затем форму сдуют, а полученную оболочку заполнят внутренним набором. Поскольку при хранении надувной формы места расходуется мало, то на небольшом предприятии можно производить сотни мелкосерийных изделий из стеклопластика или углепластика. Это могут быть корпуса лодок, крылья и корпуса СЛА или мини-беспилотников для народного хрзяйства. Пришел заказ на десять крыльев - достали форму, надули, выклеили, потом опять спрятали.
Дешево и сердито.
Остается один вопрос. А не проще ли изготавливать нормальные формы, если для изготовления профиля надувной формы нужен шаблон? Нет, не дешевле. Потому что "твердый" шаблон для выклейки должен иметь идеальную поверхность. А шаблон, по которому делается надувная форма - может быть по-быстрому слеплен из алебастра с арматурой из деревянных прутьев.
Естественно, качество получаемых деталей, точнее допуски - могут гулять, и будут гулять гораздо сильнее, чем при производстве по твердым шаблонам. Однако давайте вспомним, что даже в авиации это критично не всегда. Крыло тех же дельтапланов деформируется в полете гораздо сильнее. А паруса яхт под действием ветра изменяют свою геометрию сообразно направлению нитей в ткани. Вот мы, кстати, нашли и еще одно применение - для раскроя и склейки по шву всяких тряпичных конструкций.
В свое время в СССР делались мягкие подводные "дома" для аквалангистов ("Спрут" и "Спрут-2"). На надувных формах осуществлять герметизирующую пропитку таких домов гораздо удобнее. Да и надувные экспедиционные домики склеивать из таких вот формочек-деталей очень удобно.
И да, если потребуется армия беспилотников - то почему бы и нет? Просто не надо замахиваться на сверхзвуковую скорость...
Journal information