bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Category:

Prototype this по-русски - выпуск двадцать четвертый. Телепается, как...

Некоторое время назад, лет эдак двадцать восемь тому, автор занимался парусным спортом. Да-да, кровавые коммунисты так насиловали украинский народ, да - заставляли ходить под парусами. На олимпийском классе 470, между прочим... Э-э-э... Так вот, с тех пор я постоянно недоумеваю - куда делись парусники?

У Льва Скрягина есть прекрасная книга "Тайны морских катастроф". В этой книге капитан дальнего плавания - а в советское время это было ничуть не круче, чем быть в отряде космонавтов, дураков не брали - анализировал громкие и таинственные морские катастрофы. Начиная с Марии Целесты и заканчивая уже не помню, чем. Так вот, анализируя статистику происшествий на парусных и паровых судах, автор приходит к выводу, что парусники не только экономичней (ну топливо не жгут потому что), а еще и безопасней пароходов. Безопасней потому, что нормы проектирования корабельных корпусов, в кои заложены требования по прочности, у парусников гораздо серьезнее. Ну потому, что корпусу приходится воспринимать нагрузки от такелажа. Соответственно, в случае посадки на мель или рифы парусники, как правило, живут дольше, и зачастую выживают там, где параходы превращаются в пыль, да...

Но мы не об этом.

К использованию парусников судовладельцы медленно, но верно стремятся. Есть уже вполне себе продакшн суда с движителем в виде воздушного змея. Использование ветра экономит до 10% топлива на рейсе.



Но все же, думается мне, от нормальных парусов, матерчатых ли или жестких, не отвертеться. Потому как еще в конце 19-го века винджаммеры показали - надежная доставка грузов под парусом возможна. Когда нефть закончится - по-любому придется возвращаться к парусу, как минимум в зоне пассатов...

Но это я опять размечтался, да...

Существует огромная разница между пароходом и парусником. Пароход при некоторых условиях может идти порожняком. Парусник, даже без груза - идет в балласте. Почему? Потому что ветер в спину дует не всегда, и на курсах от галфинда до бейдевинда имеет место ветровой снос. Парусник тупо сдувает вбок. Чем глубже парусник сидит в воде, тем сильнее он сопротивляется сносу. Потому парусники всегда имеют большую осадку и килеватую форму миделя.

Чтобы бороться с ветровым сносом, на маленьких парусниках - яхтах - используют бульбкили, шверты и прочие прибабахи.

kk-1

При ветре сбоку киль работает следующим образом:

kk-3

На современных яхтах океанского класса масса бульбкиля легко и далеко - за тонну. При этом 12-20-метровая посудина имеет осадку порядка 2 и более метров, что накладывает ограничения на доступные порты, якорные стоянки и прочие парковки. Современные пароходы имеют плоское днище, чтобы как можно сильнее уменьшить осадку.

Если мы задумаемся о коммерческом паруснике, то поймем, что осадка для него может уйти хорошо за 7-8 метров, и уже не каждый порт такое чудо примет.

Для решения данной проблемы люди выдумали скуловые кили.

kk-6

Они практически не увеличивают осалку - но при этом и гораздо хуже сопротивляются ветровому сносу судна. А мы уже запомнили - чем глубже сидит парусник, чем больше его осадка - тем круче он может идти к ветру.

Что делать, чтобы и осадку сильно не увеличивать, и ветровому сносу сопротивляться?

Да, про шверт я знаю, не надо мне рассказывать, вы только представьте себе шверт на сухогрузе...

А давайте представим себе, что киль не является неотъемлемой частью корпуса судна, а крепится к нему, например, на шарнире. Вот так:

kk-4

Зеленое - это наш киль. В безветренную погоду, или на курсе фордевинд, или на стоянке (если глубина позволяет) он болтается на своем шарнире двумя плавниками. При этом суммарная осадка судна меньше, чем длина киля плюс глубина осадки корпуса. Но как только мы поворачиваем хотя бы на бакштаг...

kk-5

Заметим, что наветренная часть киля, отклонившись, начинает своим весом частично компенсировать опрокидывающий момент, порождаемый подветренным "крылом", смещая общий центр тяжести судна. А подветренное "крыло", под действием набегающего потока воды - опустилось и увеличило осадку судна, при этом опрокидывающий момент, им создаваемый, может быть существенно меньше, чем у нормального киля. В силу того, что оно находится под иным углом к набегающему потоку.

Такой киль будет выставляться сам, автоматически, под действием реального ветрового сноса, и при смене галса будет перекладываться сам.

Ну а когда наш парусник под вспомогательным двигателем будет заходить в порт (а сейчас в порт под парусами крузенштерны не заходють), киль с помощью спецыятельного механизма будет подтянут к корпусу. Левое крыло - к левой части днища, правое - к правой. И осадка будет минимальной.

Кто не в силах вообразить себе подъемный механизм (можно с шестернями, можно на продольно-скользящей тяге) и свободное сопряжение двух крыльев на одной оси с ограничителем угла схождения между ними - обращайтесь.

Так и быть, нарисую...
Tags: Prototype this по-русски
Subscribe

  • Какой русский не любит рвать шаблоны...

    Мотособака. Гхм... Знаете, что это мне напоминает? Ага... Отсоси, Энакин Скайуокер! Тут, гхм.... Короче, интересно, будет ли событие…

  • Без темы

  • Синемафилическое

    Да. Я таки раздуплился посмотреть этот сериал, и посмотрел первые четыре серии. Подряд. Наверное, я сделал это зря, вот сейчас я начинаю понимать,…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments