Камень первый. Вот истребитель со снимка:
Несмотря на то, что Миша Леонтьев называет этот самолет МиГ-29, всякому ежу ясно, что перед нами - король европейского ТВД Су-27 собственной персоной. На это указывает форма наплыва крыла и форма хвостового оперения. Так что разговоры про МиГ-29 мы забываем. Сразу.
Давайте внимательно посмотрим на след от ракеты и зададимся вопросом - откуда она была запущена. У Су-27 10 точек подвески - 6 под крыльями, 2 под двигателями и 2 под фюзеляжем между двигателями. Если мы посмотрим на компоновку Су-27, то увидим, что ракета запущена с точки подвески, расположенной под левым двигателем. Это важно.
И МиГ-29, и Су-27 могут для повышения дальности полета использовать подвесные топливные баки (ПТБ). На Су-27 они крепятся к пилонам вооружения, расположенным под корпусом между двигателями. Таким образом, некоторые из пилонов вооружения могут играть двойную роль - и как пусковые ракет, и как точки подвески баков. Это важно.
На сегогдняшний день в США имеется два Су-27, находящихся в частной собственности и имеющих гражданский сертификат летной годности. Для этого с самолетов были сняты подкрыльевые пилоны, пушка, демонтированы системы управления огнем. Информации о снятии намоторных и межмоторных пилонов нет (а это 4 точки подвески), но гипотетически их могли оставить для подвески ПТБ, с целью увеличить перегоночную дальность. В таком варианте конверсионный Су-27 считается гражданским бизнес-джетом. Это важно.
Вот список произведенных бортов Су-27. Полистав его, можно обнаружить много списанных и утилизированных машин. Вместе с тем некоторое время назад в России был скандал, когда выяснилось, что одна шарашкина контора под видом новых деталей торговала "разборкой", и касалось это именно Су-27. Нет никаких сомнений, что то же самое было и на Украине. И если наши ухитрились продать два исправных самолета в США - нет никакой гарантии, что некоторое количество "списанных и утилизированных" бортов не оказались в конечном счете где-нибудь за границами Украины. Это важно.
Резюме. Теоретически возможен гражданский бизнес-джет Су-27 с четырьмя точками подвески, как минимум с двух из которых можно запускать ракеты Р-27Т, если, конечно, частично восстановить систему управления огнем. Поскольку первоначальное целеуказание на Р-27Т передается от "нормальной" системы управления огнем самолета, возможен вариант, когда на ракету тупо передается сигнал "прямо по курсу". Банальной схемой из нескольких радиодеталек с тумблером. Если цель не маневрирует, то прицеливание элементарно осуществляется с помощью оптического коллиматорного прицела - точно так же, как и при стрельбе из ПЗРК. Как во время Второй Мировой... На снимке мы видим, как перехватчик держит Боинг прямо по оси своего полета и пускает ракету. Боевой Су-27 может не нацеливаться прямо на цель. Причем ракета уходит с пилона, который могли оставить на бизнес-джете "для подвески дополнительного бака с горючим"... Касательно возможности установки пушки - у МиГ-29 и Су-27 одна и та же пушка - ГШ-30-1, а 29-х было много по миру раскидано, включая Германию, откуда пушки и попали в Бундесвер...
На самом деле Р-27Т можно запускать с любого самолета, ЛТХ которого позволят удержать цель в перекрестии несколько секунд, необходимых для захвата - включая ЛирДжет, например.
Камень второй. В первый же день после катастрофы среди версий неебическим бриллиантом блеснула та, что целились-де в Путина, а попали - сами знаете, куда. Якобы в небе над Варшавой пилот одной из авиалиний в эфир сообщил, что видит борт номер 1 РФ. Никто и никогда этого не опровергал. При чем здесь Варшава?
Смотрим по ссылкам выше боевой радиус МиГ-29 и Су-27. А теперь смотрим на расстояние от Варшавы до Донецка. Мы видим, что боевой радиус МиГ-29 недостаточен для поражения MH-17, если перехватчик летел из Варшавы. А боевой радиус Су-27 - достаточен. Без всяких дозаправок, да еще и с минимумом вооружения, то есть 2 ракеты и пушка - Су-27 спокойно мог взлететь из-под Варшавы, сопровождать MH-17, отстреляться под Донецком и вернуться назад... Это - важно.
Резюме. Если существует способ обмануть службу управления воздушным движением, можно вполне пристроиться на Су-27 к MH-17 и лететь за ним. А потом загасить.
Камень третий. Служба управления воздушным движением имеет радары. И этих радаров нужно много. Ирония судьбы в том, что количество целей, которые должен сопровождать один такой радар - превышает возможности самых современных радаров ПРО. Поэтому гражданские радары - двухкоординатные. Они даже радиальную скорость не меряют, а уж высоту и подавно. Гражданские радары получают высоту самолета от респондера. При облучении радаром респондер автоматически сообщает радару свою высоту и номер рейса. Если респондер отключить - такая информация для диспетчера станет недоступна.
Если мы возьмем боевой Су-27 - респондера там нет. Это боевая машина. Но если мы возьмем гражданский бизнес-джет Су-27 - респондер там есть. Есть номер рейса, который определяется в полетном задании и заносится в респондер. Диспетчер не видит самолета. Он видит полетное задание, номер рейса и показания респондера на радаре. А летит там ЛирДжет, Ту-160, ГлобалХок, Су-27 или баба Яга - он не знает.
Зона ответственности службы управления воздушным движением ограничена по высоте и местности. Если вы частный пилот на бизнес-джете, и ваше полетное задание службой управления утверждено, и в нем записано, что вы летите вне зоны аэропорта ниже, чем установленные коридоры - вас игнорируют. Конечно, если вы не туда залетите - ПВО вас заметит, но гражданским диспетчерам это будет пофиг.
Резюме. Если есть способ фальсифицировать показания респондера так, чтобы оказаться не там, где вы есть - у нас есть шансы неплохо похулиганить...
Камень четвертый. Респондер можно обмануть. Самолеты так устроены, что каждый пилот может сам, вручную, выставить значение атмосферного давления. А значение атмосферного давления - это высота. А высота - это показания респондера. В гражданской авиации существуют специальные радиостанции, непрерывно передающие истинное значение атмосферного давления в определенных точках. Пилоты слушают эти радиостанции, и в процессе полета корректируют давление на высотомере. Но можно корректировать и по другим данным...
Если план полета совпадает с коридором, но высота - ниже коридора, мы должны так корректировать показания давления, чтобы при реальном наборе высоты высотометр показывал постоянную высоту, а то и снижение. Это очень сложно, и тут, скорее всего, требуется предварительная подготовка, таблица какая-то. Если мы летим вдоль коридора и набираем высоту, накручивая приборы, гражданские на нас внимания не обращают. По их приборам мы ниже коридора. А военные видят, что мы в коридоре, никто им не звонит, что мы "заблудились" - они нас и пропускают, как легальный борт. А мы подходим к Боингу-777, пристраиваемся снизу-сзади на минимальном удалении, чтобы отметки на радаре слились, а когда по навигатору мы, в соответствии с нашим планом полета, должны сесть - мы выключаем респондер.
Теперь мы и для гражданских, и для военных - исчезли. Остается через какую-нибудь тысячу километров расстрелять нашего "провожатого"...
Камень пятый. Есть такая штука - ВВС. Во всех более-менее развитых странах. И в ВВС есть пилоты. Эти пилоты знают, что дембель неминуем, как победа коммунизма. И после дембеля одни из них поступают в гражданские авиакомпании, другие выходят на пенсию, а третьи - идут в ЧВК. Оба гражданских Су-27 в США принадлежат коммерческому центру по обучению военных летчиков. Мне напомнить, как начиналась история Блэкуотер?
Дембель ВВС - это пилот с большим налетом, огромным опытом и дикой тягой в небо. Если он не испытывает моральных проблем с бомблением и сбитием кого угодно за деньги - в ЧВК ему самое место. Плюс еще и полетать дадут по такой норме, что в ВВС и не снилась. Если в ЧВК есть пилоты - то это белая кость, лучшие из лучших, профессиональнейшие из профессиональнейших, которые могут то, что в регулярных ВВС даже в мечтах никому не являлось.
Скрытные полеты на предельную дальность - визитная карточка европейской школы авиации. История с израильским рейдом, когда они освобождали заложников, рейд Дулиттла, эскадрилья Дамббастеров, история разведывательных полетов на Канберрах, У-2 и SR-71, патрули Ту-95 в Атлантике - это сплошные полеты на грани возможного и за этой гранью. Это делают военные пилоты.
Мне даже страшно представить, какие кунштюки могут вытворять дембеля...
Резюме. Существует организационная и техническая возможность того, что снимок - реальный, но самолет на этом снимке не имеет никакого отношения ни к России, ни к Украине. Самое интересное - он скорее всего не имеет никакого отношения и к Польше. С остальными аспектами я ознакомлю вас в следующий раз...
Journal information