bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

В космосе никто не услышит твой крик...

Появились комментарии к катастрофе Space Ship Two.

Когда-то в каком-то из журналов, комментируя успехи американской частной космонавтики, я говорил о классе надежности космических аппаратов. Да, "Союз" дороже, да, он меньше людей водит, он неудобен для "покатушек" - но это аппарат, в котором все делалось для надежности. На сегодняшний день только российская и китайская программа (создававшаяся на основе советских наработок) имеют блок увода КА со старта в случае взрыва ракеты. Из летавших многоразовиков только "Буран" имел катапультируемые кресла.

Эксперты установили, что во время взрыва Челленджера некоторые астронавты выжили. Но выбраться из падающих обломков они чисто физически не смогли бы, даже при наличии парашютов, каковых, к слову - тоже не было.

Прекрасно, наверное, вручную поднимать в космос ракету. Но человек может что-то не то съесть, ему может банально захотеться в туалет, у него может зачесаться нос. Потеря концентрации на секунду-другую...

Копеешная романтика - это замечательно. Но для серьезных приложений надежность - главное.

Нэшнл Джеографик (или Дискавери - я их путаю) сняла в свое время фильм об истории Спейс Шаттла. В числе прочего там упоминались и кадровые проблемы НАСА. Так, до аварии Челленджера там люди уходили "на пенсию", и после катастрофы - этот процесс не прекратился. В результате космосом начали заниматься инфантильные романтики.

Романтики в НАСА - это прекрасно. Так, при борьбе с вибрациями на ракете "Арес-1" они использовали грузы общим весом в 800 кг - иначе вибрации достигали такого уровня, что люди могли потерять сознание... Кто не понял, поясняю. На космической ракете, где важен каждый грамм веса, романтики повесили 800 кг чугунявых чушек, без которых эта ракета могла бы убить астронавтов еще на взлете...

Недавняя катастрофа ракеты Антарес не менее интересна. В качестве двигателей в ней использовались модифицированные НК-33 из советских еще закромов. Одной из особенностей данного двигателя является совмещенный турбонасос горючего и окислителя. Лопатки насосов на одном валу сидят. Это означает, что колебания давления или плотности в одном контуре влияют на другой. Двигатель крайне чувствителен к вибрациям. При разработке данного двигателя планировалась его неподвижная установка на силовые элементы ракеты Н-1 - носителя сверхтяжелого класса. Все было направлено на то, чтобы снизить вибрации. Американцы поставили этот двигатель на карданный подвес, да еще - и на ракету легкого класса. А ведь помимо гибкости сочленения двигателя с корпусом ракеты при карданном подвесе, да еще и легкого класса, они используют другое топливо...

Ракетный двигатель - это не газовая плита. Равномерность сгорания топлива в камере сгорания двигателя крайне важна, поскольку поток топлива и окислителя там сделан так, чтобы отделить огонь от форсунок, например. Переходные процессы в камере сгорания вполне могут привести к неполному сгоранию топлива, или к вихревому горению, или - к пульсирующему горению, и два из трех указанных вариантов означают взрыв двигателя из-за прогара камеры сгорания.

Колебания скорости поступления топлива и окислителя в двигатель из-за вибрации обязательным образом влияют на распределение компонент топлива по форсункам, что может привести к нарушению нормального горения. Другое топливо обладает иными характеристиками. Другая температура кипения, другой коэффициент расширения паров, другая скорость распространения звуковых волн, а в смеси - иная скорость детонации, другая плотность. При вибрации двигателя - совершенно отдельные спецэффекты.

В СССР институты создавались, диссертации защищались, государственные премии выдавались. Только по одной теме - горение топлива.

Как вы думаете, почему ракеты в России разрабатывает Институт Теплотехники, а?

А еще карданный подвес - это по два шарнирных сочленения в магистралях топлива и окислителя. Причем это такие магистрали, что любая утечка в них - означает пожар и взрыв. А ведь под действием вибрации они могут не только сифонить, они вообще оборваться могут, от вибрации-то... Кстати на видео взрыва Антареса отчетливо видно, что сперва изменилась реактивная струя, подсосала сифонящие топливо и окислитель, а уже потом - жахнуло...

Оборвались магистрали, от вибрации-то...

Зато - романтика, "космос становится ближе", детский сад какой-то, а не высокие технологии...
Tags: Мысли дилетанта, Неоднозначное, Се ля ви...
Subscribe

  • Ух ты...

    Оказывается, рэп может быть осмыслен...

  • Ковидное

    Первое. У меня умер товарищ. Не так чтобы близкий друг - были знакомы, иногда вместе на праздниках пересекались. Был врачом, последние годы вроде…

  • Йопт...

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments