bigdrum (bigdrum) wrote,
bigdrum
bigdrum

Categories:

Тайна личности Льва Абалкина, или невероятные приключения в невозможном месте - 3

Предыдущие части: 1, 2.

Часть 3. Старик Державин...

После прочтения прошлой части встает закономерный вопрос - как же с такими эмоционально неуравновешенными детьми обстояло дело в СССР? В СССР с эмоционально уравновешенными детьми дело обстояло интересно.

Сегодня родители не видят ничего плохого в том, чтобы ребенок принимал таблетки. На Западе прежде всего. В США, например, дети употребляют в три раза больше психотропных препаратов, чем в Европе. В СССР психотропов не давали. Во-первых, не было, ибо дефицит, и реальным больным - не хватало, а во-вторых - особенности культуры. СССР был страной развитого социализма, в перспективе - коммунизма, и в самой прогрессивной стране мира проблем с детской психикой быть не могло в принципе.

На самом деле я уже описывал обстановку в СССР в темах про русскую идентичность и про психотронику. 70-е - 80-е годы - это годы, в которые огромная масса "шестидесятников" выплеснулась в жизнь. Речь Хрущева, критика культа личности Сталина, впоследствии столь успешно замолченная в тени руководящей роли КПСС и лично самого героического из героев - создавали удивительное своеобразие культурной и психологической жизни. Мое поколение выросло на Высоцком, Галиче, Визборе, Окуджаве. Из четырех - только Визбор был более-менее благополучен, остальные в той или иной степени относились к категории "не дождетесь". Родители в той или иной степени осторожно выражали протест системе, и это не могло не отразиться на детях.

Сборник Высоцкого "Нерв" я держал в руках в первый раз в виде распечаток с АЦПУ, задолго до того, как он был издан.

Что может быть для эмоционально неустойчивого ребенка более благодатно, чем революционная либо криминальная (по сути и то и другое - асоциально) романтика (ах, какие фильмы снимали тогда!), наложенная на подростковый кризис, проблемы взросления плюс выраженную молодежную моду "мыслить широко"... Я понимаю, что на самом деле простые ответы на вопрос "за что Высоцкого не выпускали", "почему Галич уехал" и так далее - были невозможны, но они были необходимы. Чем больше они замалчивались, тем большее недоверие к системе и контркультурное поведение формировались у подрастающего поколения. Лихие 90-е - результат этих процессов.

Причина, по которой Перестройка не могла закончиться реформой системы, заключается в том, что доверие к системе было подорвано замалчиванием. Система не давала ответов на многие вопросы. А когда такие вопросы задавались - она молчала, уходила от ответа и ставила галочку. А мы это дело, почесав репу, заносили в свои списки.

Заметим, что такой альтернативный культурный феномен, как "детские страшилки" - появился именно в 60-е - 70-е годы. Дети постоянно копируют взрослых. Массовый феномен детской культуры, особенно доподростковой - это в значительной степени калька с эмоционально-психологической обстановки в семьях и в обществе. Если в подростковом возрасте, после "ломки", дети ищут способы самовыражения, то до подросткового кризиса - это в значительной степени "копирка". "Детские страшилки" по сути своей были адекватным выражением социально-психологических процессов в обществе, но в обществе развитого социализма, как мы знаем, социально-психологических процессов, не утвержденных Политбюро, быть не может. Потому их исследовали как культурный феномен, но никто не додумался взглянуть на это явление как на социально-психологический симптом...

Не менее значим тот факт, что подростковый возраст - это не только поиск способа самовыражения, но еще и время самоутверждения в семье и среди сверстников. Читавшим книгу Йохана Хейзинга "Хомо люденс" настоятельно рекомендуется обратить внимание на такую форму игры, как "агон". Агон как форма игрового поведения реализуется среди подростков практически ритуальным образом. Этот образ - глубоко иррационален по сути своей. Ты не хочешь драться, но обязательно будешь. Ты не хочешь быть первым, но обязательно должен. Одной из форм первенства было противостояние учителям в школе. Да уж, благодатное дело, блин...

В девятом, вроде, классе, на одном из родительских собраний, учитель математики, трасясь всеми фибрами и тыкая в меня пальцем, истарически почти кричал - "вот он, он разлагает весь класс". Тем, кто дочитает до конца, станет ясно, что он был абсолютно прав. Я сам только недавно это понял, много лет я над этим смеялся - но он был абсолютно прав...

Так вот. Детишки с проблемами психики в СССР окружались особыми условиями. При отсутствии ясно выраженной патологии они оставались в обычных социальных рамках, но за ними присматривали более адекватные сверстники и специально осведомленные педагоги.

Правда, ему повезло, как немногим. В тот самый день, когда его принесли в ясли, туда же поступила на работу простым наблюдающим врачом ядвига михайловна леканова - один из крупнейших в мире специалистов по детской психологии. Почему-то захотелось ей спуститься с горных высот чистой науки и вернуться к тому, с чего она начинала несколько десятилетий назад. А когда шестилетний Лева Абалкин был переведен со всей своей группой в сыктывкарскую школу-интернат N241, та же ядвига михайловна сочла, что пора ей теперь поработать с детишками школьного возраста, и перевелась наблюдающим врачом в эту же школу.

Если до 17-ти лет с формированием особого социального окружения проблем, в общем, не было - в силу обязательного бесплатного всеобщего школьного образования в СССР - то после наступали проблемы. Потому что человек получал статус взрослого и мог сам распоряжаться своей судьбой. И если за ним все еще нужно было присматривать - его приходилось догонять... На абитуре мехмата МГУ в 1987-м мой сожитель по комнате с тоской посмотрел на здание ВШ КГБ, видное прямо из окна нашей комнаты в общежитии, и с тоской протянул - "эх, вот бы куда поступить на самом деле". Ох уж эти мне общежития абитуриентов - из них порой открываются такие замечательные перспективы...

На самом деле идея отправлять проблемных детей в военные училища, в училища МВД и КГБ, если мы на нее посмотрим здраво - вовсе не так уж и плоха. Ребенка будут окружать ребята устойчивые психически (в военные не берут кого попало), с нормальной этикой и устойчивым моральным комплексом, достаточно крепкие физически, чтобы в случае чего предотвратить - или наоборот, помочь. А после окончания обучения ребенок (уже офицер) попадет на место службы - в такое же окружение. И если звезд с неба хватать ему не позволят, то по крайней мере - от возможных эксцессов уберегут. Еще раз повторяю - это вполне гуманное решение, тем более в рамках той системы, которая существовала в СССР. Если бы не одно "но". Некоторые дети к окончанию школы еще не знают, чем они хотели бы заниматься. А я хотел заниматься наукой, причем - естественной, и как вы понимаете, перспектива таскать пьяных по патрулям меня не привлекала совершенно...

Парень, видимо, прирожденный зоопсихолог. "профессиональные склонности: зоопсихология, театр, этнолингвистика... Профессиональные показания: зоопсихология, теоретическая ксенология..." И тем не менее из парня делают прогрессора. Не спорю, существует целый класс прогрессоров, для которых зоопсихология - хлеб насущный. Например, те, кто работает с леонидянами или с теми же голованами. Так нет же, парню приходится работать с гуманоидами, работать резидентом, боевиком, хотя он пять лет кричит на весь комкон: "что вы со мной делаете?" А потом они удивляются, что у него психический спазм!

Что делает человек, де-факто выполняющий роль агента, которому нужно догнать другого человека? О, ребята, это совершенно естественно - он должен с этим человеком подружиться. Как подружиться с эмоционально неустойчивым типом, склонным к замкнутости? Вот вы - агент, вы по природе своей - экстравертированы, вам нужно войти в доверие (это служебный термин, но мы-то знаем, что дружбы без доверия не бывает) к интроверту? Вы должны вывести его в экстравертное состояние. По одной простой причине - в родном интровертном состоянии интроверт сам выбирает себе друзей, а вам - надо, и тут ничего не сделаешь... Что значит для интроверта попасть в экстравертное состояние? Это значит выйти из зоны психологического комфорта.

Я надеюсь, что я не сказал ничего сложного и непонятного. Я надеюсь, что вы понимаете мою мысль.

Попытки подружиться (или подружить) интроверта насильственным (ну ладно, искусственно спровоцированным) образом всегда - еще раз подчеркиваю, всегда - приводят к обратному эффекту. Ребята, ну неужели этого нельзя было сообразить сразу? Вот есть человек, клевый и классный, рубаха-парень, свой в доску, но стиль общения, который он навязывает - для вас психологически некомфортен... Вы его будете считать неплохим человеком, но он никогда не сможет стать вашим другом. Потому что вы интроверт, у вас другая зона психологического комфорта, и он в ней не присутствует. Все просто и элементарно, Ватсон.

Попытка насильственного дружения по определению вызовет отрицательную реакцию - начиная от избегания и заканчивая прямой агрессией. Это объективно, это неминуемо, это неотвратимо.

Как и случилось на велопробеге в 1988-м, когда я сбил парня с велосипеда и уехал. Знал, что это плохо, знал, что нужно это остановить - но не мог, потому что был - правильно - в состоянии аффекта. Это неотвратимо.

Случай с велосипедом, как вы понимаете - был расценен как прямое проявление немотивированной агрессии, что вкупе с толстым уже списком моих пригрешений - выбора никому не оставляло. Причастные в курсе истории с зачетом по английскому, точнее с незачетом, в результате которой я - правильно, дети - вылетел из стен альмаматер белым голубем к ебеням собачьим...

В десятом классе мой преподаватель по русскому языку и литературы научил меня писать сочинения, просто позволив писать то, что думаю. А спустя два года мне просто не позволили дружить с теми, с кем я хотел - и вот мы имеем... Психологически непроработанные оперативные действия (а догон человека - это всегда оперативные действия) привели к разрушению ситуации вообще, в целом. Ни с кем из тех людей я более не встречался, и как вы понимаете - не горю желанием. Осадочек-с...

А потом наступила армия... Армия, ребята - это такая одна большая зона психологического дискомфорта, впрочем, мне ли вам объяснять? А солдат, ребята - это такой распиздяй чистой воды, в руках у которого - между прочим - иногда бывает оружие с боевыми. А тут еще эмоционально неустойчивый человек со склонностью (зуб даю, именно так было написано в сопроводительных документах) к немотивированной агрессии, замкнутый и угрюмый. А еще в поезде, когда нас везли туда - а это стресс всегда для всех призывников - всем было слегка страшно и одновременно весело, все были возбуждены, и я тоже - так вот, посмотрели на мое поведение... Как сказал мне позже сопровождающий - "если бы ты вел себя потише, я бы тебя в полку смог оставить". А так - отправился я в кировские леса, на точку, и даже в отпуск не ездил...

А когда первое возбуждение прошло, и я начал возвращаться в свое нормальное замкнутое состояние, народ на меня посмотрел, вспомнил про боевые и начал со мной дружиться. Все-таки замполиты - сами знаете, по какому ведомству... Предложения пойти в военное училище, должность секретаря комсомольской ячейки, на которую я забил сразу и резко, второй год на коммутаторе (хотя на железе мне нравилось больше)... В результате из армии я вернулся с легким ножевым в плечо, легким отверточным в руку, лысый, с вывихнутыми мозгами - и в совершенно другую страну...

Давайте подведем итоги этапов большого пути.

Все хотели как лучше. Все приседали, как пацаки. Но - неадекватная диагностика ситуации. Получившиеся в результате неадекватной диагностики действия, которые привели к неадекватным результатам.

Одним из базовых принципов психотерапии является осведомленность пациента о проблеме. Поскольку у нас была определенная картинка, не очень приятная, надо сказать - меры принимать было нужно. Но - человеку ничего не сказали. Ребята, а человек был, кстати, с аутотренингом со второго класса, он бы понял, он уже тогда многое если не понимал, то чувствовал. Из армии я привез тетрадку, и когда годы спустя добрался до "Искусства быть другим" Владимира Леви, неожиданно вспомнилось что-то знакомое. Я полез в эту тетрадку, и обнаружил там программу ролевого аутотренинга, нацарапанную бессонной ночью на коммутаторе для самого себя...

Все время, что с человеком дружились, человек осознавал, что с ним что-то происходит, искал выход - и кстати, в правильном направлении искал, РАТ я позднее применял, и это очень помогло - но вместо того, чтобы нати контакт, объединить усилия, народ усиленно отрабатывал программу. Так, как ее задали. Чтобы человек даже не подозревал, что у него проблема...

Второй базовый принцип психотерапии - исключение из нее родственников, друзей и так далее. Это связано с тем, что личные чувства, если они только не контролируются врачом - искажают терапевтический процесс, а в некоторых ситуациях - даже делают его невозможным. Это связано с тем, что личностные привязки заведомо сильнее раппорта с доктором, и в ситуации с личностными привязками раппорт уже не работает. А тут еще и раппорта не было, потому как не было осведомленности, не была включена ролевая модель доктор-пациент... О каком терапевтическом альянсе могла идти речь?

Третий момент. Отношения с терапевтом всегда носят функциональный характер. Пациент - даже после успешной терапии - может считать терапевта своим другом, но при этом терапевт всегда - я еще раз подчеркиваю слово "всегда" - этого позволить себе не может. Он обязан держать четкую психологическую дистанцию. Друзья - это те, с кем нам комфортно. Терапевт - это тот, с кем ты чувствуешь себя защищенным, и не более. Как только ты начинаешь чувствовать себя комфортно с терапевтом, происходит феномен переноса (К.Г.Юнг - "Психология переноса"), и терапевт отправляется сперва блевать и жрать таблетки - а потом к другому терапевту. Лечиться.

Пытаясь пробиться ко мне через дружбу, каждый, кому это удавалось, рано или поздно ловил перенос. И если врач, получивший образование, прошедший с наставником кучу кейсов, владеющий информацией, видевший крым, рым и прочие трубы - может хотя бы отрефлексировать момент переноса, то чего вы хотите от сопляка-лейтенанта КГБ, способного плевком пробить бетонную стену, но абсолютно не готового к клиническим проявлениям психопатологии? Ребята, я видел психотерапевта, который поймал перенос. Это было нечто. И мне искренне жаль тех ребят, которые подрывались на мне.

Потому что подъем бессознательного - это всегда лютый пиздец. А перенос всегда происходит через подъем бессознательного...

Четвертое. В психологии есть такое понятие, как конгруэнтность. Попытка провести коррекцию (хотя правильнее называть ее терапией) неосведомленного в том пациента приводит к тому, что человек попадает в неконгруэнтное психологическое окружение. Хотите вы или нет - но он чувствует, что что-то не так. Это в точности та обстановка, в которой у пациента развивается обсессивно-компульсивное расстройство. В частности, это реализуется в форме мании преследования.

В следующей части мы займемся чудачествами СБУ, так вот - ребята, поднимайте случай на рыбалке. Ой, какие глаза тогда были у человека, а ведь всего лишь понаблюдать хотел...

Ну вот хотели полечить человека - и огребли по самое здравствуй Маша я Дубровский...

Выводы. Нарушение методики проведения психотерапии, произошедшее в связи с неадекватной диагностикой кейса, а также благие намерения - не могли не привести к отрицательным результатам. На излете существования СССР я поймал последнее благословение гуманно задуманной, но в целом - несколько бездарно скомпонованной системы. Причина такой вот структуры системы заключалась в особенностях строя, идеологии и социальной политики Советского Союза. На самом деле, как мне думается, во множестве случаев такой подход давал, и возможно - дает и сейчас - неплохие в среднем по больнице результаты. Просто случай получился из ряда вон...

В общем, как сказал классик:

Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил...
Tags: Тайна личности Льва Абалкина
Subscribe

  • Базар за царя...

    В данном ролике Татьяна Монтян расходилась... "Ну, и я разошелся, в смысле - я расходился"... Как человек, к которому много лет одни и…

  • Литрес отжег...

    Вы меня пардоньте, конечно, но ИМХО разум и Оттепель суть диаметрально противоположные процессы...

  • Облажались

    Федеральное бюро расследований (ФБР) США отказалось комментировать ироническое предложение компании «Конкорд», принадлежащей бизнесмену Евгению…

promo bigdrum february 17, 2019 22:31 6
Buy for 10 tokens
На мейл-ру пролетела очередная "желтая" новость, коих не счесть. Касательно контактов с инопланетянами. В силу чего, втыкая по причине небольшой эмоциональной раздолбанности, я вот тут вдруг решил взять и откомментировать это дело. Да, ребята! МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ НЛО, ПРИШЕЛЬЦАХ…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments