Предыдущие серии: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Часть 15. Про опиум для народа.
Предупреждение и отказ от ответственности. Граждане добрые! Если вы верите в бога и ходите в церковь - не читайте этого! Я тоже верю в бога, но из песни слова не выкинешь, а мы сейчас не о боге говорить будем, а о симулякре - нафиг вам все это читать? Я христианин, и на Троицу винца красного - тоже ого-го! И в другой день, как о Троице подумаю - тоже! Примечание - Троица - это праздник, никакого отношения к Тринити не имеющий...
Ну, поехали, помолясь...
Итак, начнем с крещения Руси. История христианства вообще, если взглянуть на нее непредвзято - сплошная серия совершенно феерических анекдотов. Мордобои на Вселенских соборах ничем не уступали нынешним в Раде, а принципы формирования символов веры (вспомним борьбу с миноритами в католицизме) - это ж сплошные разборки между группировками. Не менее смешна и история церкви, единой по замыслу, но раздробленной ныне - дальше некуда. Достаточно упомянуть, что из трех ветвей христианства - Александрийской, Римской и Греческой - до наших дней более-менее сохранила преемственность только Римская ветвь (католицизм), а куда делась Александрийская (намекаю - ислам) до сих пор идут споры. Так вот, Русь крестилась в Константинополе, он же Византия, он же Царьград, он же Васька-цыган, он же... Так, стоп, это из другой оперы.
Начнем с того, как греческая ветвь христианства пришла в Константинополь. Некто Флавий Феодосий (на секундочку - последний римский император), ни разу не грек, решил ввести христианство указом сверху. И ввел. То есть он не был от рождения христианином, не воспитывался в христианстве - а вот так просто взял и ввел. Совершил государственный акт. То есть изначально христианство в Константинополе был государственным институтом, одним из учреждений власти, призванным консолидировать народные массы в эпоху смуты и развала державы. Сопротивлялись ему? Сопротивлялись. Устраивал он репрессии? Устраивал. И никаких божьих промыслов к тому не потребовалось...
И вот однажды захотела княгиня Ольга как-то так что-то такое сделать с Русью, чтобы жить было зашибись. С одной стороны половцы с печенегами, с другой варяги всякие, с третьей - греки, понимаешь. То есть - Византия... И выбрала Ольга способ простой до очевидности - приняла христианство.
Тут важно вот что сказать. Работорговля в те времена процветала зело успешно, и в той же цитадели любви и мира Константинополе был таки нехилый оптовый рынок по торговле рабами. Принимая христианство, Ольга обеспечивала не только мир с Византией, но еще и получала возможность если не контроля, то надзора за рынком, прибыльным и интересным. Вот такие вот блази и человеколюбицы, понимаешь...
Ольга ввела христианство "сверху", насильно, как государственный институт, это сопровождалось протестами и репрессиями. Точка. Христианство на Руси с тех пор - не религия, не церковь, а государственный институт.
Ранее мы говорили, что признаком того, что какая-то шняга является не симулякром, а культурным явлением, является развитие. Давайте посмотрим на работы деятелей православной церкви. Из раннего - греческого - периода мы найдем много интересного. Тут тебе и философия, и трактовки, и теософия. Из нашего, российского - сплошные уставы монастырские и церковные. Бытовуха. Текучка. Ну и агитпроп - "деяния святых отцов", так сказать, "пионеры-герои"...
Давайте вспомним, кто из деятелей церкви у нас, людей неискушенных, на слуху. Прежде всего Нестор - летописец (12 век). При этом самые старые дошедшие до нас летописи - это 14 век. Это то, что было найдено по монастырям. То есть за без малого 200 лет - у нас ни одной бумажки. Это как с христианством - первые евангелия датируются 3-им веком - 300 лет от Христа - и как шаром покати. Более того, есть свидетельства, что летописи неоднократно правились. Архивы подчищались... А те, кто был против - как протопоп Аввакум - ну вы знаете... Первым, кто в русской православной традиции попытался написать нечто теософское - был Александр Мень.
Но это мы забегаем вперед.
Служение в православных церквях проводится на церковно-славянском языке. Создателями этого языка считаются еще двое наших знакомых - Кирилл и Мефодий. Легенда гласит, что пришло им озарение от бога, сели они - и создали язык. Нет, может быть, конечно... Но вот что интересно. Давайте возьмем любую греческую надпись - хоть времен античности, хоть современную. Абсолютно не зная греческого языка, мы ее прочитаем! Надписи на нашем современном русском языке, ведущем свою родословную от церковно-славянского, знаково эквивалентны надписям на греческом! Когда англичане создавали колонии по всему миру, специально для папуасов всяких они изобрели упрощенный вариант английского - пиджин-инглиш. Церковно-славянская азбука - это пиджин-греческий для Руси изначальной. Да, на бытовом уровне, на уровне слов, язык претерпел минимальные изменения, однако эрзац-греческая азбука создавала (и таки создала) условия для ассимиляции русскими в первую очередь элитами каких-то основ греческой культуры - в первую очредь культуры религиозной и политической. Церковно-славянская азбука - один из инструментов колонизации греками территорий, которые мы сейчас зовем Россией.
Все, что было до этой колонизации - стерто.
Вспомним, как римляне украли греческую культуру. Украсть римскую у нас не получилось (нужно было принимать католицизм, а там свои фенечки), но из греческой мы что-то таки ухватили. Утратив все свое... Заимствование религии, заимствование языка, отсутствие исторического развития - по этим трем признакам мы безошибочно определяем симулякр. А в это время монах-францисканец Роджер Бэкон писал свои научные трактаты, базируясь на которых, Рене Декарт заявил свое знаменитое "Cogito ergo sum"...
Формально являясь церковью, причем не просто церковью - а одной из великих церквей, православие никак себя не реализовывало в культурном аспекте, исключая собственно строительство культовых сооружений. Несмотря на почти тысячу лет более-менее автономного развития, православная символика полна иудейских символов, сирийских символов, греческой символики. В православной церкви мы видим то, что было более тысячи лет назад - конгломерат более-менее христианизированных народов на месте крушения Римской империи. Конгломерат цитат, за давностью лет лишенных источника.
Библий на церковно-славянском вы не найдете в продаже. А даже если и найдете - то это будут совсем не те фолианты, по которым проводится служение в церквах. Вы никогда не найдете такой книги с полным и исчерпывающим толкованием символики и значения тех или иных событий. Все, что положено среднему христианину - это катехизис с утра, катехизис с вечера, по пятницам в церковь, по праздникам - туда же. Году где-то в 1993-м я попытался достать библию на церковно-славянском (я тогда со служителями культа неплохо подвисал), однако дан мне был от ворот поворот и достаточный укорот... Православие в России - это не философия, это паттерн, вырванный из контекста исторического развития и замерший навсегда.
Весьма серьезные потрясения в жизни церкви были вызваны реформами Петра I. Тут и колокола на пушки переливали, и кирхи строить разрешили... Вместе с тем, несмотря на конфликт (на первый взгляд) между властью и церковью в России, именно Петр I издал указ, согласно которому все сведения, имеющие отношения к безопасности государства, полученные во время исповеди - должны быть донесены куда следует. Когда мы в постперестроечное время недоумевали, как Алексий II может быть патриархом Московским и всея Руси и одновременно - офицером КГБ, недостаток нашего образования мешал понять, что так было всегда. Церковь при Петре I на самом деле получила даже большие привилегии, чем имела до него. Как государственный орган.
В истории церкви есть еще одна славная страница - Вторая мировая война. Несмотря на проводившиеся до этого более 20 лет репрессии, Русская Православная церковь так и не изменила своей природе. Трудно сказать, чем это было вызвано. Возможно, в период вакханалии атеизма и разрушения не только традиционной государственности, но также семьи и патриотизма (интернационализация идеологии) церковь попыталась достучаться до власти. Но факт остается фактом - сотрудничество с оккупантами деятелей церкви не носило повального характера, а скорее наоборот. Кстати, именно во время войны Сталин начал возрождение церкви в СССР.
Возможно, все дело в том, что стране Советов на тот момент было всего два десятка лет, а церкви - уже хорошо за тысячу...
Церковь (если мы отвлечемся от "божественной природы" этого института) имеет несколько планов существования. Во-первых, это добровольное объединение граждан. Общественная организация. Во-вторых, она не ставит перед собой политических целей. Это организация, которая не занимается сиюминутным вообще, и политикой - в частности. С точки зрения современной терминологии задача церкви - это стабилизация общества и купирование внутрисоциальных противоречий. В-третьих, это определенный эталон морали.
И вот тут мы подходим (несмотря на намеренный разрыв в хронологии) к самому драматическому моменту в истории России. Церковь, призванная на Русь быть опорой престола (режима) и честно более тысячи лет исполнявшая свою задачу, у 1905-му году дошла до того, что поп Гапон возглавил шествие рабочих к царю, а позднее - стал революционером. Ребят, все, кто говорит о небывалом расцвете империи в начале 1900-х, поймите одну простую вещь. Если в империи начал отказывать даже такой механизм власти, как церковь...
К слову сказать, некто Иосиф Джугашвили, учившийся в духовной семинарии, очень неплохо ориентировался в механизмах, обеспечивающих существование церкви. И не будет преувеличением сказать, что проведенные им изменения в органах госбезопасности кое-где, кое в чем очень сильно перекликаются с российской церковной практикой.
О нас и прочей хуйне, или почему мы никогда не будем жить хорошо 15
-
Утренняя Марьяночка...
Тем, кто отошел после вчерашнего, может показаться непонятным, а чего тут такого... Давайте вспомним, как Марьяна нападала на Сырского. Дескать,…
-
На ночь глядя...
Хотел откомментить, но замотался. А тут еще видео вышло симпатишное - кроме шуток, посмотрел с удовольствием, особенно порадовало описание…
-
О диссоциации личности
.
Journal information