bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Социальная кибернетика и психотроника, или вывих мозга как общественная парадигма - 34

Части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30-1, 30-2, 31, 32, 33.

Тридцать серебренников.

Сегодня, дорогие мальчики и девочки, мы приступаем к одной из самых интересных тем в нашем цикле. К теме коллективного бессознательного. Как говорит статья в Википедии, термин был введен Карлом Густавом Юнгом в 1916 году для обозначения бессознательного опыта, одинакового у разных людей в масштабах общества в целом. Позднее, отдельные элементы коллективного бессознательного, точнее некие феномены, ассоциирующиеся с понятием коллективного бессознательного по Юнгу, наблюдались и описывались разными исследователями из разных стран по всему миру. Так, в 60-х годах в США, на волне бума ЛСД, наблюдались более-менее устойчивые психологические феномены, которые в рамках холотропного подхода ассоциировались с так называемым "трансперсональным опытом". Интересующимся рекомендую почитать книжку "За пределами мозга" Станислава Грофа. Местами очень полезно, местами доставляет.

Как всегда, прежде чем говорить о сути вопроса, мы должны уяснить для себя некоторые важные вещи.

Карл Густав Юнг, любимый ученик доктора Мбоги, один из учеников Зигмунда Фрейда, современной психологией воспринимается крайне неоднозначно. Настолько неоднозначно, что в "серьезной" науке его идеи либо порицаются, либо игнорируются. И причины такого отношения сами по себе являются превосходным материалом по рассматриваемой нами теме.

Карл Густов был "золотым мальчиком" психоанализа. Любимый ученик, первый председатель Международного психоаналитического общества, превосходный специалист (одна только "Психология переноса" чего стоит - до сих пор на эту тему никто не написал лучше), преподаватель. Образцово-показательная персона, один из первых публичных людей новой зарождающейся общности - общности психиатров. Ну это примерно как сейчас в Британии принц Гарри. Или как Гарри Поттер в Хогвартсе. (Это вообще разные люди?) Все влюблены авансом, и никто не понимает, почему, но - культ требует титульной фигуры, и в данном случае Зигмунд играл роль Маркса, а Юнг - Энгельса.

Потом мальчик начал чудить.

В силу особенностей психоаналитического метода большая часть пациентов - замужние женщины. Потому что женщины более склонны к истериям, чем мужчины, потому что у незамужних еще нет повода для истерий и нет денег на психоаналитика и так далее. А большая часть психоаналитиков - мужчины. Именно потому в психоанализе сексуальные отношения с пациентами считаются табу. Все очень просто - какой муж отправит жену к доктору, зная, что ему наставят рога? Кушать-то хочется всем... Карл Густав Юнг в отношения с пациенткой вступил, чем нарушил негласный моральный кодекс, табу.

Затем Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от практики психоанализа. И одно это уже было достаточным мотивом, чтобы подвергнуть его остракизму. Было это в 1911 году, психоанализ был на взлете (он и сейчас не бедствует), и подобный шаг со стороны второй фигуры в тусовке омрачал видящиеся в туманной дали перспективы всех вылечить, испытываемые адептами новой веры от науки. Кстати интересно, почему никто до сих пор не смотрел на сообщество психоаналитиков как на секту, да... Так вот. Подобное "предательство" ему простить не могли - и не простили.

Но Карл Густав на этом не успокоился. И чинно-благородное, образцово-показательное существование бурно развивающегося сообщества психиатров продолжало получать уколы в самое свое сердце - в область самолюбия. Юнг создал свой метод, назвав его "аналитической психологией", каковой метод, как вы понимаете, не мог не конкурировать на рынке психологических услуг со старой доброй франшизой. И метод конкурировал настолько успешно, что Юнг преподавал в Швейцарии, имел практику и вовсе не бедствовал.

Психоаналитики школы Зигмунда Фрейда после таких фортелей не могли относиться к Юнгу иначе, чем с плохо скрываемой ненавистью...

Но на этом список пригрешений Юнга не заканчивается. С 1933-го по 1939-й Юнг издает психологический журнал, и в силу определенных обстоятельств этот журнал носит несколько пронацистский характер. В то время как психоаналитики в Рейхе преследовались, а сам психоанализ был объявлен "еврейской наукой", Юнг чувствовал себя хорошо и даже очень.

Из всего вышесказанного следует, что независимо от того, какой вклад внес бы Юнг в психологию - он неминуемо был бы в истории науки фигурой отрицательной, черной. В него бы тыкали пальцем, как в Иуду, поносили бы, плевали бы в него и так далее. Безотносительно к реальному научному вкладу личность Карла Густава Юнга настолько одиозна, что место парии номер один от психологии принадлежит ему навечно, как доктору Менгеле - место парии номер один от медицины.

На самом деле психоанализ по Фрейду - не единственный вид психоанализа. В разное время от "единственно верного" учения откалывались различные уклонисты и ревизионисты, создавая свои школы и течения. Но так, как это сделал Юнг - не смог никто.

Ирония судьбы заключается в том, что Юнг ухитрился внести такой вклад в науку, что тыкать в него пальцем считается дурным тоном даже у самых махровых фанатиков дедушки Зигмунда... Мы можем ненавидеть негодяя, но если этот негодяй заставил с собой считаться - мы будем ненавидеть его во сто крат сильнее. Так устроена человеческая психика. Безотносительно к объему и сути пригрешений перед сообществом, и даже безотносительно к факту наличия таких пригрешений в реальности - мы будем его ненавидеть всеми фибрами души. Это иррационально. Это психотроника чистой воды.

Именно так "оранжисты" ненавидят регионалов и отрицают те рациональные зерна, которые присутствовали в работе партии Регионов Украины. Слепо, яростно, безгранично.

Отношение современной психологии к Юнгу - а современная психология родилась из трудов Фрейда - имеет исторические предпосылки абсолютного отрицания не в силу каких-либо рациональных причин, а в силу причин глубоко эмоциональных, личных. Мы с вами неоднократно в этом цикле видели, как психика человека - точнее ее внеперцепторное, иррациональное начало - способна превратить нечто в полную его противоположность. В психологии это называется "инверсия". Есть такая замечательная поговорка - "от любви до ненависти один шаг". Трагедия Юнга, одного из основоположников современной психологической науки, заключается в том, что его слишком сильно любили вначале, авансом. И потому стали слишком сильно ненавидеть в конце.

Почему мы не ненавидим Фон Брауна - его ракеты унесли тысячи жизней британцев в ходе Второй мировой? Почему мы не ненавидим БНД - она возникла из организации Гелена, то есть - из остатков Абвера, СС и СД? Почему лиебралы из бывшего СССР не ненавидят Андрея Сахарова - этот человек ковал ядерный щит страны Советов и предлагал смывать американские города в океан ядерными торпедами?

Потому что их сперва ненавидели - но так, не сильно - а потом начали любить. С Юнгом произошло наоборот. А как учил Штирлиц - о человеке запоминается всегда последняя фраза...

Шутка юмора в чем? Инверсия происходит иррационально, потому очень плохо поддается коррекции...

Прежде, чем мы попробуем оценить вклад Юнга в науку, давайте разберемся именно с личным, эмоциональным характером отношения к нему. Давайте все же разделим эмоции и рациональное. В этом цикле мы с вами уже неоднократно сталкивались с тем, что иррациональное, подсознательное - очень сложная такая вещь. Оно требует спокойного ума, беспощадного рационализма и отстраненного восприятия. Иначе с ним нельзя. Иначе оно начинает воздействовать на нас, и мы оказываемся под его влиянием, в его власти. Это как работа микробиолога - чуть утратил контроль - и все, труп... Коллективное бессознательное, как неосознаваемое человеком и частично отрицаемое наукой явление, настолько плохо поддается контролю, что для разговора о нем нам потребуется вся наша концентрация. Иначе возможны спецэффекты, да...

Кто плавал - тот до сих пор крестится...

Психология занимается человеческой психикой. То есть штукой, которая от человека неотделима. Вот в хирургии хорошо. Отрезал человеку аппендицит, показал студентам - смотрите, дети, это аппендицит. А как предъявить либидо? Нет, то, на что вы показываете пальцем - это иначе называется. Либидо, между прочим, проявляется не только в возвратно-поступательных движениях. Оно может проявляться в патернализме, сублимироваться в научную деятельность, в творчество, служить источником неврозов. Невроз Зощенко, между прочим, являлся сублимацией либидо. Потому что сосать грудь - это одна из форм эротического опыта. Или вот в рекламе сейчас - есть автомобили "агрессивные", есть "сексуальные", но которые "агрессивные" - они тоже "сексуальные". Вы либидом с автомобилем не занимаетесь, а?

Постулируя неотделимость психики человека от конкретной тушки, которой эта психика принадлежит (а это вполне естественное соображение, во всяком случае современная наука так считает), а также то, что психика проявлена через определенные акты существования этой самой тушки - через деятельность, гештальты, речь, моторику и так далее - мы приходим к концепции интегральности психических феноменов. То есть психика есть нечто целостное, неделимое, проявляющее себя то одним боком, то другим. Вы любите своих детей, верно? Вы любите их давно, вы любите их постоянно. Вспомните, когда вы их обнимали последний раз - вы их любили? А когда вы кричали на них в последний раз? Когда вы кричите на ребенка - вы тоже его любите, вот в чем проблема. Ваша любовь разнообразна по проявлениям, очень разнообразна. Стоит ли из-за этого отрицать существование любви?

Есть прекрасная притча про слона. Собрались слепые, решили узнать, каков слон. Один потрогал хобот, другой - бивни, третий за ногу подержался, четвертый за хвост дернул. А потом давай друг с другом спорить - слон холодный и твердый, большой как дерево, мягкий и длинный как шланг или мокрый, скользкий и вонючий, как червь солитер...

В конце 19-го - начале 20-го века, когда научно-техническая революция шла полным ходом, в медицине все было далеко не так радужно. Учение о психике человека начиналось с теории жидкостей Галена, и на ней же заканчивалось. И по аналогии с историей концепции флогистона в физике, медики пришли к выводу, что не жидкостью единой, и вообще надо что-то делать. Стыдно ведь - уже и паровозы, и пароходы, а светила медицинской науки до сих пор шизофрению пиявками лечат, чаще всего - безуспешно... Учения о душе, имевшиеся в распоряжении философии и тоелогии, как-то не ложились на мощную поступь прогресса. Необходимо было изобретать новые подходы, новые методы, новые парадигмы.

Психушки были битком набиты материалом, который можно было использовать для экспериментов. Химия как наука выросла из алхимии, из огромного количества бессистемных экспериментов. Для психологии настал свой алхимический период. Период огромного числа бессмысленных и беспощадных попыток узнать, что же есть душа...

Мы никогда не узнаем имен сотен людей, собиравших фактики. Точно так же мы никогда не узнаем имен тысяч людей, которых обливали холодной водой, привязывали к стульям, подвешивали, лишали сна. Слава Гестапо меркнет перед тем, что происходило на заре психиатрии. Рождались концепции, много концепций. Абсурдные, уродливые, страшные... Пока не появилось учение Фрейда. Прорыв, осуществленный Фрейдом, был колоссален. Отойдя от методов объективно-механистических, от всяких кормлений ртутью и поений мышьяком в область слова и наблюдения, Фрейд смог прежде всего обеспечить возможность наблюдения за одним и тем же больным, одним и тем же кейсом, как сейчас говорят - в течении длительного времени. А значит, он мог исследовать каждый конкретный случай много-много времени, много-много раз на него воздействовать, анализировать результаты и делать выводы. В науке появился метод, позволяющий не собирать отрывочные сведения, а накапливать материал на системной основе. Именно поэтому Фрейд - великий ученый.

Поле исследований было огромно. И на этом поле очень скоро начали появляться другие, использующие методы Фрейда, врачи, которые начали открывать новые и новые факты, процессы, создавать новые концепции, и все это шло в общую копилку. Одним из самых талантливых и был Карл Густав Юнг, ученик Фрейда и замечательный ученый. Метод Фрейда был превосходен. Он позволял обнять слона за ногу, и описать его. Ног было целых четыре. Все обнимали слона, делились впечатлениями, радовались согласованности результатов наблюдений, пока Карл Густав Юнг не нащупал хобот. Ну вот зачем он так поступил, а, кто скажет?

Был тьмой кромешной мир планет души,
Как покрывалами, окутан.
Господь вскричал: «Да будет свет!» —
И в мир тотчас явился Ньютон Фрейд.
Но сатана недолго ждал реванша;
Пришел Эйнштейн Юнг, и все пошло, как раньше.


Время было такое. Армия вновь нарождающейся науки, все эти пехотинцы скальпеля и стетоскопа наблюдения и анализа, атакующие очередной бастион - душу человеческую - нащупали, благодаря прекрасно проведенной Фрейдом рекогносцировке, слабину в обороне и ринулись в прорыв. В полном соответствии с теорией глубокой наступательной операции. Прорыв получился, нужно было его расширять и углублять, нужна была концентрация всех сил, и тут вдруг командир самой результативной дивизии... Ну, вы поняли...

По мере углубления прорыва оборона "противника" затрещала, начали образовываться новые бреши, в них начали вливаться ручейки новых наступающих, но первый случай, когда казалось, что все уже ясно и нужно только штурмовать... Современная психология - очень сложное образование. В ней есть огромное количество школ и концепций, множество представлений и методов. В ней идут споры, ибо далеко не все модели нормально соседствуют друг с другом. Юнг был первым, кто сделал шаг в сторону.

Он мог бы его не делать. Но кто-то всегда делает первый шаг.

Связь Юнга с пациенткой, как нарушение абсолютного табу, далеко не однозначна. Я не хочу его оправдывать, но мне кажется, что нужно сделать несколько замечаний. И начнем мы издалека.

В сериале Менталист фигурирует доктор, который работал с Патриком Джейном после того, как тот потерял семью. Потеря близких, в особенности потеря ребенка, в особенности - такая потеря - это страшно. Штука заключается в том, что потеря любимого человека перенаправляет сексуальное влечение человека. Мы продолжаем грустить, тосковать, ждать, надеяться, желать, но если раньше все это персонифицировалось для нас в виде живого человека, то теперь - это призрак, причем призрак, неразрывно связанный, в случае с Патриком, с насилием и смертью. Перенаправление энергии сексуальности на подпитку энергии разрушения способно в буквальном случае убить человека. Если мы еще раз вернемся к неврозу Зощенко, то вспомним, что грудь матери, через которую проявлено либидо младенца, была намазана хиной. Бесконечная сладость любви, тепла и покоя оказалась неразрывно связана с горечью. Ну и еще добавился удар грома, как фиксирующий фактор, да... Этого хватило, чтобы взрослый человек чуть не умер. Что же говорить о случае Патрика?

При просмотре той серии, где Патрик общается со своим врачом, зрителя не покидает ощущение того, что между этими людьми была близость. Хотя по ходу сериала выясняется, что никакой близости в смысле постели не было - отношения врача и пациента в данном случае носят явно эротический характер. Мы ведь знаем, что либидо может проявлять себя по-разному, так было ли это - близостью?

Расстройства в сексуальной сфере отличаются от остальных видов расстройств той колоссальной энергетикой, которая вовлечена в патологию. Любой психотерапевт, встречающийся с сексуальным комплексом, знает, насколько это сложный случай. Можно говорить много слов, делать всякие умные кунштюки, но когда дело коснется реальных объектов, к которым человек испытывает влечение, когда запустится эта мощнейшая гормональная машина, когда человека захлестнет океан эмоций - места для слов или кунштюков уже не останется...

В случае с Патриком Джейном связи врача с пациентом в смысле постели действительно не было. Но можно предположить, что врач использовал энергетику сексуальности, чтобы разрушить сформировавшийся у Патрика травматический комплекс. Фактически (хотя в сериале фактически как бы быть не может, там актеры играют, но - этот сериал поставлен исключительно) речь идет о сформированном терапевтом эмоциональном переносе. Терапевт Патрика заставляет того перенести свои эмоции на себя, чем позволяет ему последовательно избавиться от болезненного синдрома. Я уже говорил, что перенос - одно из сложнейших психологических явлений, и использование переноса в терапевтических целях - это фантастическое мастерство. Формирование переноса, затем трансформация его в терапевтический альянс, затем - исцеление... То, как это показано в сериале - это удивительно. Понятно, что заметить это "невооруженным" взглядом трудно. Извините, у меня была бурная биография...

Но вернемся к Юнгу. И к его пациентке. Карл Густав Юнг является автором монографии "Психология переноса" - первому фундаментальному системному исследованию данного психологического процесса. Я вот думаю, что специалист в области переноса, да еще и психоаналитик, да еще и пациентка... Существует ненулевая вероятность того, что терапевтические требования в данном конкретном кейсе обусловили данную форму отношений терапевта и пациента. Соображения врачебной тайны навсегда похоронили точный ответ на этот вопрос. Во всяком случае, в арсенале современного психоанализа использование эротизма и сексуальности различными методами (да еще и в силу психоаналитической парадигмы) является повсеместным и общеупотребительным. А будет у вас стояк на терапевта или слюни на розового плюшевого слоника - это уже решать, извините, доктору...

Косвенным подтверждением этой версии является то, что Юнг вступил в отношения с одной пациенткой, а не пошел по бабам, из рук в руки. К слову сказать, Фрейд тоже был не без греха, сожительствуя со своей свояченицей Миной. А в наше время, свободное от моральных ограничений, связь терапевта и пациента, не приводящая к судебным процессам о сексуальном домогательстве - уже никого не интересует, кроме комиссии по врачебной этике. Это в самом крайнем случае.

По сути, нам остался последний вопрос, касающийся личности Юнга - его "связь" с нацистами. Начнем издалека.

Среди сокровищ мировой культуры одно из самых блестящих - несомненно, немецкая классическая философия. Будучи долгое время второразрядной европейской страной, окруженной гораздо более сильными и деятельными соседями со всех сторон, Германия оказалась в фокусе европейской культурной традиции. Лишенная более-менее значимых выходов к "варварам", не имеющая возможности растрачивать собственные силы в крупных войнах, немецкая элита уделяла гораздо большее внимание культурным формам деятельности, чем окружающие ее страны. Петр Первый не зря приглашал на роль учителей именно немцев. Впитав в себя католическую культуру, Германия породила реформацию, как трансценденцию католической теологии. Именно реформация стала тем толчком, который заставил немцев развивать собственные теософские и философские концепции, отличные от всего остального мира. Наличие на своей территории двух церквей - католической и лютеранской - привело к созданию обстановки философского диалога между двумя теософскими доктринами. Одновременно, сохраняя культурную связь с остальным миром европейской цивилизации, Германия впитывала все самое лучшее, что только появлялось на просторах от Адриатики до Северного моря.

Центральный вопрос дискуссии между лютеранством и католицизмом - вопрос о личности Христа и о сути его учения, поставил во главу немецкой философии проблему личности. В то время, пока остальная Европа продолжала исполнять обряды и платить Папе за индульгенции, Германия развивала свою собственную теорию субъекта, получившую свое высшее проявление в работах Канта, Лейбница и породившую трансценденцию Ницше и Хайдеггера. В то время, как для британцев главным вопросом было владычество, для итальянцев - величие, для французов - наслаждение, для немцев главным философским вопросом стала сущность персональности.

Личность, в том числе сильная личность, субъектность, доходящая до абсолюта по Лейбницу, суть Бога как идеальной персоналии - вот то, что составляло суть немецкой классической философии, что отразилось на всей германской нации.

Задаю вопрос в лоб. Вот у нас есть две концепции, две парадигмы в психологии. Одна говорит, что человек есть огромный пенис (вагина), окруженный комплексами и страхами. Вторая говорит, что человек есть интегральная сущность, неразрывно связанная с и обусловленная культурными, историческими, антропологическими и так далее факторами. Вот скажите мне - вы кем хотите быть?

Для немцев такой вопрос не стоит в принципе, и даже сегодня.

Фашизм возник не в результате длительных систематических упорных усилий Юнга. Распад колониальной системы, начатый Первой Мировой войной, породил культурную трансценденцию, в которую было вовлечено много стран. Даже в Британии были свои фашисты. В Америке - страшно сказать - Ку-Клукс-Клан существовал намного раньше, чем Бисмарк объединил Германию. Теории социального дарвинизма были популярны во всем англоязычном мире. Яблоку негде было упасть - или в социал-дарвиниста попадешь, или в расиста, или в коммуниста. И даже респектабельные пухленькие буржуа считали, что обязательно нужно кого-то задавить, чтобы жить стало лучше.

Появившаяся в вялотекущем кошмаре Веймарской республики, блестяще описанной Ремарком в своих произведениях, молодая радикальная политическая партия, ставящая своей задачей возрождение величия германской нации, отчаянно искала союзников. Прежде всего нужно было перетащить на свою сторону, мобилизовать нацию, и в первую очередь - лучшую ее часть, умы. Если с бизнесом все было ясно - преференции, преференции и еще раз преференции, то с наукой все оказалось гораздо сложнее. Видите ли, Зигмунд Фрейд очень плохо ложится на Майн Кампф, как-то сложно испытывать положительные эмоции от накрывшей описанные в книге в качестве германских территории колоссальной вагины. Зато коллективное бессознательное, архетип, идея - это в точности то, что нужно. Ибо если нужно использовать мифы об ариях, то почему нельзя считать ариев - архетипом германской нации? Ну хотя бы немного...

Собственно говоря, то же самое случилось и с Ницше. Из двадцати семи работ одна подошла, но зато как подошла...

Политической партии нужен рупор. Нужен рупор четкий, ясный, интересный. Одним Геббельсом жив не будешь. Нужно привлекать на свою сторону умы, а кто привлекает умы лучше, чем другие умы? Тысячи. Тысячи ученых, врачей, психиатров, инженеров, деятелей культуры сотрудничали с фашистами. В науку вкладывались колоссальные средства.

Еще не было "окончательного решения" "еврейского вопроса", концлагерей, чисток. Еще Британия радовалась заверениям Чемберлена, что войны не будет. Еще американский капитал вкладывал огромные деньги в развитие Германии. Еще считалось, что главная угроза "цивилизованному миру" - коммунизм. Еще Гитлер считался несколько комичной, но в общем - полезной для европейской политики фигурой... Страшно подумать, но европейские политики отдали на откуп Гитлеру восстановление Германии, еще бы, их проблема Веймарской республики достала до печенок, а тут выискался не совсем адекватный тип, который взял на себя ответственность, и на которого все можно будет списать... Росли заводы. Строились автобаны. Люди получили работу. Проявления национальной и политической нетерпимости воспринимались всеми как мелкие неурядицы, которые будут изжиты. У Германии еще не было ни одного танка. Ни одного современного боевого самолета. Ни одной подводной лодки. Возможность войны вызывала всеобщий хохот...

Вот та обстановка, в которой Карл Густав Юнг начал в 1933 году издавать "Журнал по психотерапии и смежным областям".

Я могу понять Фрейда. Фрейд был еврей, и ему было не смешно. Юнг был швейцарец, и ему было фиолетово. Фрейда с его глобальной вагиной нацисты как-то плохо переваривали. Особенно учитывая их отношение к половым извращениям. Юнг с его архетипами просто-таки просился на роль фашиста от психологии, своего человека в мире коллективного бессознательного.

Никто не знал, чем все закончится в 1945-м. Но была возможность продолжать исследования, двигать науку. Юнг этой возможностью воспользовался. Импонировал ли Юнгу Гитлер в начале своей политической карьеры. Несомненно - да. Как человек, верящий в возрождение своего народа. Понимал ли Юнг опасность пути, описанного в Майн Кампф? Скорее всего - да. Но с огромной вероятностью - считал осуществление невозможным. Зато возможность продолжать исследования - вот она, рядом, нужно всего лишь немного места уделить политической рекламе - хорошо оплачиваемой и ни к чему не обязывающей...

Ребята, в марте 1939 года более 2 тысяч золотых слитков стоимостью 5,6 млн фунтов стерлингов, находившееся в Лондоне, было передано со счета Национального банка Чехословакии на счет в Банке международных расчетов (Bank for International Settlements), управляемый от имени Рейхсбанка. Британия фактически профинансировала Гитлера. Почему британские банкиры не считаются пособниками фашистов, а за Юнгом такая слава закрепилась?

В 1939-м году Юнг перестал издавать журнал. Потому что все стало ясно. Заметим - и в 1939-м году еще не было "окончательного решения" "еврейского вопроса". Некто Бруно Беттельгейм, еврей и психиатр, в 1939-м году был освобожден из концлагеря по амнистии (!) и спокойно уехал в Америку. Убивать начали позже - в 1941-м. Юнг в 1941-м не агитировал за уничтожение евреев. Он уже два года как не агитировал за фашистов...

Вот такие пироги...

История науки - это история битвы на границе известного и неведомого. Кто-то ведет бой и идет вперед. Кто-то наблюдает, смотрит. Кто-то, выражаясь образно, подносит снаряды. Но тем, кто идет вперед - им тяжелее всего. И Зигмунд Фрейд, и Карл Густав Юнг были в числе первых. Реальный труд выпадает на их долю. Оценивают же, как правило, те, кто смотрит со стороны. История отношений Фрейда и Юнга - это драма, это трагедия двух титанов науки. Оценку же результатов их деятельности выполняют пигмеи...

Давайте посмотрим вот на какой образ. Допустим, мы купили торт. Дорогой и красивый. Мы принесли его домой. Поставили на стол. Собрались гости. Как вы думаете, они одинаково будут воспринимать торт? Вот у нас молодая женщина, домохозяйка. Она аккуратно пробует торт по частям, пытаясь в уме восстановить рецепт. А вот другая женщина, художница. Она смотрит на торт, как на произведение искусства. Что-то ей нравится, а что-то нет. А вот молодой человек. Он смотрит на торт, прищурившись. Его волнует вопрос - солько можно съесть этого торта, чтобы в желудке еще осталось место для портвейна?

Психология челоовека - это торт. Первая женщина - это Фрейд. Вторая - Юнг. А молодой человек - это современный нам студент факультета психологии. Объект исследования в психоанализе и аналитической психологии обин и тот же. Но эти области занимаются разными аспектами. Психоанализ сосредоточен на механизмах индивидуального опыта. Аналитическая психология выстраивает типологию, классификацию, "архитектурный план". Фрейд - это механика бессознательного, в то время, как Юнг - это культурология бессознательного. Студент, думающий о портвейне - этого не понимает. Большая часть проблем в понимании Юнга заключается в той иллюзии, что Юнг альтернативен Фрейду, противоречит ему. А это совершенно не так.

Самое интересное заключается в том, что как Фрейд без Юнга, так и Юнг без Фрейда невозможны в принципе. Сейчас мы это увидим, и будем сильно смеяться.

Исследование коллективного бессознательного, трансперсонального невозможно без исследования индивидуального. Среди многообразия проявлений человеческой психики необходимо обнаружить, определить то, что не является индивидуальным. Соответственно, без классической парадигмы, позволяющей провести диагностику кейса как индивидуального, обнаружить коллективное невозможно в принципе. Именно поэтому люди, изучающие Юнга и пренебрегающие Фрейдом, смешны и жалки. Они не понимают, что вот эти вот прекрасные сказки об архетипах так навсегда для них и останутся прекрасными сказками, потому что они просто физически неспособны отличить инверсию эдипова комплекса от нормальной конвенциональной заботы, например. Они не диагностируют ситуацию как индивидуальный кейс, и потому не могут правильно определить проявления коллективного.

Исследуя индивидуальный случай, поклонник Фрейда работает не с абсолютными образами. Какие-то из визуализаций, возникающих в сновидениях, обусловлены чистой патологией, какие-то определяются традициями, в которых был воспитан пациент. По сути, психоаналитик должен вжиться в пациента, понять его знаковую систему. Одни и те же символы могут в разных кейсах означать разные вещи. Именно поэтому в сложных случаях хороший терапевт прибегает (если допускают условия работы с пациентом) к помощи других специалистов. Пример - консилиум в истории Билли Миллигана. Потребовалось оценить ситуацию с нескольких разных точек зрения, чтобы согласовать наблюдения и прийти к определенным выводам.

Когда преподаватель говорит своим студентам, интересующимся Юнгом, что Юнг не стоит потраченного времени, он прав. Он прав потому, что встретить проявления коллективного бессознательного в индивидуальном кейсе для современного психоаналитика или даже психиатра - катастрофа. Это встречается очень редко, хотя и несколько чаще, чем хотелось бы, но это - катастрофа. Когда мы прикоснемся к бездне (о, какая вкусная это штука!), то поймем, почему. Психиатр не может лечить сразу всех. Психоаналитик не может лечить сразу всех. Нужно выбирать, или ты работаешь в одной парадигме, или в другой. Индивидуальные расстройства психики повсеместны, коллективные же не поддаются усилиям одного человека. В первой половине двадцатого века Германию охватил коллективный психоз, как с ним справлялись - вы в курсе.

Лучше пусть будущий врач справится с тысячей простых кейсов, чем сдохнет на одном сложном.

Кроме того, следует учитывать тот факт, что трансперсональное в трактовке Грофа, например, здорово отличается от концепций самого Юнга. Теперь представим тот факт, что при знакомстве с новой областью специалист, как правило, читает последние работы. Ну и какие выводы может сделать бывший студент-психолог, ныне опытный специалист, открывший Грофа? Ребята, в некоторых аспектах Гроф доставляет так, что от смеха умереть можно...

Комбинация двух факторов - персонального неприятия личности Юнга сторонниками Зигмунда Фрейда, размноженная и продленная передачей от прошлых поколений врачей последующим, и непонимание связи и различия в парадигмах, порождает стойкое неприятие личности Юнга современной наукой. Но я еще раз повторяю - неприятие это имеет скорее эмоциональную природу и реализуется - уже повсеместно - в эмоциональных проявлениях, нежели как конфликт парадигм.

Потому что на самом деле парадигма Юнга никого не интересует. Иуда - он и есть Иуда...
Tags: Вывих мозга
Subscribe
promo bigdrum february 17, 2019 22:31 4
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments