bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Одна шутка в сторону, ...

Китайская авиастроительная корпорация AVIC официально объявила о намерении поставлять на экспорт перспективные малозаметные истребители J-31, сообщает Defense News.



Поговорим о.

Низкий ЭПР. Качество противорадиолокационного покрытия у американцев, по понятным соображениям, выше. Однако ПРЛП работает в узких областях спектра, в остальных работает форма. У китайцев с формой все в порядке. Так что с ЭПР у китайцев если хуже, то не сильно. Китаец имеет 6 съемных подкрыльевых точек подвески, но такой же геморр есть и на Ф-35. Так что это можно не учитывать.

Тепловая заметность. В силу конструкции сопла Ф-35 он не может иметь тепловую заметность ниже, чем китаец. Но на китаец можно разработать и поставить плоские сопла двигателей, на Ф-35 - никогда. Вообще никогда.

Взлет и посадка. Данные ВПХ (400/600 метров) говорят о возможности нормальной эксплуатации с коротких полос, а также с участков автотрасс (максимальная масса самолета 27 тонн, как груженый длинномер). Таким образом, по возможным точкам базирования ограничение не сильно критичное. Грубо говоря, подготовка полосы на грунтах со средними несущими свойствами, включающая дренирование, насыпку подушки, укладку плит и асфальтирование, да еще и с теми темпами, с которыми китайцы строят небоскребы - это не вопрос в принципе. Поскольку самолет нормальной схемы, без вертикального взлета и посадки - требование к покрытию ВПП однозначно ниже. А это уже серьезный эксплуатационный плюс, практически сводящий на нет преимущество американца.

Вертикальный взлет и посадка. Американец (Ф-35) может, китаец - нет. Однако при вертикальном или укороченном топливе американец жрет больше горючего и несет меньше вооружения, из-за чего боевая эффективность авиационного ударного комплекса Ф-35 при использовании "вертикальных" функций снижается. В случае же нормального взлета-посадки американец вынужден носить "на горбу" вентилятор и трансмиссию, что также съедает часть массы полезной нагрузки.

Маневренные характеристики. Учитывая похожую аэродинамическую схему ждать сильных различий не приходится. Учитывая тот факт, что китайцы клонировали советские МиГи и Су, представление о закритическом обтекании у них таки есть, и можно ожидать, что они работали над аэродинамикой в нужном направлении так, как учил товарищ Мао. Поскольку мидель J-31 не ограничивался размерами подъемного вентилятора, можно предположить, что в аэродинамическом смысле машина решена качественнее, в том числе с точки зрения маневренности в догфайте. Ну просто потому, что компоновка Ф-35 здорово ограничивалась пропеллером и развесовкой, а китайцы могли позволить себе все, что душа пожелает.

БРЛС. У американцев однозначно лучше. Однако в режиме стелс БРЛС работает в пассивном режиме, то есть качество приемного тракта является определяющим. Сделать же хороший приемник китайцы вполне могут. Учитывая тот факт, что они уже имели дело с радарами МиГ-29 и Су-27 с их превосходными приемными трактами, а также экспериментировали с ФАР - можно ожидать высокочувствительной станции с хорошей селекцией целей. Наличие на собственной территории производства полупроводниковых компонентов дает китайцам возможность изготавливать специализированные БИС и СБИС, обеспечивая высокую весовую эффективность радиоэлектронного оборудования. А поскольку китайцы имеют заведомо более низкие требования по надежности (это национальная специфика), можно ожидать непрерывной и не сильно дорогой в финансовом отношении серии программ модернизации. Я бы всегда имел это в виду. Касательно числа одновременно сопровождаемых целей - китайцы наверняка отстают. Однако, учитывая специфику Китая, можно ожидать, что их самолетов в небе всегда будет больше, чем самолетов противника, и это совершенно некритично.

Вооружение. Внешние точки подвески сводят преимущества малозаметности на нет, и по сути стоит вопрос о вооружении во внутреннем отсеке. Предположительно, в случае китайца это будет преимущественно вооружение воздух-воздух. Следует ожидать примерно 6-8 ракет близкого/среднего радиуса максимум. Это немного, но и Ф-35 в этом смысле не сильно крут. Опять же, работа ракетами на средний радиус требует включения БРЛС, что превращает самолет из невидимки в новогоднюю елку. В любом случае отсек внутреннего вооружения у китайца сложно назвать ангаром.

Мелочи.

Фонарь китайца однопереплетный. Скорее всего это связано с отсутствием культуры производства больших беспереплетных фонарей. С точки зрения малозаметности это минус. С другой стороны, переплет может быть выполнен из углепластика. Или быть паллиативным решением на прототипе, дабы не усложнять программу разработки/испытаний изготовлением уникальных фонарей. Кроме того, существует вероятность, что фонарь на прототипе стоит от серийного истребителя, а в серию пойдет беспереплетная конструкция. Просто исходя из соображений экономии средств при разработке.

Весовая культура китайца однозначно не хуже, чем у американца. Это определяется гораздо более мягкими условиями проекта, в частности - отсутствием необходимости "вертикальных" функций. Компоновка китайца с той же точки зрения однозначно лучше. Следует ожидать меньшего разнесения масс по длине самолета, что позволяет развивать большие угловые ускорения. Если китаец хотя бы вполовину так аэродинамически вылизан, как я думаю - Ф-35 лучше с ним в догфайте не встречаться. В отличие от американца у китайца два двигателя, что означает как минимум более высокую боевую и эксплуатационную живучесть.

Выводы. Китайцы внимательно следили за перипетиями американской программы, тырили из нее все, что только можно, отслеживали ошибки и тщательно их избегали, не замахивались на несбыточное и проявили себя подлинными реалистами и прагматиками. Да, в текущей конфигурации, скорее всего, из двух пока не летающих серийно - американец лучше. Но это только потому, что он дольше не летает...

Тот факт, что продажа J-31 будет осуществляться свободнее, чем Ф-35, я бы сказал - либеральнее, что модернизационный потенциал машины выше, потребная квалификация пилота - ниже, а изготовитель более сговорчив с точки зрения доработок, однозначно говорит в пользу того, что на рынке недорогих стелсов появилось "вкусное" предложение, которое, к тому же, ожидается вполне себе зубастым...
Tags: Мысли дилетанта, Се ля ви...
Subscribe

  • О новой войне на Донбассе

    Вот в принципе то, что можно сказать об. Практически вдогонку к прошлому материалу. Согласен со всем, что сказал Андрей. За исключением одного.…

  • Хто всравсь?

    Замечательный ролик. Я давно уже с восторгом слежу за тетей Монтян. И этот ролик - он, фактически, просто один в череде многих, которые посвящены…

  • Маленький ответ о будущем :)

    Хороший, но уже сакраментальный вопрос поднят Николаем Яновичем Азаровым в данном ролике. А именно, "что будет с Украиной после завершения…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments