bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

"Калькулятор"

Данный пост посвящен фильму "Вычислитель", снятому по мотивам одноименной книги Александра Громова.



Сразу возникает вопрос - почему "Калькулятор"? Да все очень просто. Вот здесь в журнале Александра Громова есть тема, посвященная названиям фильма в переводе. К сожалению, Александра немного задела, очевидно, наша народная хуход событий в/на Украине, и он позволил себе высказать неявное отношение... Ну что я могу сказать... Я в данный момент пишу не о политике, и в данной теме отношение одного из авторов фильма к событиям в жизни моей страны рассматриваться не будет. Для нас же важно другое. Пиратка, которую я имел удовольствие скачать и посмотреть, называлась Calculator.2014.[---].WEBRip.avi - то, что в квадратных скобках, я убрал - вдруг кто еще захочет скачать пиратку? Это не в плане отношения к авторам - просто у нас в прокате фильма пока нет, и по причинам, которые я укажу ниже - вряд ли в ближайшее время он тут появится. Так что пиратка пригодится...

Вот так и получается, что фильм называется "Вычислитель", а я смотрел "Калькулятор".

Дальше мне придется беспощадно спойлерить, и вот что я скажу. Прочитайте это - даже не комментарии, а сам пост. Он короткий. Александр прав - приличной фантастики в полном метре сейчас на просторах бывшего не делают. Не считать же ужас имени Бондарчука адекватной экранизацией Стругацких, в самом деле... В коротком метре рекомендую "Отдай мою посадочную ногу" - но и в коротком метре это едва ли не единственная приличная вещь. Если вы не смотрели фильм - лучше сходите и посмотрите. Или хотя бы пиратку, что ли, гляньте, но если у вас будут показывать (или уже показывают) фильм - обязательно сходите на него. А потом вернитесь и читайте. То, что вас ожидают вовсе не розовые БТР-ы, и не мажор из подмосковья в главной роли - гарантирую.

Продолжая чтение данного материала, вы обязуетесь сходить на сеанс фильма "Вычислитель" в прокате при первой же возможности. За деньги.

Ну, понеслась?

Сразу скажу про игру актеров. Молодцы. Роль Эрвина легла на Миронова идеально. Как кто-то ругался в Интернете - актеры фильм вытягивали, а без актеров это не фильм. Ребята, актер всегда должен тянуть и вытягивать. Если актер не вытягивает - он не актер. Так что честная отработка актерского коллектива, и даже Винни Джонса - а кроме него в данной роли мог бы сниматься разве что Валуев, но он сейчас другим занят - говорит о качественной постановке съемок. Люди не филонили, бюджет не проебдали... И да, пускай Винни на меня не обижается - я любя, он был убедителен.

Цветовой ряд фильма достаточно однообразен. С учетом современных возможностей рендеринга, могу сказать, что это не из-за недостатка денег. На самом деле блендеру глубоко насрать, что рендерить. Вот Федя Бондарчук красок бы накинул, да... Однообразие красок в фильме (черно-серые тона) связано непосредственно с художественной идеей сценария, причем связано глубоко и органично, и мы это покажем. Скажем так - цветовой аскетизм "Вычислителя" настолько же соответствует замыслу, как и буйство красок "Аватара". Только "Аватар" - это рендеринг. А "Вычислитель" все же - драма...

Местная флора и фауна, разве что за исключением гриба, по цвету полностью соответствует принципу функциональности живого. Да и гриб, кстати, тоже неплох. Расцветка всякой твари должна ее либо маскировать, либо привлекать добычу - так устроено в настоящей природе. Тот факт, что обитатели болота соответствуют, с этой точки зрения, нормальной биологии - радует. Конечно, немного непонятно дело обстоит с пищевым циклом и энергетикой организмов, но тут уж нужно обходиться малым - в конце концов, фильм не о биоценозе инопланетных экосистем сделан. Радует, что обошлись без динозавров, и на том спасибо...

Социальное устройство мира - гармонию, основанную на тотальном контроле - мы полностью оставляем на совести автора. Тем более, что тема в фантастике популярная, и вопрос в этом смысле заключается только в том, какими методами - социально-психологическими ("Заводной апельсин"), технологическими ("Вычислитель", "Вознесение") или комбинированными ("Особое мнение") - этот тотальный контроль будет осуществляться. В конце концов, без предположения об устройстве тамошнего общества весь фильм был бы невозможен.

Город, из которого были изгнаны на болота заключенные, был образцовым. Лучшим на планете. Это был город-утопия, и особенные общественные отношения в нем вполне могли сложиться, как они в реальной жизни складываются в любых элитарных общностях. Так например, еще сотню лет назад некоторых преступников навсегда ссылали в колонии или на энный километр... В общем, и здесь фантастическая гипотеза выглядит не настолько уж фантастической.

Так что с точки зрения удовольствий для зрителя, вариабельной величиной в фильме остается только игра актеров. Все остальное взаимно обусловлено и статично, по сюжету измениться не может, оно скучно и неинтересно, и нам остаются только герои. А что артисты не филонили - признаются даже те, кто на фильм плюется.

Фильм строится вокруг нескольких характеров. Эрвин, бывший советник президента, вычислитель - умный человек, ни разу не супермен. Юст, бандит и громила - сила, инстинкт, желание выжить. Кристи - импульсивная, естественная, слегка аффективная натура. Ну и остальные, естественно.

Эрвин, как бывший советник, очень неплохо представляет себе, что его ждет. Он знает, что без спутника ему не выжить. Он знает, какое снаряжение ему необходимо, какие эндемики опасны и какие годятся в пищу. Итак, тюремный транспорт прибывает, заключенных выводят и зачитывают им "правила поведения". Как Эрвин выбирает спутника? Он это делает холодно, рассчетливо и спокойно... Он знает, что в силу условий лучше идти малой группой, так как толпой легче приманить "язычника". Он знает, что ему нужен только один человек, контактный, готовый слушаться и достаточно внутренне отмобилизованный, с волей к жизни. Кристи бросается спасти туристку, которая в панике кидается на ограждение. Эрвин дружеским тоном предлагает знакомиться. В момент первого появления "язычника" он заговаривает с Кристи, тихо, приватно. Поскольку группа формируется вокруг Юста, Кристи остается единственной, кто интересует Эрвина. В течении фильма Эрвин последовательно отбивает попытки других заключенных прибиться к ним. А Кристи он честно объясняет, что она должна будет идти впереди него. И если что-то произойдет - он будет ее вытаскивать. И тоже - делает это спокойно, убедительно, холодно, одно слово - вычислитель.

Да за одну эту психологическую миниатюру нужно поставить авторам твердую пятерку.

Несмотря на свою рассчетливость, а может благодаря ей, Эрвин спасает Кристи от лозы-бичевки. Спасает - и тут же смеется - "нам крупно повезло". Кстати, если бы Кристи испугалась и не вернулась с ножом - Эрвин бы погиб... Затем следует спасение Кристи от "язычника" ценой гибели одного из членов группы Юста, от вала инопланетной мерзости в железном ящике, так предусмотрительно выторгованом Эрвином у Юста... В момент, когда группа Юста распадается, Эрвин и Кристи уходят, не позволяя другим членам группы присоединиться к ним...

В течении всего фильма Эрвин совершает логичные поступки, действует спокойно, ободряя Кристи, удерживая ее от импульсивных опасных поступков. Казалось бы - совершенно положительный герой. В один из моментов он задает Кристи задачку.

Девочка хотела купить шоколадку. Ей не хватало десять монеток. Мальчик тоже хотел купить шоколадку. Но ему не хватало одной монетки. Тогда они решили купить шоколадку на двоих. Но им все равно не хватало одной монетки. Сколько стоила шоколадка?

Позднее в ответ на вопрос, каково же решение, он отвечает - "у девочки вообще не было денег". Такая вот математика...

На самом деле эта небольшая задачка, хоть по сюжету она и является действительно математической и действительно задачкой - вовсе не задачка, а притча. У Эрвина были шансы пройти болото, но ему нужен был попутчик. У Кристи шансов пройти болото без Эрвина не было вообще... Не смотря на то, что позже эта задачка опять всплывет, тот факт, что Александр Громов вставил ее репликой герою, говорит о том, что это не задачка - это притча. А прозвучав из уст Эрвина в диалоге с Кристи - эта задачка становится психологической манипуляцией.

Эрвин манипулирует Кристи, точно так же, как и делает все остальное - холодно, расчетливо, спокойно, убедительно...

Эрвин рассказывает Кристи, что он сам программировал Систему. Именно из-за этой Системы, которая диктовала Кристи замужество не по любви, та попала на болота. Это проходит мимо внимания Кристи, потому что ее волнует вопрос, из-за чего на болота попал Эрвин. Еще раз подчеркиваю - это важно. Кристи попала на болота из-за того, что сделал Эрвин. Но Кристи - не логик, это импульсивная натура. Она слышит не то, что говорит ей Эрвин, а то, что ей интересно в данный момент... И тогда Эрвин рассказывает, что заложил в Систему вирус, и этот вирус убьет Систему, и тогда свободные люди смогут жить по-иному...

Какие свободные люди?

Система, пусть она жестко устроена, пусть она не учитывает желания отдельных людей - но все же обеспечивает жизнь целого города. Если система рухнет - городу конец. Пока Кристи не попала на болота, она пользовалась Системой, она в ней жила. Если бы в Систему была заложена возможность любви - Кристи никогда не надо было бы рубить ножом лозу-бичевку или задыхаться от ужаса, видя, как "язычник" жрет человека... Именно Эрвин в ответе за то, что не заложил возможность любви в Систему... А теперь, когда в Системе вирус, множество людей, для которых Система не представляет таких уж неудобств, а наоборот, дает им возможность нормальной жизнедеятельности - окажутся этой возможности жить привычным образом лишены.

Кристи об этом не думает. Она была исторгнута Системой и радуется, что нашелся человек, который победил Систему. Кто этот человек и какой ценой достигнута эта победа - ей безразлично...

Далее Эрвин рассказывает ей, что вот эта вот байда с болотом, то есть изгнание из города вместо быстрой смерти - это тоже его изобретение. Ощутив ужас путешествия по болоту, а еще раньше - ужас ожидания этого путешествия, Кристи говорит Эрвину - "ты такой же подонок, как и они". И в ответ Эрвин говорит - "но когда мою идею возвели в закон, никто из граждан не возражал, даже ты". В словесной перепалке Кристи говорит Эрвину - "какая совесть, ты сбежал на болота, чтобы шкуру свою спасти".

Она сама не понимает, что сказала ему правду.

И тогда Эрвин ложит (или кладет?) снаряжение, втыкает в землю нож и начинает бегать и прыгать по впадине, в которой они прячутся, с воплями, призывая инопланетных тварей прийти и сожрать его... Он не убегает далеко от Кристи. Он не выбегает из впадины. Но вполне реалистично кричит и подпрыгивает, да...

Когда-то на НВП в школе мы были в части, и там на полигоне нашли гранату. Подошел офицер, осмотрел гранату, сказал нам отойти, а сам поднял ее и бросил в воронку. Граната, естественно, рванула... Особенность воронки, а также впадины в земле, в том, что звук из нее идет вверх, а не в стороны. Мы даже взрывной волны не почувствовали, только бухнуло глухо, а стояли мы метрах в двадцати. Бегая по воронке, Эрвин не мог бы привлечь никаких тварей, но на Кристи его эскапада возымела действие...

Холодно, спокойно, расчетливо, уверенно...

Вот скажите мне, кто это увидел? Ребята, за эту миниатюру я ставлю актерам твердую шестерку по пятибалльной системе. И операторам ставлю, и режиссерам, и авторам - всему творческому коллективу... И даже не шестерку - семерку.

Кристи нужна Эрвину, чтобы дойти до конца, до его цели, до Счастливых островов...

Оставим некоторое количество приключений, и сразу перейдем к финалу. Финал - Эрвин и Кристи таки прибывают на Землю Обетованную, то есть на голый пустынный берег, Исландия все-таки... И вот прибывают они, и оказывается, что Кристи жива, и Эрвин жив, и у них вполне сформировался творческий дуэт, а остров голый... Кристи находится в эмоциональном упадке. Но - она не впадает в истерику, не психует, а просто ждет своей судьбы и верит, что Вычислитель что-то придумает... Оказывается, что на этом острове спрятан космический корабль. И что Эрвин знает код. Весь, кроме одной цифры. И ничего не может придумать, потому что не вычисляет невычислимое...

Ребята, а ведь время впадать в панику. Ты стремился к чудесатым чудесатам, прошел через говнище, прибываешь на место - а там пусто и глухо. Помните финальную сцену из "Гиперболоида инженера Гарина"? А тут все еще более глухо, ибо эндемичная флора и фауна в пищу не годятся... Время впадать в буйство, ругаться, разбегаться, время идти топиться, в конце концов... На худой конец - искать воду и где переночевать...

Время сдаваться.

Только вот Кристи почему-то не сдается. Наоборот - она мобилизуется. Она начинает выпытывать у Эрвина, что да как. Кристи почти победила и не хочет сдаваться. И тогда Эрвин неохотно начинает ей давать информацию. И каждый раз сильно психует. Он на болоте, бросаясь на лозу-бичевку без ножа, был спокоен и собран, а тут психует... А Кристи все не сдается и продолжает допытываться... И в конце концов - выцыганивает у него правильный ответ. Эрвин сомневается, репу чешет, всем видом своим выражает сомнение... А Кристи не сдается.

И тогда они идут вводить код. У них всего две попытки. И первую из них Эрвин специально тратит на неправильный код, и говорит Кристи - "я хотел проверить, как работает система"... Да Кристи удавиться должна была от такой глупости! Разрыдаться, психануть, убежать, ругаясь и проклиная все на свете! Вот ваша жизнь зависит от двух шансов - и вы первый из них осознанно обнуляете...

Логично?

Но Кристи спокойно стоит рядом и ждет.

Остается ввести правильный код. Ангар, естественно, открывается, Кристи при этом имеет удивленно-радостный вид... А вот улыбку Эрвина - не передать словами. Все-таки Евгений Миронов превосходный актер... И тут оказывается, что корабль одноместный, и Эрвин с самого начала об этом знал. Но молчал...

Тут любого должно было пробить на понимание ситуации.

И тогда Эрвин предлагает Кристи лететь одной, дескать, Боливар не вынесет двоих. А куда? Она знает, как управлять кораблем, как он запрограммирован, куда она попадет и что там будет делать?

У девочки вообще не было монеток...

Кристи не сдается. Не срывается в истерику. Не убегает. Она спокойно уговаривает Эрвина придумать, как улететь вдвоем...

За эту превосходную игру, за этот превосходный мини-сюжет я ставлю авторам картины десять баллов по пятибалльной системе!

Мог бы проставить выпивку - проставил бы...

Они улетают, кому-то там жалуются, в результате на планету прибывают миротворческие силы, и наводят порядок. И то, что получается в результате - гораздо хуже старой Системы...

Нам осталось ответить всего на несколько вопросов.

Почему Эрвин решил похоронить Систему? Он в фильме говорит - совесть проснулась. Но так ли это? Хаос, постигший город после краха Системы, гораздо страшнее, чем Система. Новый порядок, возникший в городе после умиротворения - тоже страшнее Системы. Понимал ли это Эрвин заранее, до того, как?

Эрвин был автором идеи заменить смертную казнь изгнанием на болота. Это ключевой момент. Почему? Потому что смертная казнь - это, в общем-то, атрибут обычной жизни, вот даже и сейчас, сегодня, нашей с вами реальной жизни. Мы должны понимать, что город, в котором Эрвин был советником президента - это не просто город. Это лучший город. Это город-утопия. Это город, в котором лучшие из лучших живут лучшей из лучших жизней. В утопии не может быть смертной казни, иначе она уже не утопия. С другой стороны, изгнание из утопии - это уже страшнейшая из кар. Если вы, конечно, не на хуторе живете, а в городе-утопии. Замена смертной казни изгнанием, с одной стороны, имеет свое дисциплинирующее действие в качестве возможной угрозы, а с другой - позволяет жителям такого города остаться чистыми.

Жители утопии - чистюли. Они не хотят марать руки. Если кого-то изгнали из города - он уже другой, он другой породы, о нем никто не думает. Та же Кристи, пока не попала на болота - не возражала против изгнания. Только почувствовав на своей шкуре, что значит почти пойти на обед к "язычнику", она начала воспринимать изгнание, как кару, применимую к человеку, а не как то, что ожидает изгнанника. Пока она не попала на болота, она тоже считала изгнанников людьми, не стоящими внимания.

Кристи уперлась в жесткость Системы. Эрвин тоже где-то уперся в жесткость Системы, но где - в фильме не говорится. Впрочем, тот факт, что Эрвин побоялся возражать президенту, когда они устанавливали код на ангар с кораблем - говорит о том, что для него Система была вовсе не так хороша. Скорее всего, нахождение на посту советника сопровождалось для него определенными опасениями. И тогда, он решил устроить побег.

Существует только одна причина для внедрения вируса в систему. Вирус был нужен, чтобы Эрвина на его пути к Счастливым островам не смогли перехватить. Если бы попытались. К слову, его попытались перехватить - и не смогли.

Вот ответ на то, какая "совесть" проснулась у Эрвина, когда он собирал сведения "для публикации", когда внедрял вирус, чтобы "свободные люди", когда молчал про корабль, про то, что он одноместный, и когда искал себе одного - я еще раз подчеркиваю - одного - попутчика.

Если бы до Счастливых островов с Эрвином добрались хотя бы двое - он бы с ними не справился, не смог бы их контролировать... Он и Кристи-то пытался скинуть...

Вот теперь, когда мы свели все вместе, мы можем еще раз вспомнить фильм, и поразиться игре актеров, создавших этот шедевр. Да, это не блокбастер. Этот фильм нужно смотреть головой. Возможно - не один раз. Но его не стыдно посмотреть не один раз...

Помните, я говорил вначале, что цветовая гамма фильма глубоко обусловлена и органична? Так вот. В мире, в котором выживание человека зависит от невыживания других людей - другой гаммы, кроме черно-серой - быть не может.

Dixi.
Tags: Мысли дилетанта, О вкусах не спорят
Subscribe

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments